Финансовая политика и её реализация в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:35, контрольная работа

Описание работы

Финансовая политика состоит из разработки методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализации конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
В данной контрольной работе будет рассмотрена финансовая политика на современном этапе, в период кризиса, а также будет освещена программа развития финансовых отношений до 2023 года.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства…………….5
1.2 Организация финансовой политики государства…………………………..8
Глава 2. Типы финансовой политики государства…………………………….12
2.1 Классическая…………………………………………………………………12
2.2 Регулирующая………………………………………………………………..13
2.3 Планово-директивная………………………………………………………..15
Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………………………17
3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса………………….................17
3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года……………...27
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 64.08 Кб (Скачать)

     20 ноября, выступая на 10-м съезде  «Единой России» лидер партии  В. Путин предложил снизить  налоги на бизнес. В тот же день Президент Медведев пригласил ряд крупнейших предприниматлей России (Владимир Потанин («Интеррос»), Алишер Усманов («Металлоинвест»), Михаил Фридман («Альфа-групп»), Виктор Вексельберг («Ренова»), Михаил Прохоров («Онэксим»), Олег Дерипаска («Базэл»), Алексей Мордашов («Северсталь»), Алексей Миллер («Газпром»), Игорь Зюзин («Мечел»), Владимир Лисин (НЛМК), Виктор Рашников (ММК), Дмитрий Пумпянский (ТМК), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Вагит Алекперов («Лукойл»)) на ужин в своей резиденции в Барвихе; во время беседы выступил каждый бизнесмен: гости говорили о необходимости ускоренного возврата НДС, снижения НДПИ и налогов в целом, замораживания тарифов естественных монополий, просили приостановить либерализацию энергорынка, дать льготные кредиты для рефинансирования внешних займов и капвложений; Медведев заинтересовался, кто уже успел получить госкредиты. Оппозиционнный политик Владимир Милов оценил заявленные В. Путиным меры как «имитационные».

     21 ноября Наблюдательный совет  ВЭБа одобрил кредит для горно-металлургической группы Evraz Group на $1,8 млрд.[10]

     24 и 28 ноября ЦБ РФ повторно  расширил валютный коридор на 30 копеек в обе стороны, что  привело в совокупному падению  рубля к корзине валют примерно на 9 % с максимума, отмеченного в августе 2008. Некоторыми экспертами высказывались сомнения в адекватности мер ЦБ РФ ситуации и задачам. С 1 декабря ЦБ повысил ставку рефинансирования с 12 до 13 % и основные ставки по ключевым операциям и продлил с трёх месяцев до полугода сроки кредитования ЦБ банков на беззалоговых аукционах.

     19 декабря на совещании по вопросам  развития автомобильной промышленности  был принят пакет протекционистких мер с целью поддержания российского автопрома.

     25 декабря Правительственная комиссия  по повышению устойчивости развития  российской экономики утвердила  перечень системообразующих организаций,  имеющих стратегическое значение, которые могут претендовать на  получение прямой государственной  поддержки. В этот список вошли  295 предприятий. Кроме того, был опубликован список из 1148 регионально значимых предприятий, которые также могут претендовать на прямую господдержку.

     19 января 2009 года Председатель Правительства  В. В. Путин поручил Минфину  пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических  параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть  (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция - на уровне 13 %, рубль, девальвированный до 35 руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5 % ВВП.

     10 марта 2009 года министр финансов  Алексей Кудрин объявил о решении  правительства на время отказаться  от трёхлетнего бюджета, а также  оптимизировать ряд расходных  статей бюджета на 2009 год.

     27 марта 2009 года Государственная  Дума во втором и третьем  чтениях одобрила поправки к  Бюджетному кодексу, которые предоставили  правительству правовые основания  для внесения в Госдуму новой  редакции закона о бюджете  на 2009 год: было снято ограничение  на использование средств резервного  фонда для финансирования дефицита  бюджета (по прежней версии, деньги  фонда можно было использовать  лишь для замещения недополученных  нефтегазовых доходов).

     В июне 2009 года В. В. Путин подписал новую  программу антикризисных мер, приоритеты которой - социальные обязательства, промышленность, инновации и мощная финансовая система.

     Перед кризисом говорилось, что Россия должна ориентироваться и расходовать  свои нефтяные богатства, исходя из 50 дол. за баррель, как средней, долгосрочной, постоянной цены. Доходы, возникающие при цене сверх 50 дол. за баррель, предполагалось накапливать. Это была первая веха. Вторая веха состояла в том, что резервы надо копить, чтобы при падении цены нефти до 25 дол. за баррель, наши резервы позволяли бы на три года этот возможный финансовый разрыв закрыть, то есть преодолеть неизбежный провал в доходах.[9]

     Надо  извлечь определенные уроки из того, что было. Первый урок состоит в  том, что мы должны иметь орган, который  постоянно отслеживает ситуацию на макроэкономическом уровне, на рынках. Еще один момент, связанный с тем, как дальше жить. Только открытая дискуссия, честный разговор может позволить  очень четко и правильно выстроить  позицию. Только открытые, откровенные  дискуссии с аргументацией, с  различными вкладками, которые могут  быть как приняты, так и отвергнуты, способны выстроить разумную, эффективную, рациональную политику.[9]

     В настоящее время, функции управления государственным внешним долгом и государственным внутренним долгом сосредоточены в одном Департаменте Минфина.

     3.2 Программа развития  финансовых отношений  до 2023 года

     Создание  нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях, созданных за последние годы основ  рыночной экономики, требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и  бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных  расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической  политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного  результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики.

     Основная  задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной  политики с задачами по созданию долгосрочного  устойчивого роста экономики  и повышению уровня и качества жизни населения.

     Прогноз основных макроэкономических показателей  социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана до 2023 г., основан  на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации (КДР). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности.

     Развитие  экономики в предстоящий период будет происходить на фоне неблагоприятных  демографических тенденций. Несмотря на то, что, благодаря мерам демографической  и социальной политики, совершенствование  здравоохранения и распространение  здорового образа жизни, сокращение численности населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится его небольшим ростом, продолжится  процесс старения населения. В результате доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2007 году до 53% в 2023 году. Соответственно численность  экономически активного населения  сократится на 11% (в среднем на 0,8% в год).

     На  динамику основных экономических показателей  и доходов бюджета существенное влияние продолжает оказывать конъюнктура  мировых цен на товары традиционного  российского экспорта, прежде всего  на нефть. В базовом прогнозном сценарии цена на нефть сорта Юралс в  период с 2009 по 2011 г. снижается. Начиная с 2013 г. ожидается возобновление роста цен на нефть и к 2023 г. она достигает 106 долл./барр. В целом в период с 2010 г. по 2023 г. цены на нефть, выраженные в долларах 2008 г., будут лежать в диапазоне от 64 до 70 долл. за баррель.

     Результатом политики модернизации экономики и  усилий по ее диверсификации должны стать  устойчиво высокие темпы роста  ВВП. Физический объем ВВП должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что  соответствует средним темпам роста  экономики в размере 6,3% в год.[11]

     Рост  экономики будет основан на сочетании  различных источников: потребительского, инвестиционного спроса и внешнего спроса. Розничный товарооборот будет  расти в среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал - на 10,0% в год. Объем промышленного  производства вырастет за период в 2,1 раза.

     Сочетание медленного роста экспорта углеводородов  и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение  стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического  экспорта в результате реализации мер  по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое - с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г.

     Высокие темпы роста внутреннего спроса, обусловленные ростом реальных доходов  населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 г. Соотношение  импорта к ВВП к этому времени  возрастет до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация  импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так  что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.

     Значительный  профицит внешнеторгового баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2011 г. его небольшим дефицитом. Активизация  неэнергетического экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.

     В условиях дефицитности рабочей силы, а также ускоренного роста  производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти  опережающими темпами (в среднем  за период на 8,8% в год). В результате доля фонда заработной платы в  ВВП вырастет с 25% в 2008 до 29% в 2023 г. Реальные располагаемые доходы населения  увеличатся за это время в 2,8 раза.

     Результатом повышения удельного веса в ВВП  фонда заработной платы станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после чего стабилизируется  на этом уровне.

     Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости  обеспечения принципов нейтральности  и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной  стороны, не создает препятствий  для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям расширенного правительства  в доходах для предоставления важнейших государственных услуг  и выполнения возложенных на него функций.

     В долгосрочной перспективе помимо увеличения финансирования здравоохранения, необходимо провести ряд мер, нацеленных на структурные  изменения и повышении эффективности  работы системы. [11]

     Также разработаны меры, нацеленные на реструктуризацию образования, повышение его качества и эффективности расходов на систему. Реализация этих мер позволит создать  условия для повышения качества образования, обеспечения его доступности, роста эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, ее гибкости в реагировании на потребности общества и рынка труда. Будет обеспечено более эффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

     Один  из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием  системы оплаты труда в государственном  секторе. При этом речь идет не о  простом увеличении заработной платы  работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке  труда, и во-вторых, оказывающих серьезное  стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.

     Принимая  во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления социального неравенства  необходимо разработать программу, направленную на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий  граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). Значительная часть российских бедных сконцентрирована у черты бедности, и только для  десятой их части бедность означает практически отсутствие средств к существованию.

     Также преобразования коснутся и пенсионной системы. При проектировании пенсионной системы правительство ставит две  цели. Во-первых, требуется решить проблему предотвращения бедности среди пенсионеров. Здесь, как и в других задачах  социальной политики, важнейшим показателем  служит минимальный размер пенсионных выплат. С точки зрения борьбы с  бедностью целесообразно оценивать  его вместе с другими видами доходов (прежде всего, другими видами социальных выплат). Вторая цель состоит в сглаживании уровня жизни на протяжении жизненного цикла: обеспечении работнику после выхода на пенсию уровень жизни сопоставимый с тем, который он имел в период трудовой деятельности. Это требует установления тесной связи между уровнем зарплаты и пенсий. [11]

Информация о работе Финансовая политика и её реализация в РФ