Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:22, реферат

Описание работы

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (Автосохраненный).docx

— 36.02 Кб (Скачать)

  Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

       Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

      Финансовый механизм представляет собой систему установленных форм, видов и методов управления финансами.

Основные методы и формы управления финансами.

    Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами  управления финансами служат:

•  финансовое планирование;

•  прогнозирование;                     

•  программирование;                       

•  финансовое регулирование;              

•  оперативное управление;                

•  финансовый контроль;

1.Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

    Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.

   Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.

   Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это — определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

2.Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

•  построение эконометрических моделей, описывающих  динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;

•  корреляционно-регрессионный  анализ;

•  метод  экспертной оценки.

3.Финансовое программирование — метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

•  установление приоритетов расходов по направлениям;

•  повышение  эффективности расходования средств;

•  прекращение  финансирования в соответствии с  выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.

4.Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

   Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами - доходы и расходы участников общественной системы.

   Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макроуровне, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются:

•  налоги и неналоговые платежи в бюджет;

•  финансовые льготы и санкции;

•  общие  и целевые субсидии;

•  доходы и расходы внебюджетных фондов;

• доходы и  расходы государственных предприятий и организаций.

   Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

    Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

   К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных  форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых  платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

5.Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения.

   Финансовый механизм подразделяется на: директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующий  финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

   Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и краткосрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

   В конце 80-х годов началась перестройка хозяйственного, а соответственно и финансового механизма учреждений и организаций непроизводственной сферы. Основное содержание изменений сводилось к переходу на экономические методы управления нерыночным сектором хозяйства, что позволило бы полнее удовлетворять потребности населения в квалифицированном социально-культурном обслуживании, закрепить достигнутый уровень социальных благ и обеспечить социальную ориентацию в развитии общественного производства.

   Новый финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характеризуется, прежде всего, сочетанием бюджетного финансирования учреждений и организаций с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на платной основе. При этом считается недопустимой простая замена бесплатных услуг платными; упор делается на их разумное сочетание.

    В 1991—2006гг. стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма в системе государственного регулирования экономики. Качественное изменение финансовой политики усложнило задачи, стоящие перед государством. Необходимо было не только обеспечить условия для создания нужного объема финансовых ресурсов, их рационального распределения, но и создать в кратчайшие сроки принципиально новый финансовый механизм во всех сферах и звеньях финансовой системы.

    Основа современной финансовой политики— это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

 

 

 

Заключение

Проделанная работа позволяет сказать о целях  финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в России в условиях кризиса.

Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и  структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных  условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни  общества, важно обеспечить своевременное  решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия  в правовом регулировании оборачиваются  издержками в экономике, негативными  социальными и нравственными  последствиями.

Коренные  изменения, внесенные в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета  переведено на налоговую основу; принципиально  изменилась структура расходов бюджета  и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и  финансовой политики уделяется определению  рациональных форм изъятия доходов  предприятий в пользу государства, а также доли участия населения  в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению  эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения  между сферами общественного  производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В заключении особое внимание уделяется перечисленным  проблемам в Кыргызстане, так как для нашей страны они являются одними из наиболее важных.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Бектенова « Финансы и кредит»

2.Вестник КРСУ. 2005. Том 5. № б

3.Караталов О.К. «Экономика и финансовая безопасность Кыргызстана»

4. Сарыбаев А.А. «финансы КР»

5. Большаков С.В. «Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода» Финансы 1998 г. № 4.

6. Трокаревская Л.Е. «Государственные предприятия и финансовая политика в период проведения реформы». Финансы 1999 г. № 6.

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая политика государства