Финансовая политика России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Содержание

Введение
Глава 1. Содержание, цели и основные типы финансовой политики государства
1.1 Цели и механизм финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе
2.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики
2.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

реферат новый.docx

— 44.34 Кб (Скачать)

Изменяется система  управления финансами. Вместо единого  органа управления возникает несколько  самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета  и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. В 30-60-х годах XX в. она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х годах  в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-директивная  финансовая политика применялась в  странах, использовавших административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и  финансовый механизм. Основной задачей  финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых  производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным  планом финансовых ресурсов. Изъятие  средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных  государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы  использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом  по минимальным нормам, что отрицательно сказалось на развитии отраслей социальной сферы.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Других государственных  управленческих органов в области  финансов не существовало.

Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для  обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной  войны, восстановления народного хозяйства  и т.п.). Однако использование такой  финансовой политики в условиях нормального  функционирования экономики привело  к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового  положения государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая политика - это совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: определение основных целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства и др. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Целевые направления проведения финансовой политики: фискальное, связанное с балансированием доходов и расходов государства и регулирующее, связанное с регулированием экономических процессов (экономический рост, занятость населения, уровень инфляции, состояние валютного курса и т.п.). Важная составляющая финансовой политики - финансовый механизм. Он бывает директивный и регулирующий. В сферу директивного включаются налоги, расходы бюджета, финансовое планирование и т.п. Регулирующий механизм характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

Основные типы финансовой политики: классический - основное направление - невмешательство государства  в экономику, сохранение свободной  конкуренции, использование рыночного  механизма как главного регулятора хозяйственных процессов; регулирующий - вмешательство и регулирование  государством циклическое развитие экономики; планово-директивный - максимальная концентрация финансовых ресурсов у  государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Финансовая политика России на современном  этапе

2.1 Текущее положение  России и перспективы в области  финансовой политики

Финансовая политика состоит из следующих главных  компонентов:

налоговой политики;

бюджетной политики;

денежно-кредитной  политики;

ценовой политики;

таможенной политики;

социальной политики;

инвестиционной  политики.

Бюджетная политика РФ сводится к:

определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;

установлению  оптимальных взаимоотношений между  федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;

оптимизации структуры  расходной части бюджета;

распределению расходов между бюджетами разных уровней;

определению доли федерального бюджета в общей  сумме консолидированного бюджета;

управлению государственным  долгом;

определению источников финансирования дефицита бюджета и  т.п.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета (см. Приложение 1) www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики .

Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и  дальнейшую перспективу. www.kremlin.ru. Президент России. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию  бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок  для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная  политика должна создавать источники  повышения конкурентоспособности  российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти  обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

В этих целях  необходимо решение следующих основных задач.

Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.

При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях  сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

Следует предусмотреть  последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные для устойчивого  выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает, в том числе планирование бюджетных  расходов исходя из консервативного  сценария развития мировой экономики.

Третье. Перейти  к режиму жесткой экономии бюджетных  средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта  от каждого бюджетного рубля.

Необходимо четко  определить приоритеты и цели использования  бюджетных средств, проведя подробную  и внимательную инвентаризацию бюджетных  расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При  принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый  эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его  достижение.

Целесообразно в максимальной степени реализовать  программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть  бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные  целевые программы, приоритетные национальные проекты.

Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.

Четвертое. Определить оптимальные формы поддержки  реального сектора экономики  и финансовой системы, исключающие  иждивенчество и создающие стимулы  для внедрения и развития современных  технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

Пятое. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам  за счет бюджетных средств.

Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных  программ, современных форм организации  предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном  секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.

Необходимо определить сферы, в которых целесообразен  переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах  граждан на конкурентном рынке, и  начать соответствующие преобразования.

Шестое. Усовершенствовать  механизмы государственных закупок  за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных  методов управления инвестиционными  проектами.

Система государственных  закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен  и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а  также задержки в реализации соответствующих  процедур.

Государственные закупки должны использоваться, в  том числе в качестве инструмента  управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа  стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности  эффективных производителей.

Седьмое. Определить экономически оправданный уровень  налоговой нагрузки и структуру  налогов, соответствующие современной  стадии развития российской экономики  и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых  технологий.

Необходимо определить, возможно, ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта  от увеличения страховых взносов  в системе пенсионного и медицинского страхования.

Одновременно  требуется принять меры по мобилизации  дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения  современных технологий налогового администрирования.

Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения  на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное  расходование средств, создать стимулы  для расширения собственного доходного  потенциала.

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе