Финансирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:34, реферат

Описание работы

Современное состояние образования в России обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. Даже в тяжелейшем 1942 г. на нужды образования советская власть выделяла 5,7 % из своего крайне напряженного бюджета, а уже в 1950 г. эти расходы достигли почти 14 %.

Работа содержит 1 файл

финансирование образования.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, ст. 149 НК РФ ограничивает применение льгот по НДС для государственных  вузов лишь услугами в сфере образования.

     Не  облагается налогом имущество бюджетных  учреждений, в том числе образовательных  учреждений, и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений.

     Бюджетные образовательные учреждения освобождаются  от уплаты транспортного налога.

     От уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные образовательные учреждения. Обязанность платить земельный налог возникает только в том случае, если образовательное учреждение сдает земельный участок в аренду.

     Плата студентов за обучение является одним из источников внебюджетного финансирования вузов. НК РФ предусматривает возможность уменьшить налогооблагаемый доход физического лица на социальные налоговые вычеты, к которым относятся вычеты на обучение (ст. 219 НК РФ). Его могут получить налогоплательщики, у которых в течение истекшего года были расходы на обучение, а также на обучение их детей в возрасте до 24 лет не дневной форме обучение в образовательных учреждениях.

     Особенность положений НК РФ о налоге на прибыль  организаций состоит в том, что они не предусматривают существование вообще никаких налоговых льгот по этому налогу. Основные положения, призванные благоприятствовать деятельности образовательных учреждений, сосредоточены в ст. 251 НК РФ, определяющей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по указанному налогу. В частности не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

     НК  РФ исходит из принципа налогооблагаемости любых доходов государственных  высших учебных заведений от платных услуг любого рода, в том числе образовательных. То есть, подвергаются налогообложению доходы от платных услуг и иной деятельности государственных высших учебных заведений, признаваемые в то же время в силу БК РФ доходами бюджета. Другими словами государство в некотором отношении начинает подвергать налогообложению свои собственные доходы.

     Таким образом, провозглашенные законом  «Об образовании» государственные  гарантии приоритетности образования  в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер. Реализующие их положения налогового законодательства позволяют облагать образовательные учреждения налогами аналогично коммерческим организациям, в том числе в части образовательной деятельности.

     Одним из основных источников внебюджетных поступлений является плата студентов за обучение. Однако регулярно платить за образование могут далеко не все семьи, которые это вынуждены делать уже сейчас. В связи с этим предполагается широкое использование образовательных кредитов. Большинство экспертов сходится во мнении, что от развития образовательного кредита выгоды получают все участвующие стороны. Для государства важно прежде всего то, что снижается нагрузка на бюджет. Для граждан расширяются возможности выбора вуза (независимо от стоимости). Одновременно у студентов повышается мотивация к получению знаний. Для вузов особенно важно, что повышается отдача образовательного процесса за счет личной заинтересованности обучающихся в получении знаний для последующего эффективного трудоустройства.

     В программах образовательного кредитования важная роль должна принадлежать государству, поскольку одной из основных его  функций является повышение интеллектуального  потенциала страны, что составляет основу национальной конкурентоспособности. Именно государство должно сыграть решающую роль в формировании законодательной базы образовательного кредита, в обеспечении четкой работы системы государственного кредитования. Это даст возможность для интеллектуального развития и профессионального продвижения значительного числа людей, вне зависимости от их текущего финансового положения.

 

      Заключение.

     В последние годы бюджетное финансирование значительно сократилось. В связи  с этим образовательные учреждения стали больше использовать внебюджетные источники финансирования. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для повышения эффективности и качества образования нужны существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Льготное налогообложение – эффективный инструмент, стимулирующий развитие экономической самостоятельности высших учебных заведений, повышение их финансовой обеспеченности. Но, провозглашенные законом «Об образовании» государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер. Реализующие их положения налогового законодательства позволяют облагать образовательные учреждения налогами аналогично коммерческим организациям, в том числе в части образовательной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Система финансирования образования: анализ эффективности / под ред.С.А Белянова – М.: Технопечать, 2008.- 182 с.
  2. С.Плаксий /Парадоксы реформирования российского высшего образования / С. Плаксий // Алма Матер. – 2005. - №10. – С. 9-11.
  3. И.Майбуров/Финансирование высшего образования: «национальные особенности» / И.Майбуров // Высшее образование в России. – 2004. - №10. – С. 31-37.
  4. В.Н.Колесников/ Коммерциализация высшего образования – угроза национальной безопасности России / В.Н.Колесников, И.В.Кучер, В.Н.Турченко // Педагогика. – 2007. - №6. – С. 99-106.
  5. Е.В. Маркина Развитие системы финансирования вузов на основе государственных именных финансовых обязательств / Е.В. Маркина // Финансы и кредит. – 2009. – №8. – С. 51-56.
  6. Г.В. Семеко /Образовательный кредит – инструмент оплаты обучения / Г.В. Семеко // Экономика образования. – 2006. – №6. – С. 46-68.
  7. Какие вузы получат приоритет финансирования? // Ученый совет. – 2006. – №1. – С. 22-23.
  8. Д.В. Винницкий /Проблемы финансирования и налогообложения в системе государственного высшего образования / Д.В. Винницкий // Финансы. – 2007. – №3. – С. 28-31.
  9. Ю. Донин /Образовательные учреждения: налог на прибыль / Ю. Донин // Аудит и налогообложение. – 2009. – №12. – С. 13-14.
  10. А.П. Бердашкевич /Бюджет образования и науки в 2006 году / А.П. Бердашкевич // ЭКО. – 2008. – №11 – С. 15-33.
  11. Приложение к приказу Минобразования России от 26.03.03. №1194 Порядок расчета категории финансовых обязательств и оформления записи, удостоверяющей категорию государственного именного финансового обязательства.

Информация о работе Финансирование образования