Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:14, контрольная работа
Предприятия создают материальные и нематериальные бла-
га, формируют финансовые ресурсы государства. Общественное
производство в зависимости от характера затраченного труда де-
лится на сферу материального и нематериального производства.
В сфере материального производства производятся това-
ры, а основной организационной структурой являются пред-
приятия.
1. Основы функционирования финансов в разных сферах дея-
тельности.
2. Финансы предприятий, функционирующих на коммерчес-
кой основе.
3. Финансы учреждений, осуществляющих некоммерческую
деятельность.
4. Финансы общественных объединений.
расчетов в производственной, сбытовой, инвестиционной и со-
циальной деятельности предприятия.
Общие принципы составления балансов доходов-расхо-
дов предприятия сводятся к следующему:
- определяется направление использования финансовых
ресурсов, при учете уровня фондоотдачи;
- выбирая
долгосрочные затраты,
тывать наиболее экономичные методы финансирования;
- необходимо сочетать затраты с повышенным риском и
инвестирование в затраты с гарантированным доходом;
- необходимо помнить о платежеспособности и ликвид-
ности предприятия, чтобы не допустить его банкротства;
- учитывать инфляционные процессы, т. е. корректировать
затраты с учетом повышения инфляции.
По структуре баланс доходов и расходов предприятия со-
стоит из четырех разделов:
1. Доходы и поступления, где отражаются все финансовые
ресурсы (прибыль от основной деятельности, прибыль от ин-
вестиционной деятельности, дивиденды и т. д.).
2. Расходы и отчисления, где отражается использование
средств на расширение производства, на материальное стиму-
лирование работников, расходы, связанные с производством
и реализацией продукции, а также отчисления в благотвори-
тельные фонды, приобретение ценных бумаг.
3. Кредитные взаимоотношения предприятий с банками и
учреждениями, где фиксируются доходная и расходная части.
4. Взаимоотношения
предприятия с бюджетом и
жетными фондами: в доходную часть входит получение ассиг-
нований из бюджета, в расходную — платежи в бюджет и вне-
бюджетные фонды.
Третий и четвертый разделы являются балансирующими.
Превышение платежей в бюджет и во внебюджетные фонды
над полученными ассигнованиями должно точно соответство-
вать разнице между доходами и расходами с учетом сальдо кре-
дитных взаимоотношений. Финансовый план составляется на
год с поквартальной разбивкой.
3. Финансы учреждений, осуществляющих
некоммерческую деятельность
Финансовые ресурсы учреждений, осуществляющих не-
коммерческую деятельность, представляют собой денежные
средства, мобилизуемые из различных источников для своей
деятельности. Учреждения этого типа оказывают разные услуги
управленческого,
социально-культурного
не окружающей среды, по обороне страны. Источники финан-
совых ресурсов этих учреждений зависят от вида, оказываемых
услуг и характера их предоставления.
По
характеру предоставления
бесплатные (за счет бюджета), сочетания платного и бесплат-
ного (это услуги
социально-культурного
Для финансирования учреждений и организаций, оказы-
вающих услуги
социально-культурного
зуются следующие источники финансовых ресурсов:
1) бюджетные средства на основе установки нормативов;
2) денежные
средства государственных,
частных предприятий и от граждан, которые поступают сверх
нормативной услуги на платной основе;
3) выручка от сдачи в аренду;
4) добровольные взносы, безвозмездно передаваемые цен-
ности от предприятий и граждан;
5) прочие денежные поступления.
Все
источники формируют фонд
приятия. Эти источники используются на заработную плату, воз-
мещение материальных затрат, расчеты с другими организация-
ми и банками, на создание собственных фондов предприятия.
В
настоящее время финансовый
мерческой деятельности изменился. Предприятия получили
большую самостоятельность в использовании финансовых ре-
сурсов, право на платные услуги, пересмотрены тарифы на
услуги, стало возможным применение арендных отношений.
Учреждения
некоммерческого характера
нансовые планы двух типов: учреждения, финансируемые за
счет бюджета, составляют смету расходов, а учреждения, фи-
нансируемые как за счет бюджета, так и за счет других поступ-
лений, составляют сметы расходов и доходов.
В
сметах более детально
указываются только в разрезе источников поступления. В сметы
включают название предприятия, адрес, название бюджета,
общую сумму ассигнований по смете затрат в разрезе статей
затрат, а также в сумме, утвержденной по бюджету на расходы
по отдельным мероприятиям.
Для таких учреждений утверждается план по труду, где
указывается годовой фонд заработной платы, с поквартальной
разбивкой и его штатное расписание. Типовые штаты однород-
ных учреждений формирует правительство.
В
непроизводственной сфере
альные, централизованные и сводные.
Нормы смет могут быть обязательными, например, став-
ки должностных окладов, или расчетными, т. е. согласованны-
ми с местными органами власти.
4. Финансы общественных
К
общественным объединениям
творческие союзы, спортивные и другие добровольные общества,
специальные целевые
фонды и благотворительные
На
организацию финансов
оказывают влияние следующие факторы:
- если объединение добровольное, то основным источни-
ком финансовых ресурсов являются вступительные и членские
взносы;
- если
общественное объединение
виде зданий, сооружений, владеет собственностью на долевых
началах, то их финансирование частично регламентируется го-
сударством, а деятельность определяется уставом.
Источниками
финансирования общественных
ний могут быть вступительные членские взносы, доходы от их
деятельности и специальные денежные отчисления предприя-
тий и организаций из прибыли.
Расходы общественных объединений — это затраты на ос-
новную деятельность, содержание платного аппарата, осуще-
ствление капитального строительства и капитального ремонта,
хозяйственные расходы и расходы на международные связи. Об-
щественные объединения перед государством финансовых обя-
зательств не имеют, т. е. не уплачивают налоги. Это организа-
ции ветеранов, спортивные союзы, общество изобретателей. Но
если предприятие, подведомственное общественному объеди-
нению, может осуществлять деятельность на коммерческих на-
чалах, то они платят налоги на прибыль.
Принципы организации финансов наиболее полно реализуются на предприятиях сферы материального производства. Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Каждое такое предприятие в функционирует как относительно замкнутая «экономическая емкость» со своим индивидуальным кругооборотом средств. В результате его хозяйственной деятельности генерируются денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, как разность между поступлениями средств «притоком» по всем перечисленным видам деятельности и их «оттоком» в виде оплаты за различные ресурсы, необходимые для осуществления всех хозяйственных операций предприятия, что и обеспечивает реализацию принципов самофинансирования и самоокупаемости.
Конкретные особенности финансов в сфере материального производства определяются организационно-правовой формой их предпринимательской деятельности, технологическими (длительностью производственного цикла, серийностью) и отраслевыми отличиями. Например, для строительства характерными являются взаимоотношения между заказчиками (инвесторами) и подрядчиками, работы проводятся в строгом соответствии с проектно-сметной документацией. Длительный цикл строительства требует больших вложений средств в незавершенное производство. Порядок расчетов за законченные объекты определяет особенности в формировании прибыли, уплате и возмещении НДС. В составе основных средств значителен удельный вес арендованного оборудования, а в оборотных активах отсутствуют средства, вложенные в готовую продукцию, но более существен удельный вес средств в расчетах.
Для торговли характерен быстрый оборот средств, выручка (в розничном звене) поступает в налично-денежной форме. В структуре основных средств велика доля арендованных помещений и оборудования, поэтому особое внимание финансистов должно быть обращено на правильность заключения договоров аренды, затраты на которую составляют значительную часть издержек. В оборотных средствах большая часть (до 90%) вложена в товарные запасы.
Существенные
особенности имеются в
Согласно устоявшейся
в отечественной экономической
науке точке зрения, все общественное
производство в зависимости, от специфики
затрачиваемого труда подразделяется
на две крупные сферы
Сфера материального производства представлена хозяйствующими субъектами различных форм собственности: среди них есть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия и частные предприниматели, занимающиеся производственной деятельностью. Для финансов каждого из перечисленных видов предприятий характерны свои особенности.
Особенностью финансов государственных предприятий является их большая зависимость от государственных органов. Начнем с создания предприятия. Если его создает государство, оно финансирует расходы, связанные с созданием основных фондов, формированием оборотных средств. Государство способно воздействовать на такие предприятия, регламентируя цены, оказывая помощь как инвестиционного, так и кредитного характера. Что касается налогообложения, то, как правило, государство не выделяет госпредприятия в этом отношении. Из сказанного следует, что предприятия государственной формы собственности в части их финансового положения находятся в большей зависимости, чем предприятия других форм собственности.
Финансы государственных предприятий охватывают денежные отношения, включающие кругооборот основного и оборотного капитала, образование и использование прибыли, амортизационного, резервного и других фондов, взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования и финансово-кредитной системой.