Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:35, курсовая работа
В 2007 г. страна вышла на новый рубеж формирования бюджетного процесса и бюджетной политики. Был утвержден первый в истории нашей страны трехлетний бюджет, который является, в сущности, финансовым ядром экономической политики страны, направленной на модернизацию российской экономики, ее диверсификацию. Еще одним событием 2007 года стало вступление в силу нового Бюджетного кодекса, определяющего формирование бюджетного процесса, правила бюджета, бюджетную дисциплину, налоговое бремя, расходы, которые несет государство по поддержанию экономики, социальные расходы.
Следующей проблемой в области доходов становится снижение дохода от внешнеторговой деятельности. Таможенные пошлины составляют до 40 % бюджета. Но по прогнозам Минфина Россия в 2009 году может сократить доходы от экспорта с $469 млрд до $269 млрд, доходы от импорта снизятся с $292 млрд до $245 млрд. Впервые с 1982-1983 годов мировая экономика будет иметь два года подряд снижение спроса на нефтепродукты и нефть. Нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся в 2009 году с планируемых 50% до 36%[7].
В Бюджетном послании[8] четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что «приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок...».
Реализация этого приоритета
требует переориентации и повышения
эффективности использования
Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть. Данная зависимость серьезно влияет на федеральный бюджет. Сегодня идет переход к другому тренду цен на нефть. Пик цен, скорее всего, уже пройден, хотя возможны политические и другие спекулятивные события, способные поднять цены на нефть. Долгосрочная цена на нефть в условиях кризиса находится в пределах 40-50 $ за баррель. В наших бюджетных расчетах заложена цена около 90-100$. Сейчас же цена нефти не превышает 50 долл., поэтому предложенные Минфином расчетные цены являются запредельными.
Естественно, возникает вопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. Планы не пострадают, уверяет председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Даже если цена на нефть упадет до 40 - 50 долларов, то конструкция бюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть, говорит Васильев. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния - в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечат стабильную устойчивость бюджета[9].
Дефицит бюджета. Одной из главных проблем оценки исполнения бюджета 2008 и формирования бюджета 2009 гг. стало непринятие во внимание влияние финансового кризиса на отечественную экономику.
Первичный дефицит федерального бюджета России в декабре 2008 года составил 805 миллиардов рублей, или 20,4 процента от месячного ВВП. При этом в целом за год был зафиксирован профицит бюджета: правительство получило 9,26 триллиона рублей, а потратило 7,56 триллиона рублей.
Ранее сообщалось, что дефицит бюджета был зафиксирован и по итогам ноября 2008 года. Тогда государство потратило приблизительно на 270 миллиардов рублей больше, чем получило.
До осени 2008 года Минфин каждый месяц отчитывался о профиците бюджета. Этому способствовал устойчивый экономический рост и увеличение цен на нефть на мировых рынках, из-за чего экспортные пошлины на нефть в России постоянно росли.
Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые оказалось невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки.
Президент России Д. Медведев 30 декабря подписал сразу несколько законов, направленных на стабилизацию дел в экономике страны. В частности, президент одобрил поправки в бюджет на 2009-2011 годы, которые позволят упростить доступ к государственным гарантиям, а также финансировать меры, направленные на борьбу с безработицей.
Кроме того, Дмитрий Медведев подписал закон о повышении той части ставки налога на прибыль, которая пойдет в бюджеты регионов, а не в федеральный бюджет. Теперь регионам будет отдаваться 18 процентов, а не 17,5 процента. Федеральный бюджет будет забирать себе не 2,5, а 2 процента.
Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минфину внести изменения в бюджет 2009 года исходя из мировой цены на нефть в 41 доллар за баррель. «Минфин должен будет внести необходимые изменения в текущий бюджет на 2009 год исходя из цены на нефть в 41доллар за баррель», - заявил Путин 19 января на заседании Президиума правительства[10].
Кроме того, по словам Кудрина,
правительственная комиссия по бюджетным
проектировкам в феврале
При наибольших расходах дефицит бюджета составит 7,6 процента ВВП, а при более позитивном - 7 процентов ВВП, или 3,1 и 2,9 триллиона рублей соответственно. Сейчас в бюджете на 2009 год заложены доходы в размере 10,927 триллиона рублей, а расходы - в размере 9,025 триллиона рублей.
По прогнозам
По оценке Министерства финансов, дефицит российского бюджета в 2009 году может составить до 4 триллионов рублей, если стоимость нефти снизится до 32 долларов за баррель. Кроме того, на величину дефицита окажут влияние и антикризисные меры, предпринимаемые правительством. Приемлемым дефицит станет только в 2010 году и составит около пяти процентов ВВП, а в 2011-м - три процента ВВП. В 2009 г. дефицит бюджета по оценкам составит чуть больше 6 %.
Заключение
В «Основных направлениях
бюджетной и налоговой политики
на 2009 и на период 2010-2011 годы» главный
акцент сделан на задаче обеспечения
сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы, усиление ее роли
в стимулировании долгосрочного
роста экономики и повышении
уровня жизни населения, ускорения
инновационного развития страны и формирования
устойчивого механизма
В соответствии с бюджетной стратегией Минфина предусматривается, что расходы бюджетной системы в реальном исчислении (с учетом инфляции) будут возрастать, а их доля в ВВП будет сокращаться в среднем 0,18 % за год. В рамках бюджетной системы намечено увеличение роли региональных бюджетов с сокращением федеральной доли в расходах (на 0,25 % за год).
То есть в среднесрочном и долгосрочном плане предполагается сохранение существующей модели бюджетной политики, исходящей из необходимости сокращения доли государственных расходов в ВВП. Это обосновывается стремлением обеспечить сбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста. Однако вызывает сомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренной модернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, как стимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения.
Однако разразившийся
кризис изменил приоритеты национальной
экономики на ближайшие годы. Основная
задача бюджетной политики в таких
условиях это своевременно и оперативно
среагировать на изменение приоритетов
в экономики, на существенной сокращение
доходов бюджета и рост расходов,
при условии продолжения
Информация о работе Федеральный бюджет РФ, проблемы его формирования