Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:22, реферат
Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Введение
Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Проблемы
финансового оздоровления волнуют
сегодня буквально всех. Ведь то,
что происходит в настоящее время
в финансовой сфере деятельности
теснейшим образом связано с
личным благополучием каждого. Размер
прибыли и налогов, отчислений на
социальное страхование и пенсий,
цена акций и облигаций, формы
инвестирования средств на производство
и социальную сферу и т. п. –
такие вопросы обсуждаются
Финансовая
политика является составной частью
экономической политики государства.
В ней конкретизируются главные направления
развития народного хозяйства, определяется
общий объем финансовых ресурсов, их источники
и направления использования, разрабатывается
механизм регулирования и стимулирования
финансовыми методами социально - экономических
процессов.
В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучение опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.
1. Содержание и значение финансовой политики
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определяемых экономической и социальной стратегией. В процессе разработки прогнозов основных тенденций развития финансов, формирования концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и программ в финансовой политике необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономической и социальной сферы, формируя организацию финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Финансовую политику можно определить как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.
Основные цели финансовой политики:
1)Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.
2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения.
3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.
Исходя из цели финансовой политики можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:
1)обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3)организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4)выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5)создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929-1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежеспособного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами:
обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.
В течение последних лет политика финансовой стабилизации является приоритетным направлением в деятельности правительства КР, которое пытается создать условия для широкомасштабных инвестиций, что в свою очередь создаст объективные предпосылки для начала экономического роста и будет способствовать раскрытию социальной природы рыночных отношений. Фискальная политика, использующая в качестве инструмента государственные расходы, которые влияют на совокупный спрос, имеет в общественно-политических кругах Кыргызстана много сторонников и она при определенных условиях может отвечать тем реалиям, которые сложились в экономике Кыргызстана в условиях переходного периода.
2.Типы финансовой политики
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:
1.
Классическая.
2.
Регулирующая.
3. Планово-директивная.
1. Классическая финансовая политика использовалась до конца 20-х годов XX века. Основана на трудах политэкономистов А.Смита и Д.Рикардо. Основное ее положение — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствие этого — ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.
2. В конце 20-х годов, при обострении комплекса экономических, политических и социальных проблем в большинстве государств, встал вопрос об изменении подходов к финансовой политике. В западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В основе ее - теория английского экономиста Дж. Кейнса о вмешательстве и регулировании государством циклического развития экономики. Цель этой теории — полная занятость населения. Основной инструмент вмешательства в экономику— государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Меняется система нг. игов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Вместо единого органа управления финансами возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
А в 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно связаны между собой.
3. В основе планово-директивной финансовой политики лежит государственная собственность на средства производства. Плановая система позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Управление финансами осуществлялось из единого центра-Министерства Финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в этой области не существовало.
3. Финансовый механизм в реализации финансовой политики.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.