Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:09, курсовая работа
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.[1]
Содержание
1 Сущность и цели финансовой политики. 3
1.1 Содержание финансовой политики. 3
1.2 Виды финансовой политики. 4
2. Финансовая политика в России. 5
2.1. Общая характеристика. 5
2.2. Финансовая политика в 2004 г. и необходимость новой бюджетно-кредитной стратегии. 8
2.3. Необходимость преодоления сжатия внутренних бюджетных расходов и снижения бремени внешней финансовой зависимости. 11
2.4.Стабилизационный фонд. 13
2.5.Пересмотр ориентиров денежно-кредитной политики. 15
Литература: 18
За тенденцией сокращения
государственных доходов и
Так, жилищно-коммунальная
реформа продвигается лишь в двух
направлениях: повышения тарифов
на услуги предприятий ЖКХ и
Если многие страны
идут по пути "социализации" своих
бюджетных расходов, то в России
проводимая финансовая политика породила
противоположную тенденцию. Факторы
социальной политики приобретают все
большее значение в обеспечении
поступательного развития стран
с рыночной экономикой. Объективная
потребность в
Чтобы преодолеть негативные тенденции в социальной политике, необходимо изменить типологию финансовой политики, усилить ее положительную социальную функцию. Эффективная финансовая политика должна стать рычагом формирования в России социально ориентированной рыночной экономики.
2.2. Финансовая политика в 2004 г. и необходимость новой бюджетно-кредитной стратегии.
Оценка характера
типологии и стратегической направленности
спроектированной на 2004 г. и среднесрочную
перспективу бюджетно-
В программе, прогнозе
и проекте федерального бюджета
на 2004 г. сохранялась преемственность
либерально-монетаристской политики,
причем с усилением административно-
Сокращается на основе аргументов, отрицающих современный опыт и практику развития западных стран (США, Западной Европы), общий финансовый потенциал доходов федерального центра: доходы федерального бюджета (без ЕСН) снижаются с 15,7% ВВП (что итак в 2 раза ниже, чем в большинстве развитых европейских стран, в том числе Франции, Германии, Италии, Великобритании) до 15,1% в 2004 г. В 2004 г. проектировалось снижение доходов федерального бюджета по сравнению с 2003 г. даже в реальном выражении на 4,9%. Возникает вопрос: в чем же тогда смысл экономического роста и кому достаются его результаты? Либерально-монетаристская идеология бюджетной политики полностью согласуется с рекомендациями, концентрирующимися в тезисе "меньше государства". Сокращение государственных расходов вследствие директивного сдерживания финансово-бюджетного потенциала, централизуемого в руках государства, сказывается не только на финансовом положении государственного сектора и бюджетной сферы, но и на общей динамике уровня жизни населения. Вопреки приоритетной задаче снижения уровня бедности прогноз и программа правительства предусматривают последовательное снижение темпов роста реальных (располагаемых) доходов населения: 2000 г. - 11,9%; 2001 г. - 8,5; 2002 г. - 9,9; 2003 г. -9,2; 2004 г. - 6,7(8,1%); 2005 г. - 6,7(8,1%); 2008 г. - 6,5%(8,0%). Следует отметить, что статистика реальных доходов "непрозрачна" в отношении связи типологии бюджетно-налоговой политики и проблемы бедности: в располагаемые денежные доходы населения включаются не только доходы, формирующиеся за счет оплаты труда, но и доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, доходы от собственности, проценты по депозитам и ценным бумагам, дивиденды, которые существенно влияют на динамику реальных доходов населения. В 2004 г. дивиденды за счет прибыли прогнозировались в сумме 188,5 млрд. руб., что, кстати, означает прямой вычет из инвестиционных ресурсов предприятий. При этом федеральный бюджет в 2004 г. получил за счет дивидендов от своей собственности в Газпроме, РАО "ЕЭС России", Роснефти, Транснефти лишь 12,5 млрд. руб.
Проводится политика
неэффективного (т. е. за счет потерь доходов
бюджетной системы и без
Таким образом, основанная
на либерально-монетаристской концепции
бюджетно-налоговая и
Представляется существенным
вопрос о качестве экономического роста
в России, формируемого структурой
экономики и структурой ВВП. В
программе и прогнозе говорится,
что произойдет структурный сдвиг
в пользу обрабатывающих отраслей.
При этом наибольший прирост будет
достигнут в машиностроении и
металлообработке, что станет результатом
опережающего роста инвестиций по сравнению
с валовым внутренним продуктом.
Но именно отрасли обрабатывающей промышленности
и машиностроения испытывают недостаток
инвестиций, оборотного капитала и
имеют фактически полностью (если учитывать
моральный износ) изношенные основные
производственные фонды. Надежного
и сколько-нибудь видимого механизма
перелива капитала в эти отрасли
в планах реформирования не предусматривается.
В условиях сложившейся мировой
конъюнктуры и проводимой либеральной
политики эффективных инструментов,
обеспечивающих перелив капитала из
отраслей топливно-энергетического
комплекса, правительство не имеет.
Инвестиционная функция федерального
бюджета минимизирована и реально
исчезла. Поэтому остается надежда,
что экономический рост "вытянет"
сфера традиционных услуг: прогнозируется
увеличение доли услуг в сфере
развития малого предпринимательства
(в основном в сферах бытовых услуг,
туризма, профессиональных услуг в
финансовом секторе) и повышения
конкурентоспособности
2.3. Необходимость преодоления сжатия внутренних бюджетных расходов и снижения бремени внешней финансовой зависимости.
В 2004 году и далее в среднесрочной перспективе продолжилось проведение политики бездефицитности федерального бюджета. Эта российская бюджетная политика обосновывается правительством тремя аргументами: необходимостью создания финансового резерва для гарантированной уплаты расходов по внешнему долгу (на обслуживание и погашение); задачей ограничения (сдерживания) непроцентных бюджетных расходов, т. е. на внутренние (свои) нужды как условия и фактора, позволяющего проводить политику снижения налогов на частный сектор; потребностью "стерилизации" излишних бюджетных расходов блокированием ("замораживанием") части бюджетных доходов на счетах Минфина РФ в федеральном казначействе как антиинфляционного фактора. Все эти "обоснования" не служат интересам прорыва в политике экономического роста, блокируют активный и интенсивный выход на инновационный путь развития.
В 2004 г. политика бездефицитности федерального бюджета в сочетании с ограничением бюджетных расходов проводилась с еще большей последовательностью и жесткостью. Реализовывался новый принцип бюджетной политики: исключение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики и ограничение уровня непроцентных расходов федерального бюджета; сокращение доли государственных расходов в ВВП и сохранение их уровня в реальном выражении (с учетом инфляции), т. е. "замораживание" их физического объема на ряд лет, что фактически означает исключение расходов федерального бюджета из факторов роста ВВП.
Ограничений на рост процентных расходов и расходов по погашению государственного долга в федеральном бюджете не накладывается. Проводится крайне необоснованная политика признания государственными долгами коммерческих долгов бывших и исчезнувших хозяйствующих субъектов СССР и ускоренного погашения внешнего долга без четкого определения периода этой кризисной финансовой политики.
Политика бездефицитности федерального бюджета в сочетании с формированием стабилизационного фонда и ускоренного погашения внешнего долга деформирует всю финансово-бюджетную систему и денежно-кредитную политику.
Федеральный бюджет на 2004 г. предусматривал профицит бюджета в сумме 83,4 млрд. руб. Это достигалось за счет снижения уровня непроцентных (внутренних) расходов до 12,6% к ВВП по сравнению с 13,0% в 2003 г.
Политика сжатия бюджетных расходов на цели социально-экономического развития страны директивно реализуется в отношении всей бюджетной системы путем централизации налоговых источников на федеральном уровне, введением жестких контрольных мер и санкций в отношении субъектов Федерации, не придерживающихся так называемых федеральных стандартов в сфере ЖКХ, оплате бюджетников, финансировании дорожного хозяйства и ограничении долговых обязательств на субфедеральном и местном уровнях; непроцентные расходы консолидированного бюджета уменьшаются с 26,5% ВВП в 2003 г. до 24,8% ВВП в 2004 г.
На задворки бюджетной
политики оттеснен весь реальный сектор,
преодоление кризиса АПК, формирование
бюджетных резервов и гарантий для
отечественных предприятий в
связи с предстоящим
В проекте федерального бюджета свернута инвестиционная функция федерального бюджета во взаимоотношениях с национальной экономикой: на стройки и объекты производственного и специального комплексов предусмотрено 17,64 млрд. руб. (около 552 млн. долл.), что составляет 0,66% расходов федерального бюджета (расходы на обслуживание и погашение внешнего долга, предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2004 г., в 36 раз больше инвестиций производственного назначения из федерального бюджета).
Политика директивного
ограничения государственных
Федеральный бюджет по своим финансово-экономическим функциям в существенной степени превращен в механизм изъятия финансовых ресурсов из национальной экономики на содержание государства и финансирование внешнедолговой зависимости (14-18 млрд. долл. ежегодно в 2000-2008 гг.). Общая доля расходов из федерального бюджета на содержание государства в отношении его властных функций и обслуживание внешнего государственного долга в 2004 г. составило 61,1% непроцентных расходов федерального бюджета, или 53,2% общих расходов (за вычетом трансфертов Пенсионному фонду РФ). Если же учесть выплаты на погашение внешнего государственного долга, то отвлекаемая из финансирования экономики и социальной сферы часть бюджетных расходов составляет 1 трлн. 545 млрд. руб., т. е. 69,6% расходов годового федерального бюджета на 2004 г. (без ЕСН). Такая бюджетная политика не отвечает потребностям обеспечения экономического роста и может рассматриваться как один из важнейших тормозов развития России.
Внешнедолговая зависимость России сформировалась в значительной степени не экономическими потребностями и задачами, а политическими причинами, поэтому ее решение не должно рассматриваться лишь через призму состояния платежного баланса. Большая часть внешних займов, в том числе все долги СССР, не проходили через бюджетную систему и не были источниками финансирования бюджетных дефицитов. Либерально-монетаристская политика неправомерно возложила обслуживание и погашение таких долгов на плечи налогоплательщиков (на федеральный бюджет), ущемляя интересы регионов, населения и извлекая безвозвратно из деловой сферы огромные ресурсы. Созданный бюджетно-налоговый механизм резервирования и формирования профицитов бюджета трансформировал источники внутреннего российского фондового рынка, банковского капитала в источники погашения внешнего долга, тем самым в существенной степени снизил возможности фондового рынка и банковского сектора в финансировании российской экономики.
Информация о работе Финансовая политика рф на современно этапе