Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:09, курсовая работа
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.[1]
Содержание
1 Сущность и цели финансовой политики. 3
1.1 Содержание финансовой политики. 3
1.2 Виды финансовой политики. 4
2. Финансовая политика в России. 5
2.1. Общая характеристика. 5
2.2. Финансовая политика в 2004 г. и необходимость новой бюджетно-кредитной стратегии. 8
2.3. Необходимость преодоления сжатия внутренних бюджетных расходов и снижения бремени внешней финансовой зависимости. 11
2.4.Стабилизационный фонд. 13
2.5.Пересмотр ориентиров денежно-кредитной политики. 15
Литература: 18
Содержание
1 Сущность и цели финансовой политики. 3
1.1 Содержание финансовой политики. 3
1.2 Виды финансовой политики. 4
2. Финансовая политика в России. 5
2.1. Общая характеристика. 5
2.2. Финансовая политика в 2004 г. и необходимость новой бюджетно-кредитной стратегии. 8
2.3. Необходимость
преодоления сжатия внутренних
бюджетных расходов и снижения
бремени внешней финансовой
2.4.Стабилизационный фонд. 13
2.5.Пересмотр ориентиров денежно-кредитной политики. 15
Литература: 18
1 Сущность и цели финансовой политики
1.1 Содержание финансовой политики
Финансовая политика
– основополагающий элемент в
системе управления финансами. Исходя
из определения финансов как экономических
отношений по формированию, распределению,
перераспределению и
Во все времена
главной целью финансовых отношений
являлась такая их организация, которая
была бы направлена на обеспечение
роста общественного богатства.
Достижение этой цели возможно лишь при
эффективности конкретных форм распределения,
перераспределения и
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Политика охватывает
все направления деятельности государства.
В зависимости от сферы общественных
отношений, которая является объектом
политического воздействия, говорят
об экономической или социальной,
культурной или технической, бюджетной
или кредитной, внутренней или внешней
политике. Финансовая политика имеет
самодовлеющее самостоятельное
значение и в то же время является
важнейшим средством реализации
политики государства в любой
области общественной деятельности,
будь то экономика, социальная сфера, военная
реформа или международные
Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:
1. определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
2. определение
основных направлений
3. подбор и
расстановка кадров, способных решить
поставленные задачи, организовать
их выполнение, и, собственно, осуществление
практических действий, направленных
на достижение намеченных
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.
Качество финансовой политики оценивается в соответствии с тем, насколько она отвечает интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Для оценки финансовой
политики данного правительства
и для рекомендаций по ее корректировке
в первую очередь необходимо иметь
ясную программу общественного
развития с выделением интересов
всего общества и отдельных групп
населения, характеристикой перспективных
и более близких задач, определением
сроков и методов их решения. Только
при таком условии можно
Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований. [4]
1.2 Виды финансовой политики
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой (например, обеспечение высокой занятости, стимулирование экономического роста, выравниванием платежного баланса и др.) ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
1. рост государственных расходов;
2. снижение налогового бремени.
Если же правительство
пытается удержать объем выпуска
продукции на его типичном для
рассматриваемой страны уровне и
поддержать стабильность цен, то считается,
что государством проводится политика
стабилизации. При этом было бы неверно
считать, что политика стабилизации
подменяет стимулирующую и
В свою очередь политика
ограничения деловой
Сдерживающая политика подразумевает:
1. уменьшение правительственных расходов;
2. увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.[9]
2. Финансовая политика в России
2.1. Общая характеристика
Финансовая политика в России противоположна кейнсианской идеологии, которую на практике использует большинство высокоразвитых стран, гибко сочетающих ее рекомендации с принципиальными положениями монетаризма и рыночной либерализации. Типология кейнсианской политики не отрицает, а интегрирует и консолидирует в едином механизме "настройки" рыночных параметров и финансовых инструментов регулирующую роль рынка с сильной финансовой политикой государства, возрастающей централизацией бюджетных ресурсов на цели инновационного экономического роста, социального финансирования.[6]
В России директивно проводится политика сокращения финансового потенциала государства (табл. 1), и вся перспектива экономического роста отдается "на откуп" частному бизнесу без должного учета его возможностей и присущих ему в России органических недостатков, связанных с исторической незрелостью, незавершенностью рыночной трансформации, криминализацией. Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы в пользу монопольного сектора и душат конкурентный сектор национальной экономики.
Жесткая ограничительная бюджетная политика проводится в отношении как федерального бюджета, так и региональных и местных бюджетов, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужается, в том числе и посредством установления и требований исполнения федеральных стандартов.
Российскую финансовую политику необоснованно подводить и под монетаризм в его "милтоновском" понимании. Между российской денежно-кредитной политикой и в целом финансовой политикой есть, конечно, нечто общее с идеями известного американского профессора, идеолога монетаризма М. Фридмэна, однако в существенных чертах она отходит от современного западного монетаризма.
Таблица 1
Тенденция сокращения государственных доходов и расходов в Российской Федерации (в% ВВП)
|
Источники: Россия в цифрах. 2003: Крат. стат. сб. - М.: Госкомстат России. 2003. С. 29; Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.); Материалы приложений к проекту федерального бюджета на 2004 г.
В России проводилась политика сжатия денежной массы как основного рычага против инфляции. Рублевая денежная монетизация ВВП упала с 73,2% в 1990 г. до 12,3% в 1995 г. и находится на уровне 15,9%, по данным за 2002 г. Российский монетаризм в отличие от западного носил жесткий директивно-рестрикционный характер, что было одной из главных причин (другая - массовая приватизация государственных предприятий) спада, разрушения передовых отраслей, резкого сокращения потребностей в квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах. Денежная масса не компенсировала рост цен, что привело к истощению оборотных средств предприятий.
В рамках директивной
либерально-монетаристской политики не
удается эффективно сочетать политику
ограничения инфляции и политику
экономического роста, поскольку главные
факторы инфляции в переходной экономике
- неконтролируемое формирование затрат
и доходов хозяйствующих
Таким образом, в России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов.
Эффективность финансовой политики характеризуется критериями, которые выражают степень реализации стратегической (главной) целевой функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени. Оценка зависит от того, кто является ее главным творцом, с каких позиций она оценивается.
Критерием эффективности финансовой политики должна стать степень реализации целей и задач, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию РФ: как минимум удвоение ВВП до 2010 г.; создание современной сильной российской экономики и эффективного государства; преодоление бедности. Эти цели преломляются в системе настройки финансовых инструментов, направленности и росте потенциала бюджетных потоков, возрастающем использовании ресурсов страны в решении задач развития социально-трудовой сферы. Социальные критерии эффективности финансовой политики так же приоритетны, как и обеспечение эффективного баланса финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе (налоги) и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики (возврат части ресурсов на восстановление и развитие доходообразующих отраслей). Бюджетная система - это посреднический механизм, обеспечивающий интересы развития производственно-трудовой сферы, социальной сферы и сектора домашних хозяйств (населения).
Информация о работе Финансовая политика рф на современно этапе