Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:06, курсовая работа
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение
Глава 1. Содержание, цели и основные типы финансовой политики государства
1.1 Цели и механизм финансовой политики
1.2 Типы финансовой политики
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе
2.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики
2.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики
Заключение
Список используемых источников
Изменяется система
управления финансами. Вместо единого
органа управления возникает несколько
самостоятельных
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах. В 30-60-х годах XX в. она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии.
Финансовый механизм
в этих условиях исходит из необходимости
сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного
Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление финансами
осуществлялось из единого центра -
Министерства финансов, которое занималось
всеми вопросами использования
финансового механизма в
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Однако использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: определение основных целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства и др. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Целевые направления проведения финансовой политики: фискальное, связанное с балансированием доходов и расходов государства и регулирующее, связанное с регулированием экономических процессов (экономический рост, занятость населения, уровень инфляции, состояние валютного курса и т.п.). Важная составляющая финансовой политики - финансовый механизм. Он бывает директивный и регулирующий. В сферу директивного включаются налоги, расходы бюджета, финансовое планирование и т.п. Регулирующий механизм характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.
Основные типы
финансовой политики: классический - основное
направление - невмешательство государства
в экономику, сохранение свободной
конкуренции, использование рыночного
механизма как главного регулятора
хозяйственных процессов; регулирующий
- вмешательство и регулирование
государством циклическое развитие
экономики; планово-директивный - максимальная
концентрация финансовых ресурсов у
государства для их последующего
перераспределения в
Глава 2. Финансовая политика России на современном этапе
2.1 Текущее положение
России и перспективы в
Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:
налоговой политики;
бюджетной политики;
денежно-кредитной политики;
ценовой политики;
таможенной политики;
социальной политики;
инвестиционной политики.
Бюджетная политика РФ сводится к:
определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
установлению
оптимальных взаимоотношений
оптимизации структуры расходной части бюджета;
распределению расходов между бюджетами разных уровней;
определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
управлению государственным долгом;
определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета (см. Приложение 1) www.gks.ru. Федеральная служба государственной статистики .
Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу. www.kremlin.ru. Президент России. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах
Бюджетная политика
должна быть ориентирована на адаптацию
бюджетной системы к
Бюджет не должен
становиться ни источником финансовой
нестабильности, ни дополнительным фактором
падения деловой активности. Бюджетная
политика должна создавать источники
повышения
В этих целях необходимо решение следующих основных задач.
Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.
При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.
Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает, в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.
Третье. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
Целесообразно
в максимальной степени реализовать
программно-целевой принцип
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
Четвертое. Определить
оптимальные формы поддержки
реального сектора экономики
и финансовой системы, исключающие
иждивенчество и создающие
Пятое. Обеспечить
кардинальное повышение качества предоставления
гражданам государственных
Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.
Необходимо определить
сферы, в которых целесообразен
переход от производства услуг государством
к их приобретению в интересах
граждан на конкурентном рынке, и
начать соответствующие
Шестое. Усовершенствовать
механизмы государственных
Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.
Государственные
закупки должны использоваться, в
том числе в качестве инструмента
управления структурными преобразованиями
в российской экономике, способа
стимулирования технологической модернизации
и повышения
Седьмое. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.
Необходимо определить,
возможно, ли снижение налоговой нагрузки
в целях смягчения
Одновременно требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.
Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.
Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе