Финансирование высшего образования в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:14, доклад

Описание работы

Система высшего образования в США - одна из самых молодых среди западных стран, она начала развиваться лишь в последней трети XIX века. Основную роль в формировании высшей школы играл частный капитал, усилиями которого и в дальнейшем финансировались первые институты механики и сельского хозяйства, а также первые университеты. Государство тоже принимало участие в этом процессе, но его роль была менее значительна.

Работа содержит 1 файл

Финансирование высших учебных заведений в США.docx

— 26.06 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

  Кафедра финансов, бюджета и страхования 
 

  Доклад

  по  дисциплине «Финансы»

  на  тему: «Финансирование высшего образования в США» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Москва  – 2011

  Финансирование  высшего образования  в США.

  Система высшего образования в США - одна из самых молодых среди западных стран, она начала развиваться лишь в последней трети XIX века. Основную роль в формировании высшей школы  играл частный капитал, усилиями которого и в дальнейшем финансировались  первые институты механики и сельского  хозяйства, а также первые университеты. Государство тоже принимало участие  в этом процессе, но его роль была менее значительна.

  Государственное финансирование в сфере высшего  образования в середине прошлого века еще не было нацелено на непосредственное развитие вузов. Его главной целью  была научная сфера, которая концентрировалась  в исследовательских университетах, а также в некоторых других вузах. Финансирование научных исследований и разработок в результате приводило  и к удовлетворению прочих финансовых нужд этих учебных заведений. Лишь со второй половины 60-х годов федеральное  правительство стало выделять государственным  вузам институциональные субсидии, т.е. финансовые средства, специально предназначенные  для развития материально-технической  базы, совершенствования учебного процесса и удовлетворения других потребностей учебных заведений. В 70-е годы приоритетной сферой для федерального финансирования стали программы предоставления помощи студентам, которые в дальнейшем определили направление государственных  затрат. В 80-е годы произошло усиление рыночных приоритетов, объемы государственного финансирования постепенно снижались, а частного, напротив, постепенно увеличивались, и данная тенденция сохраняется  и в начале XXI века.

  В целом, в течение предыдущего  столетия размеры государственного финансирования высшего образования  в развитых странах мира постоянно  увеличивались. Однако к концу столетия макроэкономическая ситуация в этих странах, противодействие избирателей повышению налогообложения, развитие тенденций глобализации мировой экономики и другие факторы вынудили правительства начать сокращение государственных расходов,. В результате правительство Соединенных Штатов (а также некоторых других стран, таких как Великобритания, Австралия, Канада) стало проводить политику, приведшую систему высшего образования к так называемому "академическому капитализму", когда университеты начали функционировать как своеобразные рыночные структуры.

  Сегодня рынок (как институт) во многом определяет конечные цели, задачи и организацию  образования, вытесняя из этой сферы  государство. Рыночные силы становятся катализатором трансформации традиционной системы предоставления образования. Ярким примером сочетания преобладающих  рыночных отношений и государственного регулирования в сфере высшего  образования являются Соединенные  Штаты Америки.

  Государственное финансирование высшего  образования

  Источники государственного финансирования высшего  образования в США - федеральный  бюджет, бюджеты штатов и местные  бюджеты. Между федеральным правительством и властями штатов и местными властями существует разделение функций в  регулировании высшего образования. За федеральным правительством признаются в основном те полномочия, которые  изъяты из ведения штатов, поэтому  оно выработало собственные косвенные  методы воздействия. Одним из таких  методов является требование "встречного финансирования" при предоставлении целевой федеральной помощи.

  "Встречное  финансирование" предполагает обязательное  предоставление штатами такого  же количества средств, как  и федеральная помощь, а также  установление централизованного  контроля со стороны федерального  правительства за их использованием. Поэтому в реальности действия  штатов во многом подчиняются  федеральному правительству и,  как правило, при учреждении  федеральной программы сначала все расходы на себя берет федеральное правительство, а затем постепенно все бремя расходов перекладывается на бюджеты штатов.

  Государственное финансирование высшего образования  в Соединенных Штатах осуществляется по трем основным направлениям: финансирование научных исследований, предоставление финансовой помощи вузам и предоставление финансовой помощи студентам.

  Финансирование  научных исследований осуществляется из средств федерального бюджета, которые  направляются в государственные  и частные вузы.

  Со  второй половины 60-х годов правительство  стало выделять финансовые средства на развитие государственных вузов (институциональные субсидии). С  расширением институциональной  помощи расширилось общее число  вузов получающих государственную  помощь, но все же основная часть средств также концентрировалась в группе высококлассных учебных учреждений, потому что предоставление институциональной помощи осуществлялось на определенных условиях, которые они могли полностью обеспечить.

  Институциональные субсидии поступают из бюджетов всех уровней, но, как правило, четырехгодичные  колледжи финансируются из бюджетов штатов, а двухгодичные - из местных  бюджетов. Критерии государственного финансирования четырехгодичных и  двухгодичных колледжей и университетов  различаются. Объем финансирования колледжа зависит от количества обучающихся  студентов, а университета - и от других факторов, таких как расходы  на исследовательскую деятельность, численность и статус преподавательского состава, сложность учебных программ и т.д.

  В 70-е годы приоритет получили федеральные  программы помощи студентам, в большинстве  случаев - в форме низкопроцентных  займов. Больше всех выиграли от этого богатые университеты и колледжи, поскольку на оплату обучения в них требуется больше средств

  Финансовая  помощь студентам как одно из направлений  государственного финансирования становилась  все более актуальной в течение  последних десятилетий, компенсируя  вузам недостаточность и институционального финансирования, и финансирования на научные исследования. Финансовая помощь выдается как из федерального бюджета, так и из бюджетов штатов и местных  бюджетов и предназначается в  основном студентам государственных  вузов, хотя возможно получение помощи и для студентов частных вузов.

  На  начало текущего столетия можно выделить следующие виды финансовой помощи, предоставляемой государством студентам  и их семьям: это стипендии, гранты (субсидии или дотации), займы (кредиты), работа для студентов и налоговые  льготы. Стипендии выдаются обычно на основании определенных достижений в учебе и не зависят от финансового  положения студента, их не требуется  возвращать. Гранты также не подлежат возврату, но они не зависят от успеваемости студента и обычно их выдают в том  случае, если студент не в состоянии  заплатить за учебу. Займы также  предоставляются в случае финансовой необходимости и обычно на льготных условиях, т.е. на длительный срок и  под небольшие проценты. Займы  подлежат возврату, причем некоторые  из них уже во время обучения.

  Данные  о государственной финансовой помощи выпускник может получить непосредственно  в вузе или в агентстве высшего  образования штата, в котором  находится данное учебное заведение. Также за финансовой помощью можно  обратиться непосредственно в Министерство образования США, получив ее в  дальнейшем из федерального бюджета. Существуют государственные программы помощи студентам, но, как правило, студенты и их семьи самостоятельно находят  источники финансирования.

  Министерство  образования США предлагает следующие  виды финансовой помощи:

  1. Гранты: Пелла (Pell Grants) и дополнительные образовательные гранты (Supplemental Educational Opportunity Grants);

  2. Займы: Перкинга (Perkins Loan), Стаффорда (Stafford Loans), "Плас" (Plus Loans) и дополнительные займы для студентов (Supplemental Loans for Students);

  3. Работу для студентов (Work-Study).

  Гранты  Пелла выделяются студентам колледжа, еще не получившим степень бакалавра. Это безвозмездная помощь, предоставляемая с учетом финансового положения студента. Показателем его является специальный индекс - "Индекс гранта Пелла" (Pell Grant Index), исчисляемый по формуле, учитывающей финансовые возможности студента, доходы его семьи. Чем меньше индекс, тем большую сумму помощи можно получить, сумма гранта также зависит от стоимости обучения в колледже, от программы обучения и других факторов. Если студент получает грант первый раз, то он может рассчитывать на него и в последующие пять-шесть лет обучения (если не получит степень бакалавра). Имея этот грант, можно одновременно рассчитывать и на другие виды государственной помощи.

  Вообще, грант Пелла выгодно отличается от других грантов и стипендий тем, что, если индекс меньше определенной величины, то помощь будет оказана обязательно. В иных же программах помощь не гарантирована, даже если есть соответствие по всем критериям. Гранты Пелла выдаются студентам как государственных, так и частных вузов.

  Займы, как уже было сказано, обычно выдаются на льготных условиях. Для финансирования обучения как на степень бакалавра, так и на степень магистра можно получить заем Перкинга на льготных условиях. Предоставляется он колледжем или университетом, и выплачивать такой заем необходимо в течение определенного периода времени после окончания учебы (до десяти лет). Выплата начинается не сразу после получения степени или прекращения учебы по какой-либо причине, а после пределенной отсрочки, которая обычно составляет девять месяцев.

  Другой  вид займов - "Плас-займы", предоставляются родителям студентов для оплаты обучения в колледже или университете. Эти займы предоставляются банками и иными финансовыми институтами. Еще один заем, предоставляемый банками или другими кредитными учреждениями нуждающимся студентам под государственную гарантию и под сравнительно небольшие проценты, называется "заем Стаффорда".

  Дополнительные  студенческие займы предоставляются  студентам, не имеющим поддержки  семьи и проходящим курс обучения не менее полного академического года. В отличие от займа Стаффорда  получение этого вида займа не зависит от материального положения  студента. Проценты по нему надо начинать выплачивать уже через 60 дней после  его получения.

  При запросе любой финансовой помощи (кроме "Плас-займов" или дополнительных студенческих займов) необходимо доказать наличие материальных затруднений в семье. Стоимость обучения оценивается В отделе финансовой помощи учебного заведения, при этом учитываются и дополнительные расходы.

  Существуют  программы, направленные на предоставление временной работы нуждающимся студентам, как в самом учебном заведении, так и вне его. Количество рабочих часов в неделю ограничивается, чтобы не оказывать отрицательного воздействия на обучение.

  Государство также предоставляет некоторые  налоговые льготы студентам и  их семьям. Например, полные налоговые  льготы даются на финансовые сбережения, которые делают родители для обучения детей в колледже. Объем сбережений, освобождаемых от налогов, регулируется государством.

  Каждый  отдельный вид финансовой помощи, предоставляемой студентам, имеет  свою динамику. Здесь прослеживается явная тенденция к снижению финансовой помощи, выдаваемой из федерального бюджета, и увеличению помощи, представляемой штатами и самими колледжами. Например, количество получаемых из федерального бюджета грантов Пелла и "дополнительных" образовательных грантов в течение последних 20 лет постоянно снижалось, а количество грантов, выделяемых штатами и колледжами, наоборот, росло. Похожая ситуация складывается и с займами: число займов, получаемых у колледжей, постоянно росло, а число федеральных образовательных займов и займов Перкинга имело довольно неустойчивую динамику, правда, с незначительным общим ростом за последние два десятилетия.

  Частное финансирование высшего  образования

  На  начало XXI века основными источниками  частного финансирования в Соединенных  Штатах являются частные лица, благотворительные  фонды и корпорации.

  За  вторую половину прошлого столетия затраты  частных лиц незначительно возросли: если в 50-60-х годах они составляли около 50% затрат, то в конце 90-х лишь немного превысили 50%-ный рубеж. Интересно, что половину всех затрат частных  лиц составляют пожертвования бывших выпускников вузов, и данный факт является отличительной особенностью американского частного финансирования.

Информация о работе Финансирование высшего образования в США