Финансирование высшего образования в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:14, доклад

Описание работы

Система высшего образования в США - одна из самых молодых среди западных стран, она начала развиваться лишь в последней трети XIX века. Основную роль в формировании высшей школы играл частный капитал, усилиями которого и в дальнейшем финансировались первые институты механики и сельского хозяйства, а также первые университеты. Государство тоже принимало участие в этом процессе, но его роль была менее значительна.

Работа содержит 1 файл

Финансирование высших учебных заведений в США.docx

— 26.06 Кб (Скачать)

  Важнейший источник частного финансирования высшего  образования -благотворительные фонды и их организации. Активное учреждение благотворительных фондов началось еще в конце XIX века, в результате чего были созданы фонды Форда, Рокфеллера, Дьюка, Карнеги, Всеобщий совет образования. Основание фондов было связано со стремлением крупного капитала сохранить контроль над своими предприятиями, акции которых приобретались фондами. Высшее образование, в свою очередь, стало для фондов хорошей сферой вложения капитала. В первой половине XX века благотворительные фонды выделяли вузам средства на их общие нужды, т.е. на увеличение основного капитала, строительство, текущие расходы и прочее. Многие фонды осуществляли свое финансирование на основе "встречного финансирования" (та же схема, что и при государственном финансировании) или на других определенных условиях. Однако рассчитывать на поддержку фондов могли лишь богатые учебные заведения, и поэтому финансирование направлялось в основном в самые крупные университеты и колледжи. Таким образом, можно сказать, что в первой половине XX века фонды осуществляли функцию, которую в дальнейшем взяло на себя федеральное правительство.

  Значительную  часть частного финансирования составляют инвестиции корпораций. За вторую половину XX века доля корпораций в целом выросла  очень незначительно, так как  в 90-х годах произошло снижение корпоративных ассигнований.

  В середине XX века основной сферой размещения средств корпораций было финансирование научных исследований вузов, так  как относительно небольшие затраты  приносили огромные прибыли. Основная часть корпоративных средств  также концентрировалась в нескольких десятках крупных университетов (Гарвардский, Калифорнийский, Стэнфордский, Йельский).

  Территориальное соединение производства с учебными заведениями, начавшееся в то время, постепенно привело к кооперированию университетов и колледжей с  десятками тысяч промышленных фирм, банков, госпиталей, юридических контор, страховых компаний и других организаций. В результате в вузах стали  создаваться кафедры теории и  практики "свободного предпринимательства" (где преподавали не только теоретики, но и практики), а также научные  подразделения, работающие на правах филиала  корпорации, в которых преподавателям и студентам выплачивалась дополнительная заработная плата.

  Многие  корпорации продолжают устанавливать  партнерские отношения с традиционными  университетами. Так, в США 12 ведущих  корпораций создали совместно с 15 университетами, объединенными в  Ассоциацию непрерывного инженерного  обучения, новый тип учебного заведения - Национальный технологический университет. Яркий пример взаимовыгодных отношений  между корпорациями и высшими  учебными заведениями - сотрудничество Мичиганского университета и компании "Дженерал моторе".

  Деятельность  бизнес-корпораций в сфере высшего образования привлекает пристальное внимание и тем, что они создают свои собственные корпоративные учебные заведения. Корпоративные университеты готовят кадры, работающие в филиалах ТНК разных стран мира в соответствии с едиными корпоративными нормами и правилами, а также занимаются предоставлением консультационных и образовательных услуг своим клиентам. Они могут быть частью создавшей их компании и обслуживать только свой персонал, а могут оказывать на партнерских отношениях образовательные услуги бизнес-школам. Создание корпорацией собственного учебного заведения существенно сокращает ее расходы на обучение, а также прививает персоналу "дух" данной компании. В последнее десятилетие многие корпоративные университеты стали переходить на самофинансирование, они поставляют обучающие про-т граммы другим корпорациям, оказывают консультативные услуги, создают учебники для других корпоративных учебных заведений. Корпоративный университет может стать, в конечном счете, основой для непрерывного образования сотрудников компании.

  Соединенные Штаты являются лидером по количеству созданных на территории страны корпоративных университетов. Многие американские корпоративные университеты - это крупные учебные заведения с многочисленными студенческими городками, осуществляющие дорогостоящие учебные программы и научные исследования, включая создание программ по подготовке кадров для обучения персонала. Корпоративные университеты отличаются большим количеством нововведений, внедренных в образовательный процесс. Многие компании активно используют информационные технологии, а также дистанционное обучение.

  Частные вложения делают и религиозные общины, профессиональные ассоциации, общественные организации, исследовательские центры, клубы и прочие организации, но в  течение второй половины XX века их доля снизилась в среднем с 20 до 2%.

  Частное финансирование осуществляется на тех  же направлениях, что и государственное: научные исследования, финансовая помощь вузам и финансовая помощь студентам.

  Плата за обучение как средство финансирования высшей школы

  Американские  вузы представляют собой весьма широкий  спектр университетов, четырех- и двухгодичных колледжей, государственных и частных.

  Государственные вузы в Соединенных Штатах являются менее дорогими и, как правило, менее  престижными, так как они имеют  меньшие финансовые возможности  и не в состоянии обеспечивать дорогостоящую материально-техническую  базу и преподавательский состав. Оплата обучения для студентов в  государственных вузах часто  носит льготный и даже фиктивный характер, так как они пользуются государственной финансовой помощью, которая выдается в основном студентам из малообеспеченных семей. Обучение в частном вузе в США стоит дорого и оплачивается полностью из личных средств студентов и их семей и из частной финансовой помощи, хотя иногда студенты получают и государственную финансовую помощь.

  В начале XXI века в США насчитывается  более 4 тыс. вузов, из которых около  двух третей частные. Несмотря на то, что  государственных вузов меньше, чем  частных, в них обучается более  половины студентов.

  За  последние 20 лет вследствие усиления рыночных приоритетов в экономике  страны стоимость обучения заметно  возросла. В 80-е годы произошло резкое сокращение государственного финансирования и, в результате университеты и колледжи были вынуждены повысить плату за обучение.

  Помимо  непосредственной платы за обучение полная стоимость образования в  Соединенных Штатах включает плату  за проживание в общежитии, оплату питания, транспорта, библиотек, компьютерных классов. Интересно, что низкая стоимость  обучения в том или ином колледже или университете не всегда означает, что придется платить меньше. Как правило, более богатые и престижные учебные заведения имеют большие финансовые возможности для предоставления стипендий, займов и другой материальной помощи. Кроме того, заработки после окончания престижного университета могут быть выше, что позволит быстрее выплатить заем за обучение.

  Высокую стоимость образования в американских вузах при таких объемах финансирования высшей школы можно считать достаточно справедливой. Если предположить, что  американские государственные вузы были бы более дорогими и, следовательно, давали бы более качественное образование, то необходимость в частных вузах, по крайней мере, в таком количестве, отпала. Но тогда бы государству  пришлось тратить больше средств, чтобы  студенты из малообеспеченных семей  могли обучаться в дорогих  вузах. Государственные же вузы оставили за собой право учитывать требования, прежде всего, малообеспеченных слоев  населения.

  Таким образом, высокая плата за обучение в государственном вузе и очень  высокая плата - в частном не только не является препятствием для эффективной  работы всей системы высшего образования, а, напротив, стабильно обеспечивает ее финансовыми средствами. Система  финансирования американского высшего  образования, имеющая широко диверсифицированные  источники денежных средств, которые  поступают в вузы как в виде прямых субсидий, так и через плату за обучение, стабильно поддерживает его высокое качество и конкурентоспособность.

Информация о работе Финансирование высшего образования в США