Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование роли федерального казначейства в финансовом контроле и управлении государственными средствами, а так же пути повышения эффективности деятельности Федерального казначейства.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить место Федерального казначейства в РФ как органа управления финансами, обозначить его задачи, роль, значение и функции.
Изучить становление и проблемы развитие Казначейства в России.
Выявить особенности деятельности Федерального казначейства как участника бюджетного процесса.
Проанализировать статистику деятельности Федерального казначейства.
Произвести поиск возможных вариантов развития новых форм и методов управления государственными финансовыми ресурсами и повышения эффективности деятельности казначейской системы.
ВВЕДЕНИЕ стр. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ стр. 8
1.1 Понятие управления финансами: объекты, субъекты управления. Характеристика органов управления и контроля, их задач и функций. стр. 8
1.2. Федеральное казначейство как орган управления финансами, его задачи. стр. 14
1.3. Роль и значение Казначейства в РФ , характеристика функций. стр. 16
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ стр. 20
2.1. Становление и развитие Казначейства в России. Этапы становления, проблемы развития казначейской системы исполнительных бюджетов. стр. 20
2.2. Функции Федерального казначейства. Особенности деятельности Казначейства как участника бюджетного
процесса. стр. 26
2.3. Статистический анализ деятельности Федерального казначейства. Развитие новых форм и методов управления государственными финансовыми ресурсами. стр. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 51
Федеральная служба страхового надзора
Федеральное казначейство РФ
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральная таможенная служба
Центральный банк
Главное контролирующее управление Президента РФ
1.2. Федеральное
казначейство как орган
В Российской Федерации устанавливается только одна система исполнения бюджетов всех уровней – казначейская. Организацией исполнения бюджетов занимаются органы исполнительной власти, причем непосредственное исполнение бюджетов осуществляют финансовые органы, в составе которых создаются казначейства (Федеральное и территориальные). Именно эти органы в лице казначейства осуществляют управление счетами бюджетов и бюджетными средствами, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
В своей деятельности федеральное казначейство
руководствуется
Положением "О федеральном казначействе
РФ", утверждённым Постановлением Правительства
РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции
от 28.01.97г.). 9
Федеральное казначейство РФ представляет собой единую централизованную систему.
Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:
Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федерального бюджета.
Отделения федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляют текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.10
Исполнение бюджетов
органами федерального казначейства происходит
на основании закона о федеральном
(или иного уровня) бюджете на
соответствующий год и
Основными задачами органов Федерального Казначейства являются:
1.3. Роль и значение Казначейства в РФ, характеристика функций.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по:
Роль Федерального казначейства
в РФ довольно значительна, так как
на него возложено исполнение бюджета,
а так же осуществляет управления
доходами и расходами федерального
бюджета и иными
Органы казначейства представляют интересы государства и тем самым ставят под контроль деятельность других участников бюджетного процесса. Главные распорядители бюджетных средств утрачивают возможность управлять финансовыми потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитов ассигнований по подведомственным получателям. Усиливается контроль над движением бюджетных средств на банковских счетах, счета федерального бюджета изымаются из коммерческих банков. Территориальные органы казначейства контролируют эффективность и целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельных бюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти по определению направлений использования средств федерального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др. 14
Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы. 15
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. 16
Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы. 17
Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено. Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств. 18
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Становление и развитие
Казначейства в России. Этапы
становления, проблемы
История казначейства в России насчитывает уже около пяти веков и начинается в царствование Руси Ивана III (1462 – 1505 гг.) , при котором особое место в государственном управлении Московского княжества занимает «казначей, при котором сложилось первое государственное учреждение – Казна». 19
На протяжении всего времени становления и развития казначейства в его функции неизбежно входили обязанности по сбору доходов в государственную казну либо осуществлению расходов из нее, либо и те и другие. За свою историю казначейство имело различные названия и формы, которые были обусловлены существовавшей на тот момент в государстве системой управления. 20
Первой формой казначейства следует
считать Казенный Приказ (Большой
казны), который представлял собой
центральный государственный
Во время правления Петра 1 была
произведена реформа