Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Правительству Российской Федерации необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Содержание

Введение
1. Содержание и значение финансовой политики.
2. Принципы формирования финансовой политики, основные направления финансовой политики: бюджетная, налоговая, таможенная, кредитно- денежная.
3. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики.
4. Финансовая политика на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 28.87 Кб (Скачать)

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность  приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.  
 

3. Финансовый механизм, его роль в реализации  финансовой политики. 

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации  финансовых отношений, применяемых  обществом в целях обеспечения  благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и  методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные  элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность  финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов  финансового механизма). Государство  в лице его исполнительных и законодательных  органов власти на основе тщательного  изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения  общественного продукта, национального  дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования  государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования  финансов большое значение имеет  осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых  способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

В зависимости  от особенностей отдельных подразделений  общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев  финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных  организаций, страховой механизм, а  также механизм функционирования государственных  финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные  звенья. Например, механизм государственных  финансов подразделяется на бюджетный  механизм и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно  выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки  зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его  функциональные звенья: мобилизация  ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.

Каждая  сфера и отдельное звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны  и взаимозависимы. Вместе с тем  сферы и звенья функционируют  относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного  согласования составляющих финансового  механизма. Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев  финансового механизма является важным условием его действенности.

Сферы и звенья финансового механизма  отличаются степенью сложности и  разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма  характерна система из многих видов  налогов, наличие разнообразных  направлений использования средств  и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение  между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации  финансовых отношений образует "конструкцию  финансового механизма", которая  приводится в движение путем установления количественных параметров каждого  его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры  и разнообразные способы их определения  являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко  реагируют на изменение условий  производства и задач, стоящих перед  обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли  и пропорции ее деления между  предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота и др.

Деятельность  государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных  норм. Введение юридических норм в  область финансов имеет большое  значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма.

Государство, устанавливая способы организации  финансовых отношений, закрепляет их в  соответствующих актах, издает законы. Так, Верховный Совет России издает законы о налогах, ежегодно принимает  Закон о своем бюджете и  т.д. Министерство финансов России и  территориальные (в составе России) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений правительства  разрабатывают в пределах своей  компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные  акты о правилах предоставления средств  физическим и юридическим лицам  и т.д.

Введение  юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий  и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.

В современных  условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни  общества, важно обеспечить своевременное  решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия  в правовом регулировании оборачиваются  издержками в экономике, негативными  социальными и нравственными  последствиями.

Формируя  финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей  и задач. При этом сохраняется  постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и  его отдельных элементов с  личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности  финансового механизма. 

4.Финансовая политика на современном этапе. 

     По  целевым установкам финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию  и тактику.

     Финансовая  стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер.

     Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде.

      При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом.

     В настоящее время к финансовой стратегии относится завершение налоговой и бюджетной реформы, развитие пенсионной реформы и реформы образования и других отраслей социальной сферы.

      Примером  финансовой тактики являются снижение ставки НДС и ЕСН, упорядочение бюджетного процесса, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения.

      Особенностью  современного этапа финансовой политики является то, что она должна учитывать  требования глобализации финансовых процессов. По этому поводу отмечается, что  геофинансовая экономика — это особая целостность, которая базируется на:

      - глобальном контроле над деньгами и их потоками (глобальный монетаризм);

      - кредите, организованном во всемирном масштабе;

      - глобальном контроле за движением фиктивного капитала (на рынке ценных бумаг);

      - глобальной ренте («виртуальной» по форме).

      В результате национальные финансовые рынки  превращаются в интернациональные  торговые площадки, на которых хозяйствующие  субъекты оперируют виртуальными финансовыми  инструментами, в том числе, и  деньгами, в рамках национального  законодательства.

      Современная финансовая политика является составной  частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

      Финансовая  политика Российской Федерации в  настоящее время определяется положениями  Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Бюджетного послания Президента Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах», Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах; Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах; Прогноза социально-экономического развития на 2011-2013 гг., а также Концепции долгосрочного социально – экономического развития российской федерации до 2020 г., Бюджетной стратегии российской федерации на период до 2023 года.

Информация о работе Финансовая политика государства