В свою очередь политика ограничения
деловой активности, напротив направлена
на уменьшение реального объема ВНП
по сравнению с его потенциальным
уровнем и применяется правительством
в период подъема или бума с
целью избежания кризиса перепроизводства,
и инфляции возникающей вместе с
избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна
ориентироваться на положительное
сальдо правительственного бюджета, если
перед экономикой стоит задача контроля
над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой
политики применяет правительство
в той или иной ситуации, сложившейся
в национальной экономике, следует
подробнее остановиться на самом
механизме воздействия финансовой
политики на хозяйство страны.
Итак, реализация финансовой политики
проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных
концепций развития финансов, которая
формируется на основе изучения
требований экономических законов,
всестороннего анализа перспектив
совершенствования производства
и состояния потребностей населения.
2. Определение основных направлений
использования финансов на перспективу
и текущий период, то есть выработка
стратегии и тактики финансовой
политики. Здесь, исходя из поставленных
целей учитывают возможности
роста и падения финансовых
ресурсов, а также внешние и
внутренние политико-экономические
факторы.
3. Собственно осуществление практических
действий, направленных на достижение
поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние
финансовой политики на экономику начинается
лишь на третьем этапе, но определяется
оно содержанием двух предыдущих
ступеней. Однако такой механизм верен
только частично, так как не учитывает
все возможности финансового
регулирования.
Известно, что существуют два типа
финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика,
проводимая непосредственно правительством;
б) недискреционная финансовая политика,
то есть встроенные стабилизаторы.
Под недискреционной финансовой политикой
понимают ряд способностей налоговой
системы к самостоятельной стабилизации,
то есть некоторые ее особенности, позволяющие
регулировать экономическую деятельность
в стране без непосредственного
вмешательства каких-либо управляющих
органов.
Под дискреционной политикой понимается
сознательное манипулирование налогами
и правительственными расходами
с целью изменения реального
объема национального производства
и занятости, контроля над инфляцией
и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной
финансовой политики являются:
-общественные работы и другие
программы, связанные срасходом;
-социальные программы;
-правительственные закупки;
-государственные инвестиции;
-изменение расходов трансфертного
или перераспределения типа;
-управление налоговым гнетом;
Таким образом, можно найти два
главных элемента, составляющих финансовую
политику:
1) Политика в области государственных
расходов.
2) Фискальная политика.
Однако дискреционная фискальная
политика, как и политика, основанная
на использовании встроенных стабилизаторов,
также имеет ряд своих недостатков.
Помимо очевидных политических трудностей,
связанных с длительным обсуждением
в Государственной Думе относительно
принятия закона об изменении ставок
налогов, существует еще один недостаток:
возражение против временного снижения
налогов для борьбы со спадом проистекает
из того политического факта, что
в демократическом обществе может
быть трудно снова повысить налоги
после преодоления спада.
Заканчивая этот раздел, хотелось
бы особенно отметить, что в любом
случае государство, имея возможность
применять все элементы финансовой
политики, обладает мощнейшим инструментом,
позволяющим весьма эффективно бороться
с любыми трудностями, которые бы
не постигли российскую экономику. Важно
лишь со знанием дела использовать
имеющиеся средства, последовательно
и правильно продвигаться по пути
укрепления и развития экономики
России
Глава 2. Бюджетное послание
Президента Российской Федерации, Собранию
РФ о бюджетной политике
2.1 Основные задачи бюджетной
политики
Бюджетная политика должна быть ориентирована
на адаптацию бюджетной системы
к изменившимся условиям и на создание
предпосылок для устойчивого
социально-экономического развития страны
в посткризисный период. Сложность
современной экономической ситуации
и связанные с этим проблемы формирования
и исполнения бюджета не должны рассматриваться
в качестве основания для отказа
от ранее определенных стратегических
целей.
Бюджет не должен становиться ни
источником финансовой нестабильности,
ни дополнительным фактором падения
деловой активности. Бюджетная политика
должна создавать источники повышения
конкурентоспособности российской
экономики, ее модернизации и технологического
обновления. Эти обстоятельства требуют
значительной реструктуризации бюджетных
расходов.
В этих целях необходимо решение
следующих основных задач:
- Обеспечить исполнения социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
- Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы. Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает в том числе планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.
- Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
- Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
- Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.
- Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.
- Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами. Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.
- Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.
- Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.
- Определить и реализовать комплекс мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
2.2 Основные направления налоговой
политики
Налоговая политика должна быть нацелена
на решение двух основных задач - модернизацию
российской экономики и обеспечение
необходимого уровня доходов бюджетной
системы.
Структура и уровень налогообложения
должны минимизировать искажающее и
оказывать позитивное воздействие
на структурные изменения в экономике,
формировать комфортные условия
для развития предпринимательской
деятельности и инновационной активности.
Бизнес должен проявить высокую
степень ответственности при
выполнении обязанности по уплате налогов.
Надо четко понимать - умышленное уклонение
от уплаты налогов есть не что иное,
как лишение общества особенно необходимых
в современных условиях ресурсов.
Поэтому подобные действия должны жестко
пресекаться.
При формировании налоговой политики
на среднесрочную перспективу должен
учитываться ряд актуальных факторов,
таких как:
- в кризисный период произошло резкое
снижение доходов бюджетной системы, прежде
всего налоговых поступлений.
- большинство граждан и организаций
находятся сегодня в сложном
финансовом положении.
- принятые решения о переходе
на страховые принципы ресурсного
обеспечения государственной пенсионной
системы и соответствующее повышение
размеров платежей приведут при
прочих равных условиях - к увеличению
финансовой нагрузки на бизнес.
Требуется дополнительно проанализировать
последствия повышения страховых
взносов в системе пенсионного
и медицинского страхования для
финансового положения организаций
и определить, возможно ли снижение
налоговой нагрузки в целях смягчения
потенциального отрицательного эффекта.
При этом особое внимание необходимо
уделить мерам в отношении
субъектов малого предпринимательства,
а также сельскохозяйственных производителей.
При этом лица, занятые в этих секторах
экономики, не должны столкнуться со снижением
уровня пенсионного обеспечения.
Начиная с 2010 года необходимо увеличить
в два раза предельный размер выручки,
позволяющий применять упрощенную
систему налогообложения, с 30 млн. рублей
до 60 млн. рублей в год.
С учетом возникших сложностей по
доступу организаций к кредитным
ресурсам и проблем с ликвидностью
следует принять следующие меры
налоговой политики:
- увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;
- установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.
В целях создания условий для
развития научно-технической и инновационной
деятельности, а также внедрения
результатов такой деятельности
необходимо усовершенствовать порядок
амортизации нематериальных активов.
Актуальной остается проблема налогообложения
добычи твердых полезных ископаемых,
и в первую очередь угля, в части,
касающейся перехода на взимание налога
на добычу полезных ископаемых при
добыче угля на основании специфических
налоговых ставок, дифференцированных
в зависимости от вида угля и отдельных
условий его добычи.
2.3 Формирование доходов бюджетной
системы
Бюджетная система представляет собой совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов, основанную на экономических
отношениях и государственном устройстве
России, регулируемая нормами права.
Для нормального формирования дохода
бюджетной системы следует реализовать
следующий комплекс мер:
- Законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.
- Оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием.
- Законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.
Деятельность налоговых органов
должна быть скорректирована с учетом
экономической ситуации. Нужно исключить
практику борьбы за формальные показатели
собранных налогов, оптимизировать
число выездных проверок, максимизировать
результативность камерального изучения
финансового состояния налогоплательщиков.
Необходимо совершенствовать процедуры
администрирования, ведения и представления
действительно востребованной налоговой
отчетности, устраняя дублирующие друг
друга показатели, энергичнее избавляясь
от излишних процедур, форм отчетности,
которые, кроме неэффективных затрат государственных
средств, потери рабочего времени сотрудников
налоговых органов Российской Федерации
и граждан, не несут какой-либо значимой
информации.