Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 23:23, реферат
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Основными проблемами долгосрочной финансовой политики государства являются: система финансово-кредитных органов управления; бюджетная система и бюджетное устройство страны; кредитная система страны и ее сеть; пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития; укрепление национальной безопасности рубля и подготовка реформ; политика в области национальных рублевых и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней; выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством; выбор и корректировка политики в области государственного кредита. Долгосрочная государственная финансовая политика призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране. [2. 55]
Самостоятельность
государственной финансовой политики
часто проявляется в
С ростом внешнего
и внутреннего государственного
долга самостоятельность
Сама по себе фин. политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества. [10.18]
1.2. Типы финансовой политики
На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.
Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа фин. политики, по мнению «классиков», - достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя. [8. 43]
Планово – директивная
теория выводила на передовые позиции
отношения планомерности, систему
директивных планово –
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие). [8. 44]
1.3. Финансовая политика и роль государства в развитии общества
Содержание финансовой
политики, её основные направления
зависят от уровня развития науки
о роли государства в развитии
общества и соответствующих
Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом и Д. Риккардо, и английским экономистом Дж. Кейнсом и их последователями.
Суть концепции
основоположников классической политэкономии
А. Смита Д. Риккардо сводилась к
невмешательству государства в
экономику, сохранению свободной конкуренции,
отведению главной роли в регулировании
хозяйственной жизни общества рыночным
механизмам. Следуя этим принципам, фин.
политика до конца двадцатых годов
двадцатого столетия направлялась на
ограничение государственных
В конце двадцатых годов двадцатого века возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой фин. политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд. [10. 31]
Вмешательство
государства вело к росту расходов
государственного бюджета и поэтому
оно одновременно сопровождалось финансовыми
мерами, направленными на обеспечение
необходимого роста государственных
доходов. Основным источником увеличения
доходов стал подоходный налог, при
исчислении которого применялись прогрессивные
ставки обложения. Такая система
налогов повышала роль государства
в перераспределении
По существу
различие между двумя этими
И действительно в 30 – 60х гг. XX века так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства в усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате ещё более усилившаяся роль финансов в перераспределении национального дохода.
3) в 70-х годах
особенности фин. политики
Расширялась сфера
воздействия государства и
В настоящее
время фин. политика развитых капитальных
государств находится под воздействием
современных теорий, фактически представляющих
собой конвергенцию двух систем регулирования,
и отдельные государства
4) В советском
государстве в последующем и
во всех странах
Финансовая централизация
стала необходимой, так как функции
государства расширились
Современное государство
полностью финансировало из бюджета
потребности экономики и
Финансовая централизация выражалась и в том, что государство непосредственно и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчётов и кредитные отношения. Таким образом, все стоимостные элементы системы управления фактически объединились в одну административно – командную систему управления всем производственным процессом.[10. 33]
Такая фин. политика
гарантировала переход от одной
системы общественных отношений
к другой, совершенно новой для
истории человечества системе общественных
отношений, решение социально-
При разработке фин. политики принципиальным является то, что в основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов лежит:
1) выбор субъектов
распределительных отношений,
2) определение
степени централизации
3) определение
первоочередных общественных
4) выбор источников
и методов формирования
Государственная
финансовая политика – понятие многоплановое.
И если в целом её сфера определяется
параметрами участия
Всё большее
значение в конце XX века приобретает
международная финансовая политика.
В её основе лежит управление валютно-финансовыми
и кредитными отношениями в сфере
международных отношений, связанных
как с международным