Финаносвая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между различными уровнями системы. В соответствии с этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет; в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. Например государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СФЕРА И ЗВЕНЬЯ……5
2.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ………………………………………………………………..7
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………….19
4.ЗАДАЧА № 39……………………………………………………………23
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….25
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………27

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
 

     Бюджет  является важным звеном финансовой системы  страны. Отражая содержание процессов  производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

     В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

     Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в  первую очередь тем, что с помощью  государственною бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта.

     Он  распределяет денежные средства между  различными отраслями национального  хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

      Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

     Бюджетные ассигнования в производственной сфере  являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании.

     Расходы государства на просвещение и  здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.

     Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство  через бюджет может формировать  окончательные размеры фонда  потребления, влиять на территориальные  пропорции в его использовании.

     Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  его макроэкономические функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению  существования государства.

1. Проявление  распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного  распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей.

     Существенно, что содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств  между различными подразделениями  общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет) перераспределения денежных средств, как бюджет.

     2. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

     При формировании государственных доходов  финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

     Финансовый  контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного  общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

     3. Функция обеспечения существования  государства  ставит своей  задачей создание материально-финансовой  базы функционирования государства;  содержание аппарата   управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАДАЧА № 39

    1. Нарушение бюджетного законодательства – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнение и контроль за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы (ст. 281 Бюджетного кодекса).

   Нарушение бюджетного законодательства влияли применения к нарушителю мер принуждения (ст. 282 Бюджетного кодекса РФ):

   - предупреждения о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса;

   - блокировка расходов;

   - изъятие бюджетных средств;

   - приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

   - наложение штрафа;

   - начисление пени;

   - иные меры в соответствии с  Бюджетным кодексом и федеральными  законами.

   Да, деяние может быть бюджетным правонарушением  и одновременно административным. Стоит  вспомнить, что административное правонарушение – это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КОАП).

      Некоторые составы административных правонарушений, содержащиеся в КОАПе, дублируют составы бюджетных правонарушений, ответственность за которые установлена Бюджетным  кодексом, есть нюансы, например.

      1. субъектом административной ответственности одновременно может быть и должно юридическое лицо, нарушение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо.

Бюджетная ответственность - одна из видов финансово-правовой ответственности. Субъект бюджетной ответственности - только хозяйствующий субъект, допустивший нарушение законодательства – меры бюджетной отв., в отличие от административной, не могут быть применены одновременно к юридическому и к виновному должностному лицу.

2. возможно  наложение штрафа одновременно на правонарушителя административной и бюджетной ответственности – бюджетный Кодекс РФ (ст. 289-306) – возможно наложение адм.штрафа в соответствии с КОАП РФ и применение мер финансовой отв. – пример: изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, аннулирование гарантий.

Есть  определение бюдж. правонарушений, которые влекут адм., уголовн. ответственности.

Согласно  ст. 289 КОАПа – нецелевое использование бюджетных средств, не соответствующих условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом – всецело наложение штрафов на руководителя получателей бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления угол. наказания, предусмотренного Угол. кодексом РФ. – да, наложение взыскания соответствовали действующему законодательству.

Я согласна, что действия работников унитарного предприятия незаконны и противоречат законодательству и бюджетному кодексу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Финансы отличаются от денег. Если деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты общественного труда, то финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль рублем за расходом денежных средств. Финансы выражают денежное отношение, в результате которого обеспечивается планомерное образование, распределение и использование денежных фондов и фондов государства, организаций и населения.

       В самом общем виде финансовая система  представляет собой совокупность и  взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. В настоящей статье финансовая система рассматривается как элемент государственного хозяйства, обеспечивающий взаимосвязанное развитие всех его территориальных частей. Другими словами,  речь идет  о региональной (территориальной) проекции финансовой системы, то есть об организации финансовых потоков между центром, регионами и населением. Целью данного сегмента системы государственных финансов является  согласование локальных (региональных) и общих (государственных) интересов в социально-экономическом развитии страны.

       Особенности становления понимаемой таким образом  финансовой системы России определялись, в первую очередь, особенностями устройства государства, отличавшими наше отечество от  европейских стран.

       Развитие  финансовой системы России происходило в непосредственной связи с эволюцией институтов ее государственного устройства. Более того, можно утверждать, что само формирование перечисленных институтов в значительной мере стимулировалось  поисками оптимальной организации материальных и финансовых потоков в государстве. Об этом свидетельствуют уже первые известные  факты  экономической истории нашей страны.

       Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

       Структура финансовой системы:

    1. бюджетная система;
    2. внебюджетные целевые фонды;
    3. финансы предприятий и организаций;
    4. фонды имущественного и личного страхования;

5.        кредит (государственный, муниципальный и банковский).4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

      1. Булатова  А.С. Экономика: учебник; М.; 2007
      2. Бюджетная система России; учебник для вузов / под ред. Проф. Л.А. Дроблзиной – М; Финансы, ЮНИТИ 2007
      3. Финансы. Учебник, под ред. проф. В.М. Радионовой – М: Финансы и статистика 2007
      4. Финансы и денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова-М: ЮНИТИ 2007

Информация о работе Финаносвая система