Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 18:45, реферат

Описание работы

Цель данной работы - показать взаимосвязь составных частей финансовой политики, проводимой в России и на российских предприятиях в условиях кризиса. Актуальность этой проблемы не может вызывать сомнений, так как без стабильной финансовой системы в стране невозможно даже элементарное воспроизводство.

Чтобы провести анализ осуществляемой в России финансовой политики необходимо рассмотреть следующие задачи:

•рассмотреть теорию финансовой политики;
•изучить структуру финансовой политики;
•выявить основные направления и особенности финансовой политики в России;
•проанализировать составляющие и выявить взаимосвязь между региональной и федеральной финансовой политикой;
•показать особенности формирования финансовой политики на российских предприятиях в условиях кризиса и её взаимосвязь с федеральной и региональной финансовой политикой;

Содержание

Введение...................................................................................................................3




Глава 1. Финансовая политика государства.



1.1. Содержание и значение финансовой политики...................................4



1.2. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой

политики..................................................................................................8



1.3. Финансовая политика государства на современном этапе...............10



1.4. Мировые концепции финансовой политики........................................12




Глава 2. Финансовая политика в условиях финансового кризиса.



2.1. Последствия финансового кризиса и

бюджетная политика 1992 - 1998 гг.....................................................16



2.2. Региональная финансовая политика..................................................21


2.2.1. Государственные финансы и региональное развитие.................21

2.2.2. Направления реформы региональных финансов........................23


2.3. Финансовая политика на предприятиях в условиях кризиса.............26



2.3.1. Финансовое положение российских предприятий........................27

2.3.2. Действия предприятий в условиях недостаточности

финансовых средств.......................................................................31



Заключение.............................................................................................................33




Список использованной литературы..................................................................35

Работа содержит 1 файл

фин полит госва.rtf

— 377.79 Кб (Скачать)

      В то же время на уровне многих предприятий начинает действовать обратная связь “финансы - производство”. Она становится определяющим контуром принятия некоторых решений, что было невозможно при прежней системе управления государственными предприятиями, так как многие руководители, формируя политику производства и сбыта, подчиняют её требованиям нормализации финансовом состояния.

      Некоторыми предприятиями ведется определенная работа по экономии издержек производства. Наблюдается и специфическая реакция предприятий на финансовые ограничения и трудности в виде отхода от финансовой сферы (поставка продукции без предоплаты и заведомо в долг своим постоянным потребителям, продажа продукции за наличные, поставки взаимозачетом, бартер и др.).

      То есть вопросы стратегии развития оказались на втором плане после текущих проблем. Тем не менее предприятия направляют средства на проведение работ по перевооружению и модернизации производства, обычно не требующих больших вложений и обеспечивающих быструю отдачу:

- освоение производства новой продукции;

- усовершенствование технологии;

- закупка небольших партий оборудования и др.

      Подобные краткосрочные инвестиции хотя и не дают возможности преодолеть инвестиционный кризис, но обеспечивают сдвиги в изменении конкретного ассортимента. На некоторых предприятиях проводится и реконструкция. По данным Государственного комитета по статистике, различные частичные усовершенствования и реконструкции проводило более 40% предприятий, а существенное перепрофилирование производства -  только 9%.  Апеллируя к нехватке средств, многие продолжали жилищное строительство (доля таких предприятий -  почти 30% - устойчива по всем группам отраслей) и строительство других объектов социальной сферы.  Предприятия начинают активизировать деятельность непроизводственного типа: вкладывают средства в торговлю, банки, покупку земли и т. п. Но в то же время достаточно велика доля предприятий (от 16 до 18% по разным группам отраслей), вообще не осуществлявших капиталовложения.

      Что касается крупных инвестиционных проектов, то собственных средств подавляющему большинству предприятий не хватает. Но и при наличии финансовых возможностей предприятия не всегда оперативно занимаются инвестиционной деятельностью. Это зависит главным образом от руководителя. На необходимость льготных кредитов или бюджетного финансирования конкретных инвестиционных проектов прямо указываю около 40% директоров. Многие руководители считают, что при осуществлении структурной перестройки обязательна помощь государства, причем как государственным, так и уже приватизированным предприятиям.

      В результате видны две основных стратегии:

  1. Использование собственных средств.
  2. Обращение к государственной помощи (долгосрочные кредиты на льготных  

     условиях, государственные инвестиции).

Хотя на стратегию использования собственных средств указывают более половины предприятий, но реально доля, обходящихся только собственными средствами, меньше и составляет приблизительно 40%. В свою очередь имели возможность воспользоваться государственными субсидиями более четверти предприятий. Кроме того, почти столько же предприятий имели доступ к долгосрочным кредитам банка на рыночных условиях. При этом, речь идет о доступе к долгосрочным кредитам на основе помощи отраслевых объединений или участия в учреждении банка, ибо в настоящее время реальный рынок долгосрочных кредитов в стране практически отсутствует.

      Дороговизна и недоступность кредитов побуждают предприятия искать нетрадиционные финансовые источники для долгосрочных целей, используя при этом различные формы объединения средств: долевое участие, товарищества, акционерные общества. Акционирование и приватизация также дают возможность предприятиям привлекать финансовые средства смежни-

ков-поставщиков и потребителей, трудового коллектива. Такие частные стратегии, как привлечение средств других предприятий, частного сектора

и т. п., встречаются на 3-8% предприятий.

      Ограниченность собственных источников для существенной перестройки производства заставляет руководителей думать о внешних инвесторах. Среди них, конечно, наиболее привлекательным является государство как источник дешевых денег, при этом не претендующий на часть собственности и контроля. Однако на его помощь большинству рассчитывать не приходится за исключением оборонных или других достаточно крупных предприятий. Велико, как это подчеркивалось ранее, стремление обратиться к иностранным инвесторам, но это удается немногим, а предприятиям ряда отраслей, особенно расположенным в небольших городах, просто недоступно.

      Стратегии обращения к различным источникам несколько различаются по отраслям промышленности: использование собственных средств доминировало у предприятий, перерабатывающих сырье или у работающих на потребительский рынок, а ориентация на кредиты - у оборонных и высокотехнологичных предприятий. Кроме того, предприятия, перерабатывающие сырье, активно использовали средства иностранных партнеров. Что касается оборонных и высокотехнологичных предприятий, то некоторым удалось найти или пришлось допустить использование  средств и коммерческих структур. 

               2.3.2. Действия предприятий в условиях недостаточности

                                              финансовых средств. 

      Как показывает анализ, в реальной российской экономике есть факторы, определяющие поведение предприятий в гораздо большей степени, нежели жесткие меры кредитно-денежной политики. Их можно выделить две группы.

      Первая группа - это политика государства, давшая прецеденты неустойчивости в отношениях с директорским корпусом и трудовыми коллективами. При этом финансовые вливания в экономику зачастую проводились бессистемно и иногда были просто реакцией на давление, а не результатом продуманной промышленной политики. Так, в последнее время на первый план среди льгот вышли взамен прямых субсидий косвенные их формы, связанные с возведением протекционистских барьеров, ограждающих отечественного производителя от внешней конкуренции.

      Вторая же группа отражает собственно внутренние детерминанты в экономическом поведения предприятий, обусловленные институциональными факторами (традициями).

      Например, в российской переходной экономике значительную роль играют корпоративные структуры, большей частью реорганизованные из бывших отраслевых министерств и их подразделений. Многие предприятия (более 60%) продолжают входить в подобные структуры. Это позволяет получить помощь в снабжении и сбыте, во внешнеэкономической деятельности, но что особенно важно - финансовую поддержку корпоративных финансовых институтов, а также обеспечить лоббирование интересов в верхних эшелонах власти. Взамен от предприятий требуется соблюдение определенных правил, часто противоречащих рыночным установкам.

      Стремление сохранять объединения по отраслевому принципу связано не только с привычкой или реальной помощью, но и с желанием не потерять уже сложившиеся деловые связи и неформальные контакты.

      Неформальной частью и основой сохранения корпоративных структур в промышленности становится директорская этика, воздействующая и на экономическое поведение предприятий. Она предполагает наличие упомянутых выше норм поведения во взаимоотношениях руководителей определенного круга, который не обязательно строго должен быть частью какой-либо формальной структуры.

      Однако финансовые ограничители постепенно размывают эти нормы, сокращая круг делового общения до тех традиционных партнеров, которые сами активно помогают данному предприятию. Встречаются также и примеры успешного сотрудничества крупных государственных предприятий с новым частным бизнесом в освоении и продвижении на рынок новой продукции.

      Компонентом директорской этики можно считать и ориентацию на сохранение коллектива. В определенной мере представляется возможным интерпретировать эту ситуацию как формирование негласного соглашения между администрацией и самим трудовым коллективом. Последний консервирует рабочие места, а директорат в ходе приватизации упрочивает свой контроль над собственностью. Тем самым создаются предпосылки для совместного давления на государство в целях получения финансовой поддержки.

      Предприятия продемонстрировали способность адаптироваться к более жестким финансовым ограничениям, однако, не слишком быструю. Более того, направление изменения нельзя характеризовать однозначно как движение в сторону рыночного поведения. Безусловно, сказывается отсутствие рыночной среды, механизмов конкуренции и инфраструктуры рынка. Тем не менее перемены налицо. И шесть лет реформ показали: предприятия постепенно адаптируются к новым условиям, при этом у них сформировалась ориентация на конкурентную борьбу за существование.

      В заключение можно отметить, что финансовое положение предприятий и по сей день далеко от стабильного, существует целый ряд трудностей как с обеспечением производства, так и с перестройкой и внедрением новых технологий. Многие из проблем остались в наследие от планового хозяйства, однако, российские производители имеют достаточный потенциал для преодоления кризисной ситуации, глубина которой, возможно, завышена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

   Проделанная работа позволяет сказать о целях финансовой политики, её основных направлениях и особенностях в России в условиях кризиса. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.

Изучив теорию и структуру финансовой политики можно прийти к выводу, что в

современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.  

     Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

     Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

     Анализируя состояние региональных финансов и их взаимосвязь с федеральной финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению региональных бюджетов будет способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение "прозрачности'' статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов. Стандартная финансовая отчетность позволит исключить нецелевое использование бюджетных средств. 
Кроме этого необходимо закрепление за территориями страны налоговых источников.

     Подводя итог, следует отметить, что нерешенность задач финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне особенно остро проявляется в финансовом положении предприятий и организаций, которое для большей их части продолжает оставаться сложным.

     Большое внимание при разработке финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

      Собственные финансовые ресурсы, которыми в настоящее время располагают предприятия, не могут в полной мере обеспечить бесперебойный процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства. В то же время предприятия испытывают трудности в привлечении кредитных ресурсов.

      Продолжает сохраняться значительное количество убыточных предприятий, не располагающих потенциалом для достижения положительной структуры баланса. Положение усугубляется тем, что  в механизме реформ пока не вполной мере отработан и введен в действий блок банкротств, не задействованы рычаги ликвидации неперспективных и реорганизации потенциально жизнеспособных предприятий.

Информация о работе Финансовая политика государства