Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:19, курсовая работа
Необходимость защиты от нежелательных воздействий из вне и решительных внутренних изменений, т.е. потребность в безопасности - это базовая, первостепенная потребность, как жизни отдельного индивида, семьи, так и различных союзов людей, как общности, включая общество и государство. В результате формирования рыночной экономики сфера безопасного существования сузилась настолько, что хроническое и массовое неудовлетворение данной потребности оказывает отрицательное влияние на развитие отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, обостряя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Введение………………………………………………………….. 4
Основная часть:
1.Факторы финансовой безопасности России............................ 7
1.1.Экономическая безопасность................................. 7
1.2. Финансовая безопасность..................................... 8
1.3. Существо задачи финансовой безопасности страны...... 11
2. Пути совершенствования системы финансовой
безопасности России.................................................................. 16
Заключение……………………………………………………….. 30
Список литературы………………………………………………. 32
В связи с вышеизложенным, роль финансовой безопасности в развитии российского государства тяжело переоценить.
1.3. Существо задачи финансовой безопасности страны
Финансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. В общем и целом, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов:
обеспечивать постоянство экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;
оградить воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных, мондиалистских, мафиозных и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;
предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, "бегство капитала" из реального сектора экономики;
предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;
предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию - отмывание - доходов, полученных преступным путем).
Все вышеперечисленное тоже можно представить как отдельные задачи (весь их перечень довольно обширен), которые должны разрешать аппараты государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой организации государства, но и всех взаимосвязанных с ней компонентов государственного устройства.
Как изложено в вышеуказанной Государственной стратегии экономической безопасности, "устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности". В принятой Государственной стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно). Финансы - это канал проникновения, позволяющий контролировать извне страну-должника. Внешний контроль может быстро распространиться на все стороны экономической, а затем и социальной жизни. Так обретают черты новые формы вассалитета и колониализма. И чем больше у государства возможностей контролировать пространство финансов в границах деятельности государства, тем увереннее можно говорить о существовании/продолжении традиционных суверенных прерогатив государства и, следовательно, его особого пространства. Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи дает возможность обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу, рабами.
Угрозы финансовой безопасности России
Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по моему мнению, следует выделить следующие:
- стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);
- постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);
-растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
- высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
- многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
- беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
- усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими факторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;
- чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
- глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.
В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.
По моему мнению, государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:
- определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов России);
- определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;
- разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России и их носителей;
- характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
- установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;
- разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
- организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;
- формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
- определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.
В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами).
При этом в России есть необходимость выработки правовых и финансовых приемов борьбы с нечистоплотным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от финансовых кризисов вызванных из вне, механизмы защиты от всевозможных финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д.
Учет геоэкономических и геофинансовых интересов России жизненно необходим в государственном управлении.
2. Пути совершенствования системы финансовой безопасности России
Пути совершенствования системы финансовой безопасности России:
- установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
- отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития государства);
- меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
- требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
- применение результативных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.
На последний аспект следует
обратить особое внимание. Важнейшим направлением
обеспечения финансовой безопасности
РФ считается оптимизация привлечения
и использования средств займов международных
финансово-экономических организаций
(МВФ, МБРР и др.). Этот вопрос в связи с
его актуальностью следует подвергнуть
анализу подробнее.
Невозможно переоценить важность займов
международных финансово-экономических
организаций (далее - МФЭО) для укрепления
российской экономики (особенно в условиях
бюджетного дефицита), построения развитого
рыночного хозяйства в нашей стране. Займы
МФЭО по идее должны играть роль финансовой
базы проведения структурных преобразований
в экономике, формирования рыночной инфраструктуры,
решения острых социальных проблем. В
свете же проблемы недостатка финансовых
ресурсов для развития отечественного
высокотехнологичного производства вопросы
оптимизации привлечения и использования
займов МФЭО становятся все более актуальными.
Вполне очевидно, что и привлекать и использовать
займы МФЭО необходимо на основе принципов
законности, целесообразности и эффективности.
Такие «займы» чреваты для России в лучшем случае:
а) финансово-экономическим закабалением -если не "долговой ямой",
б) прямыми потерями бюджетных средств ,включая средства российских налогоплательщиков, в результате обслуживания и погашения практически ничего полезного для российской экономики не принесших займов , например, потраченных на: финансирование недоработанных, ненужных или в принципе нереализуемых проектов; различного рода консультации тем же иностранным специалистам: на те или иные консультации в отдельных случаях используется средств до 90% от суммы займа; те или иные совершенно бесполезные для дела оргмероприятия - разного рода банкеты и т.п. в процессе реализации проектов и т.д.),
в) обвинениями в коррумпированности российских должностных лиц (которую отдельные бесполезные или необоснованные займы, по сути, и обуславливают). Все вышеизложенное, включая и коррупцию, является мощным фактором снижения уровня финансово-экономической безопасности России. Ряд проектов, финансируемых МБРР, реализуются плохо. Причины могут быть разными.
Большое влияние на замедление темпов использования средств могут оказывать: невыполнение договорных обязательств соисполнителями, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств при их недостатке, недоработка (неэффективная система реализации, неучет существенных факторов и др.) проектов, чрезмерная волокита и др. Одной из существенных проблем сегодня является отставание в темпах использования средств по сравнению с темпами использования времени по предоставленным займам. Замедление скорости траты заимствованных средств грозит дополнительными расходами по выплате комиссий МФЭО. Обеспечить соблюдение вышеуказанных принципов законности, целесообразности и эффективности привлечения и использования займов МФЭО призвана адекватная система государственного финансового контроля (ГФК). Привлечение и использование заемных средств необходимо обеспечивать эффективным и действенным контролем и на стадии подготовки проектов и привлечения соответствующих займов, и в процессе реализации проектов. Последующий контроль использования займов предоставляет возможность не только выявить "узкие места" в организационной структуре и порядке реализации программ, а также многочисленные нарушения договорной дисциплины, но и разработать мероприятия для их предотвращения в будущем. Отчеты о работе органов государственного финансового контроля свидетельствуют о том, что некоторые государственные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют их надлежащим образом, что в принципе способствует многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов. Приведем лишь некоторые из множества примеров. Так, свойством инвестиционных займов МФЭО является то, что основные закупки по финансируемым проектам производятся на конкурсной основе, т.е. закупки конкретных товаров, работ и услуг обусловливаются в результате международных тендеров. Ограничения по страновой принадлежности к поставщикам не допустимы. Но многие российские предприятия не могут участвовать в конкурсах-тендерах, Россия не может использовать в проектах российское оснащение и материалы, которые за частую качественнее и дешевле, чем импортные.