КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В
УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»
Выполнила: студентка 2 курса
Шаваева Н.О.
Проверила:
Маржохова М.А.
Нижний Новгород 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Содержание, значение и задачи
финансовой политики……………....4
1.1.
Финансовая стратегия и тактика…………………………………...5
1.2.
Бюджетная политика России в современных
условиях………….8
1.3.
Налоговая политика………………………………………………..11
Глава II. Механизм реализации финансовой
политики
2.1. Значение
правового оформления финансовой политики………….13
2.2. Цели
государственной финансовой политики……………………...15
2.3. Анализ
проводимой финансовой политики на примере
Министерства здравоохранения и социального
развития………………………….18
2.4. Недостатки
финансовой политики…………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………….40
Введение.
Данная тема является
наиболее актуальной в связи
со сложившейся кризисной ситуацией
в стране, так как финансовая
политика – это один из наиболее
важных рычагов воздействия на
общее состояние развития страны
и активность её на мировой
арене.
Целью работы является исследование процесса
государственной политики в области социально
– экономического развития России, изучение
теоретических и практических аспектов
финансовой политики России. Для достижения
поставленной цели в работе нужно решить
следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы
финансовой политики государства;
- провести анализ финансовой
политики России;
- дать рекомендации по совершенствованию
финансовой политики России.
Объектом исследования
является современная ситуация
в стране, которая свидетельствует
о необходимости усиления регулирующей
роли государства в реформировании
отношений собственности, вертикали
федеративного устройства, институциональных
преобразованиях и достижении
сбалансированности между экономической
эффективностью и социальной
справедливостью в обществе. Повышение
качества жизни граждан является
ключевым вопросом государственной
политики. Проведение финансовой
политики затрагивает материальные
интересы почти каждого члена
нашего общества, ущемление которых
вызывает серьезные негативные
политические, социальные и экономические
последствия, способные расшатать
основы общества. От эффективности
и надежности финансовой политики
в значительной степени зависит
успех в преодолении финансово
- экономического кризиса, снижении
инфляции и росте финансовой
стабилизации. Изучение и анализ
недостатков финансовой политики
РФ может помочь современным финансистам
в построении более совершенной финансовой
системы России.
Глава 1.
В любом обществе
государство использует финансы
для осуществления своих функций
и задач, достижения определенных
целей. Важную роль в реализации
поставленных целей играет финансовая
политика. В процессе её выработки
и претворения в жизнь обеспечиваются
условия выполнения задач, стоящих
перед обществом; она выступает
активным орудием воздействия
на экономические интересы.
Финансовая политика
есть материализованная в финансовые
решения и в практику, осознанная
государством и обществом, предприятиями
и фирмами необходимость роста
благосостояния общественного и
частного капитала. Делается это
через объективно присущую финансам
функцию распределения и перераспределения
вновь создаваемой стоимости,
выраженной в денежной форме.
Содержание финансовой
политики заключается в следующих
звеньях:
- выработка научно обоснованных
концепций развития финансов. Они
формируются на основе изучения
требований экономических законов,
всестороннего анализа состоянии
развития хозяйства, перспектив
развития производительных сил
и производственных отношений,
потребностей населения;
- определение основных направлений
использования финансов на перспективу
и текущий период; при этом
исходят из путей достижения
поставленных целей, предусмотренных
экономической политикой, учитываются
международные факторы, возможности
роста финансовых ресурсов;
- осуществление практических действий
, направленных на достижение поставленных
целей.
Единство трех
основных звеньев определяет
содержание финансовой политики.
Бесперспективна финансовая политика,
не содержащая основных концепций
развития финансов, то есть ориентированная
на удовлетворение текущих потребностей;
вместе с тем нереалистична
финансовая политика, ограниченная
только выработкой основных концепций
и направлений использования
финансов без подкрепления их
практическими действиями государства.
Одним из элементов
макроэкономической политики является
государственная финансовая политика.
В настоящее время государственная
финансовая политика России направлена
на преодоление последствий финансово
– экономического кризиса, стабилизацию
социально – экономической ситуации
в стране. Финансовая политика
определяет перспективы развития
всех секторов экономики.
1.1.
В зависимости от
длительности периода и характера
решаемых задач финансовая политика
подразделяется на финансовую
стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия
– долговременный курс финансовой
политики, рассчитанный на перспективу
и предусматривающий решение
крупномасштабных задач, определенных
экономической и социальной стратегией.
В процессе её разработки прогнозируются
основные тенденции развития
финансов, формируются концепции
их использования, намечаются
принципы организации финансовых
отношений. Выбор долговременных целей
и составление целевых программ в финансовой
политике необходимы для концентрации
финансовых ресурсов на главных направлениях
экономического и социального развития.
Финансовая тактика
– направлена на решение задач
конкретного этапа развития общества
путем своевременного изменения
способов организации финансовых
связей, перегруппировки финансовых
ресурсов. При относительной стабильности
финансовой стратегии финансовая
тактика должна отличаться гибкостью,
что предопределяется подвижностью
экономических условий, социальных
факторов и др.
Стратегия и тактика финансовой
политики взаимосвязаны. Стратегия создает
благоприятные возможности для решения
тактических задач. Тактика, выявляя решающие
участки и узловые проблемы развития экономики
и социальной сферы, путем своевременного
изменения способов, форм организации
финансовых связей, позволяет в более
сжатые сроки с наименьшими потерями и
затратами решать задачи, намечаемые финансовой
стратегией.
Финансовая
политика как специфическая область
человеческой деятельности относится
к категориям надстройки. Между
нею и экономическим базисом
общества существует тесная взаимосвязь.
С одной стороны, финансовая
политика порождается экономическими
отношениями; общество не свободно
в выработке и проведении политики;
последняя обусловлена экономикой.
С другой стороны, возникая
и развиваясь на основе экономического
базиса, финансовая политика обладает
определенной самостоятельностью;
у неё специфические законы
и логика развития. В силу этого
она оказывает обратное влияние
на экономику, состояние финансов.
Это влияние может быть различно:
в одних случаях посредством
проведения политических мероприятий
создаются благоприятные условия
для развития экономики, в других
– оно тормозится. При выработке
финансовой политики следует
исходить из конкретных исторических
условий. Они должны учитывать
специфику каждого этапа развала
общества, особенности как внутренней,
так и международной обстановки,
реальные экономические и финансовые
возможности государства.
Своевременное изменение финансовой
политики на основе учета особенностей
текущего момента, назревших потребностей
экономического развития дает возможность
в более короткий срок и с меньшими
издержками решить стоящие перед
страной задачи. Немаловажным требованием,
предъявляемым к финансовой политике,
является соблюдение комплексного подхода
при её выработке и проведении, то есть
согласование мероприятий, проводимых
во всех звеньях финансовой системы, путем
их ориентации на выполнение основной,
ключевой задачи определенного этапа
развития, а также обеспечение тесной
взаимосвязи между составными частями
экономической политики – финансовой,
кредитной, политики в области ценообразования,
заработной платы.
Финансовая политика,
являясь формой экономической
политики, призвана присущими ей
специфическими способами и методами
содействовать достижению целей и выполнению
задач, поставленных экономической политикой.
Многовариантность расчетов, учет множества
факторов, использование метода «наложения»
финансовых мероприятий на конкретную
экономическую ситуацию в стране, прогнозирование
результатов при выработке концепции
финансовой политики требуют широкого
использования математического моделирования,
электронно – вычислительной техники.
Необходимым условием является также
наличие обширной, достоверной информации
о состоянии дел в экономической и социальной
сферах. Учитывая сложность разработки
политики, приходится рассматривать разнообразные,
нередко противоречивые тенденции экономического
развития, использовать различные способы
изучения экономических процессов и явлений,
применять выводы теории к конкретным
жизненным обстоятельствам, классики
политической экономии определяли политику
как искусство.
Целью финансовой
политики является наиболее полная
мобилизация финансовых ресурсов,
необходимых для удовлетворения
насущных потребностей развития общества.
В соответствии с этим финансовая политика
призвана создать благоприятные условия
для активизации предпринимательской
деятельности. Большое внимание уделяется
определению рациональных форм изъятия
доходов предприятий в пользу государства,
а также доли участия населения в формировании
финансовых ресурсов. Важное значение
придается повышению эффективности использования
финансовых ресурсов путем их распределения
между сферами общественного производства,
а также их концентрации на главных направлениях
экономического и социального развития.
В процессе выработки финансовой политики
определяются принципы построения финансового
механизма, позволяющего наиболее успешно
выполнить вышеперечисленные задачи.
Финансовая политика
играет важную роль в развитии
производительных сил и рациональном
их размещении по территории
страны. Она способствует обеспечению
финансовыми ресурсами целевых
программ, сосредоточению средств
на ключевых направлениях развития
экономики, стимулированию роста
эффективности производства, повышению
заинтересованности всех регионов
в развитии хозяйства, использовании
местных сырьевых ресурсов.
1.2.
Бюджетная политика
представляет собой целенаправленное
воздействие государства на экономику
путем изменения объема и структуры
государственных расходов, налогообложения
и государственной собственности,
которые в совокупности являются
инструментами ее проведения. Сама
же бюджетная политика, основные
параметры которой находят свое
отражение в бюджете, выступает
как инструмент управления государственными
финансами. В первую очередь
при определении институциональных
основ бюджетной политики должно
быть сформировано представление
о возлагаемых на государство
обязанностях, исходя из этих обязанностей
формируются расходы, а величина необходимых
расходов позволяет определить требуемые
доходы. Функции государства должны быть
четко структурированы и законодательно
закреплены. При этом определение величины
налогового бремени при проведении бюджетной
политики должно основываться не только
на современных налоговых теориях, но
и отражать качество выполнения государством
своих функций. Неясность в вопросе о возложенных
на государство функциях создает благоприятную
среду для размывания финансового потенциала
государства, разрастания бюрократического
аппарата и расходования средств на удовлетворение
мнимых потребностей, при том что реальные
потребности игнорируются.
Основу бюджетной политики
составляют стратегические направления,
определяющие перспективы формирования
и использования финансовых ресурсов
с целью решения главных задач,
вытекающих из особенностей функционирования
экономики. Поэтому рассмотрение
государства в качестве субъекта
финансовых отношений предполагает
прежде всего концентрацию внимания именно
на финансовых ресурсах, которыми оно
распоряжается с целью выполнения возложенных
на него функций. Приоритеты бюджетной
политики как инструмента управления
национальной экономикой не оставались
постоянными. Они менялись вместе с развитием
бюджетных систем, изменением внешних
экономических условий и ростом отрицательных
эффектов чрезмерного роста государственного
вмешательства в их экономику. Государственные
финансы как механизм, нацеленный на устранение
или смягчение провалов рынка, так же далек
от совершенства. В этом отношении важную
роль играет анализ издержек и выгод рациональности
различных государственных программ и
проектов. Однако осуществить их адекватную
оценку на основе формализованных процедур
соизмерения затрат и результатов крайне
сложно, так как издержки и выгоды оцениваются
с позиций не индивида, а всего общества.
Понимание бюджетной политики как процесса
обмена между индивидами и государством,
при котором каждый стремится к достижению
своих целей, соглашаясь платить налоги
в обмен на необходимые общественные блага,
имеет принципиально важное значение
при выработке конкретных решений в бюджетно-налоговой
сфере. В таком понимании бюджетная политика
базируется на компромиссе финансовых
интересов всех участников воспроизводственного
процесса и становится активным инструментом
укрепления экономического потенциала
страны. Доходы, которые собирает государство
через налоги, являются вознаграждением
за предоставление благ, которые в данных
условиях наилучшим образом может предоставить
именно государство. Данная интерпретация
бюджетной политики является теоретическим
фундаментом для обоснования значимости
проблем нахождения правильного для данных
условий соотношения роли рынка и государства,
а также разработки системы критериев
эффективности расходования государственных
средств. Конечной целью бюджетной политики
является обеспечение конкурентоспособности
национальной экономики, что, в свою очередь,
предусматривает стимулирование экономического
роста, формирование эффективных рыночных
институтов, достижение высокого уровня
занятости и благосостояния населения,
антиинфляционное регулирование. Социально-экономическая
результативность бюджетной политики
характеризует соответствие общественных
расходов и их результатов тем целям, которые
преследует государство, регулируя социально-экономические
процессы. Данные цели не всегда совместимы
друг с другом и носят порой противоречивый
характер. Это явление часто иллюстрируется
«кривой Филипса», которая показывает,
что одновременно с сокращением безработицы
происходит рост инфляции, а снижение
последней сопровождается ростом безработицы.
Таким образом, полное и одновременное
достижение всех целей бюджетной политики,
как и экономической политики в целом,
является трудновыполнимой задачей. Поэтому
в зависимости от конкретной ситуации
бюджетная политика ориентирована на
улучшение тех или иных макроэкономических
показателей. Согласованность бюджетной
и денежной политики обеспечивает результативность
государственного регулирования, напротив
ее отсутствие неизбежно приводит к кризисным
явлениям. Инструменты бюджетной и денежной
политики дополняют друг друга, составляя
единую систему инструментов государственного
воздействия на экономику, поэтому во
многих случаях сложно провести четкую
грань между ними. Согласованность денежной
и бюджетной политики достигается посредством
взаимодействия Правительства, Центрального
банка и Парламента. Бюджетная политика
государства в сочетании с денежной призвана
обеспечить формирование благоприятных
условий социально-экономического развития
в России.