Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….2
1. Понятие финансовой политики предприятия …………………………….3
2. Цели, задачи и направления формирования финансовой политики……..5
3. Основные этапы финансовой политики предприятия…………………….9
4. Субъекты и объекты финансовой политики………………………………11
5. Организация информационного обеспечения финансовой политики…..13
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

тронин.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение ……………………………………………………………………….2                                                                                              

1. Понятие  финансовой политики предприятия …………………………….3                                         

2. Цели, задачи и направления формирования финансовой политики……..5

3. Основные  этапы финансовой политики предприятия…………………….9

4. Субъекты  и объекты финансовой политики………………………………11

5. Организация  информационного обеспечения финансовой  политики…..13

Заключение…………………………………………………………………….17

Список  литературы……………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Финансовая  политика предприятия является составной  частью его экономической политики. Если финансы представляют собой  базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышаются значимость и актуальность долгосрочной и краткосрочной финансовой политики. Очевидно, что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучие предприятия. Главная проблема большинства отечественных предприятий состоит в неспособности менеджмента управлять предприятием в соответствии с современными экономическими реалиями. Финансовую политику предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства – совокупности мероприятий, направленных на аккумулирование финансов в целях решения общенациональных социально-экономических и политических задач. Безусловно, российские предприятия имеют большой опыт в области разработки финансовой политики, прогнозной и плановой работы, оценок экономической эффективности проектов, который не следует игнорировать.

     Однако  использование в современных  условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий. Изменились условия хозяйствования, поэтому необходимо формировать долгосрочную и краткосрочную финансовую политику, учитывая не только российскую практику, но и достижения мировой экономики. 

     1. Понятие финансовой  политики предприятия. 

     В последние 3-5 лет проявились заметные тенденции стабилизации российской экономики. Замедление темпов инфляции, отсутствие резких колебаний валютного  курса рубля, снижение ставки ссудного процента, повышение покупательной способности населения и другие факторы способствуют улучшению внешней экономической среды для отечественных предприятий. Поэтому, когда внешние условия становятся более предсказуемыми, для успешного роста предприятия необходимо четко определить направления развития, как на долгосрочную, так и краткосрочную перспективу, а также найти внутренние резервы, способствующие более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики .

     Финансовая политика предприятия - совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

     Финансовая  политика - наиболее важный составной  элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин «политика» более широко, то «это действия, направленные на достижение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками, а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер .

     Финансовая  политика - сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает  механизмы и методы оптимизации  доходов, расходов, денежных потоков  и т.п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития .

     В настоящее время на многих предприятиях финансовые ресурсы расходуют на согласование противоречивых задач и решений на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу — выбору оптимальных механизмов, позволяющих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.

     Основа  финансовой политики — четкое определение единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

     Только  при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, и т.д., для того чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики предприятия, которая должна быть разработана в комплексе единых стратегических направлений

     2. Цели, задачи и  направления формирования  финансовой политики.

     финансовый политика правовой прогнозирование

     Основная цель создания предприятия — обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и, построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством .

     Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное  соотношение между стратегическими  задачами:

  • максимизация прибыли;
  • обеспечение финансовой устойчивости.

     Развитие  первого стратегического направления  позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию  стабильность и безопасность и относится  к контролированию риска.

     Разработка  финансовой стратегии подразумевает  определенные этапы:

  • критический анализ предшествующей финансовой стратегии;
  • обоснование (корректировка) стратегических целей;
  • определение сроков действия финансовой стратегии;
  • конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;
  • распределение ответственности за достижение стратегических целей.

     Для реализации стратегических целей предприятию  необходимо решать много тактических  задач.

     Финансовая тактика — это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.

     Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана  с реализацией локальных задач  управления предприятием.

     Для обеспечения максимизации прибыли  необходимо первое стратегическое направление:

  • наращивать объем продаж;
  • эффективно управлять процессом формирования рентабельности;
  • бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;
  • контролировать расходы;
  • минимизировать период производственного цикла;
  • оптимизировать величину запасов и др.

     Второе  стратегическое направление подразумевает:

  • минимизацию финансовых рисков;
  • синхронизацию денежных потоков;
  • тщательный анализ контрагентов;
  • достаточные объемы денежных средств;
  • финансовый мониторинг и др.

     Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность производства. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль .

     Необходимо  ранжировать стратегические цели, например путем задания весов. При оптимизации  структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли производства.

     Приоритетность  стратегических целей периодически меняется как на одном предприятии, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две категорий — внутренние и внешние.

     Основные внутренние факторы:

  • масштаб предприятия;
  • стадия развития самого предприятия;
  • субъективный фактор руководства предприятия, собственников.

     Масштаб предприятия играет важную роль. В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.

     Стадия развития предприятия существенно влияет на ранжирование его стратегических целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность .

     В период детства, когда обороты предприятия небольшие, предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только; непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.

     В период юности рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

     В период зрелости, когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

     В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.

     Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия.

Информация о работе Финансовая политика государства