Финаносвая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между различными уровнями системы. В соответствии с этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет; в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. Например государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СФЕРА И ЗВЕНЬЯ……5
2.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ………………………………………………………………..7
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………….19
4.ЗАДАЧА № 39……………………………………………………………23
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….25
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………27

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

       Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

       Средства  Пенсионного фонда формируются  по Положению о Пенсионном фонде  РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и  ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.

       Страховые взносы - преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются:

-работодатели - российские и иностранные юридические  лица;

-крестьянские (фермерские) хозяйства;

-общины  малочисленных народов Севера, занимающиеся  традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования  юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы);

-работающие  граждане, в том числе пенсионеры  и инвалиды; религиозные объединения  и находящиеся в их собственности  предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

       Не  являются плательщиками страховых  взносов:

-воинские  формирования РФ - по денежному  довольствию военнослужащих, лиц  рядового и начальствующего составов  органов внутренних дел и федеральных  органов налоговой полиции;

-общественные  организации инвалидов, а также  принадлежащие им на правах  собственности предприятия, объединения,  учреждения, созданные для осуществления  уставных целей.

       Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плательщиками внебюджетного фонда. Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, - доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования. Правительство РФ Постановлением от 19 февраля 1996 г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, а именно: выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации; льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации; материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью; стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников; стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви других средств индивидуальной защиты; компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и т.д.), получаемые от участия работников в управлении собственностью; страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др. Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков. Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.

       Руководство ПФР осуществляет Правление и  его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются  отделения в республиках в  составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

3. Фонды,  консолидированные в бюджете.  Это специальные фонды, аккумулированные  в бюджетах различных уровней.  Создание целевых фондов возможно  на федеральном уровне (например, Фонд Министерства РФ по атомной энергии), а также на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Каждый такой фонд образуется в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов. Средства целевого бюджетного фонда используются по отдельной смете.

4. Внебюджетные  децентрализованные фонды. К ним  относятся: а) отраслевые и  межотраслевые внебюджетные фонды,  б) финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий (ресурсовые фонды государства). Примером первых может служить Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г1. В качестве ресурсных фондов государства выступают внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые создаются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Следует иметь в виду, что система целевых фондов находится в состоянии перманентного развития и преобразования.

5. Фонды  страхования. Одной из функций  государства является образование  резервных фондов для покрытия  расходов по страховым случаям  (стихийные бедствия, эпидемии и т. п.). Методом привлечения денежных средств в эти фонды служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному. В настоящее время получает широкое распространение коммерческое страхование, связанное с покрытием рисков от предпринимательской деятельности.

       6. Кредит (государственный и банковский). Государственный кредит — это  деятельность государства по  получению взаймы средств от  юридических, физических лиц и  других государств. Кредитование  осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Банковский кредит — это деятельность по привлечению вложений вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

       Государственный внутренний долг состоит из задолженности  прошлых лет и вновь возникшей  задолженности. Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

       В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных  инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

       Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

       Внешние займы размещаются на иностранных  фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются  специфические интересы инвесторов страны размещения.

       Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.

       В настоящее время Российская Федерация  является крупным заемщиком как  внутри страны, так и на международной  арене.

       В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации - юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.

       Предоставление  ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной  перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г. № 1484.

       В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств  краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы - Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

       Контролирующие  структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования  средств. Запрещается помещение  средств на депозитные счета в  качестве кредитных ресурсов, их использование  для покупки свободно конвертируемой валюты ( за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.

       Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые  Российской Федерацией иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных  организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

7. Финансы  хозяйствующих субъектов. Данный  вид финансов включает финансы  коммерческих предприятий и организаций  (нефинансовые предприятия, кредитные  организации) и финансы некоммерческих  организаций. 

       Финансовая  система может быть представлена также как совокупность трех основных звеньев:

1. Государственные  финансы, которые объединяют: федеральный  бюджет, бюджет субъектов Федерации,  бюджеты государственных социальных  внебюджетных фондов, денежные средства  Банка России, денежные средства государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

       Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в  народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

       В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное соотношение  между централизованными и децентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых  в финансовых планах предприятий, а  также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и, прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

       В процессе бюджетного планирования и  исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.

       В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить  финансовую стабилизацию. Для этого  необходимо, прежде всего, предпринять  неотложные меры к укреплению  денежного обращения как основы  успешного проведения экономических  реформ. Только в условиях устойчивого  и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма;

3) стимулировать  инвестиционную активность, добиваться  увеличения доли накопления в  национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

5) укрепить  доходную базу бюджета за счет  совершенствования налогообложения  и усиления контроля за полнотой  уплаты налогов;

6) создать  систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

7) усилить  контроль за величиной государственного  долга. В Послании Президента  РФ Правительству РФ "О бюджетной  политике в 1997 г." подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.

2. Местные  финансы охватывают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граждан.

3. Частные  финансы — это денежные средства  юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственности, и денежные средства физических лиц.3

 

 

    3. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы

Информация о работе Финаносвая система