Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения и этапы становления деятельности Федерального казначейства;
исследовать сущность и функции Федерального казначейства;
изучить полномочия казначейской системы;
выявить роль Федерального казначейства в бюджетном процессе;
проанализировать состояние и перспективы совершенствования Федерального казначейства в управлении бюджетным процессом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I – Формирование и становление системы Федерального казначейства Российской Федерации …………………………………………………………..5
1.1. – История возникновения казначейской системы в России……………....5
1.2. – Этапы становления деятельности Федерального казначейства………...9
Глава II – Федеральное казначейство в современное время………………....14
2.1. – Сущность и функции Федерального казначейства…………………..…14
2.2. – Полномочия Федерального казначейства………………………….……21
2.3. – Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе……………..25
Глава III – Перспективы развития органов Федерального казначейства…..29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Глава I.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Во-вторых, законодательное закрепление самостоятельности  бюджетов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации освободило финансовые органы субъектов Российской Федерации от обязательного контроля над правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения федерального бюджета по доходам существовавший порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета, длительным запаздыванием, неполнотой и расхождениями в представляемой Центральным банком информации, но также разночтениями в порядке распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.

     Задержки  в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов, представлении  отчетности о них были нормой работы многих банков, включая Центральный банк России. Центральный банк практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые, с его согласия, в погоне за прибылью стали переводить их в коммерческие банки.

     Постановка  учета бюджетных средств в  банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.

     Отсутствие  механизмов контроля над этапами расходования бюджетных средств дестабилизировало проводимую в стране бюджетную политику и практически сделало невозможным активное участие Правительства в ее реализации.

     Поэтому возникла острая необходимость создания органа, который совместил бы в себе часть функций банковской и налоговой систем Российской Федерации

     Только 27 августа 1993 года постановлением Совета Министров Российской Федерации № 864, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 «О Федеральном казначействе», органы Федерального казначейства были воссозданы.

     Казначейство  должно было «замкнуть» на себе осуществление  и учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами и освободить банковскую систему от функций ведения  детального учета доходов федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.

     За  сравнительно небольшой период, окончательно сформировалась единая централизованная система органов Федерального казначейства. Сегодня это Федеральное казначейство и подчиненные ему территориальные органы по республикам, краям, областям, автономиям, а также городам, районам и районам в городах.

     Кризис августа 1998 года наглядно показал эффективность казначейской системы, когда все бюджетные средства, находившиеся на счетах в казначейских органах, совершенно не пострадали. В то же время организации, державшие средства в коммерческих банках, понесли огромные потери.

     Анализируя  более чем пятнадцатилетний период функционирования возрожденной казначейской системы исполнения бюджетов в России, можно обозначить ряд важнейших этапов.

     Одним из первых является организация исполнения с 1994 года федерального бюджета по доходам: ежедневный учет поступлений в бюджетную  систему и распределение этих поступлений по соответствующим  бюджетам бюджетной системы.

     Второй  этап - исполнение федерального бюджета  по расходам начался в 1995 году с момента  открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета также открывались  преимущественно в расчетно-кассовых центрах Банка России, а при их отсутствии в других кредитных учреждениях.

     Следующим шагом в развитии казначейской системы  в России был переход (с 1996 года) на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

     С 1999 года наступил третий этап становления  казначейской системы в России. В  этот период изменился порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением  социальных льгот отдельным категориям граждан (например, лицам, пострадавшим в периоды массовых репрессий и впоследствии реабилитированным). Указанные расходы стали осуществляться за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

     Новый импульс в развитии Федеральное  казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации.

  Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил  следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

  1. закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации; 
  2. обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;
  3. определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;
  4. установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

     2001 год ознаменовался началом четвертого этапа развития казначейской системы исполнения бюджетов, характеризующегося переходом к новому качеству исполнения бюджетов, основанному на методе единого казначейского счета. На данном этапе были предприняты меры по ориентированию деятельности Федерального казначейства на распространение практики предоставления услуг субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию их бюджетов централизованной федеральной структурой.

     В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства. В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

     На  современном этапе развития российского государства установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов централизованной системой Федерального казначейства, а также созданными в ряде субъектов Российской Федерации самостоятельными региональными и муниципальными казначейскими органами.

     Основное  предназначение казначейской системы - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.

     Федеральное казначейство выступает в основном поставщиком информации по доходам и расходам бюджетов всех уровней для государственных органов власти, которая позволяет оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

 

Глава II – Федеральное казначейство в современное время

     2.1. – Сущность и  функции Федерального  казначейства

     Федеральное казначейство – это единая централизованная система органов исполнительной власти, которая включает органы по субъектам Российской Федерации и субъектам местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, они имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций. Единую централизованную систему органов казначейства возглавляет начальник Главного управления Министерства финансов Российской Федерации в ранге заместителя министра.

     Федеральное казначейство выполняет множество  разнообразных функций. Все функции, выполняемые казначейством, рассматриваются в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику.

     К федеральному уровню относится Главное  Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Оно является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы.

     К региональному уровню относятся  территориальные управления федерального казначейства, входящие в состав Российской Федерации республик, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

     Локальный уровень охватывает отделения федерального казначейства городов республиканского, краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского, краевого и областного подчинения (за исключением городов районного подчинения).

     Основными задачами органов Федерального казначейства Российской Федерации являются:

     1. организация, осуществление и  контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единой кассы;

     2. регулирование финансовых отношений  между бюджетами и государственными  внебюджетными фондами, финансовое  исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

     3. краткосрочное прогнозирование  объемов государственных финансовых  ресурсов, а также оперативное  управление этими ресурсами в  пределах установленных государственных расходов;

     4. сбор, обработка и анализ информации  о состоянии государственных  фондов, представление высшим законодательным  и исполнительным органам власти  и управления отчетности о  финансовых операциях, о государственных  внебюджетных фондах, а также  о состоянии бюджетной системы в целом;

     5. управление и обслуживание совместно  с Банком России и другими  уполномоченными банками государственного  внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации;

     6. разработка инструктивных материалов  о порядке ведения учетных  операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

     Организационная структура органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует административно-территориальному делению Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии:

     1. Главное управление Федерального  казначейства Министерства финансов  Российской Федерации (ГУФК);

     2. Управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городу Москве и Санкт-Петербурге;

     3. Отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (исключение  городов районного подчинения), районам  и районам в городах.

     Главное управление Министерства финансов Российской Федерации возглавляет начальник в рамках заместителя Министерства финансов.

     Особенность функций, которые возложены на Главное Управление определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций.

     Основные  функции главного управления Федерального казначейства:

  • подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов;
  • осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета;
  • управляет движением средств на счетах казначейства;
  • доводит информацию о результатах использования федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;
  • руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета;
  • обеспечивает исполнение нижестоящими органами казначейства бюджетов в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов