Федеральная служба финансово- бюджетного надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Государственный финансовый контроль в современном мире выступает непременным атрибутом всей системы государственного управления и важным направлением политики. Проблемы развития и совершенствования финансового контроля особенно актуальны в Российской Федерации: этот институт требует более четкого нормативного регулирования, создания действенной системы государственных органов финансового контроля. Многие ученые-специалисты и политические деятели задаются вопросами повышения эффективности мероприятий по финансовому контролю в условиях сложной системы бюджетного процесса, интенсивного экономического развития государства, стремления к законности и эффективности проводимой политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
1.Понятие Росфиннадзора……………………………………………………………….4
2.Полномочия Росфиннадзора………………………………………..………………5-6
3. Организация деятельности……………………………………………..…………..6-7
4.Деятельность Росфиннадзора…………………………………….………………7-10
5.Результаты деятельности ………………………………………………………..10-13
Заключение………………………………………………………………………….…….14
Список использованной литературы…………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИНАНСАМ.docx

— 35.89 Кб (Скачать)

- в организациях, получающих  средства федерального бюджета,  а также средства государственных  внебюджетных фондов;

- в организациях, использующих  материальные ценности, находящиеся  в федеральной собственности  (например, организации, арендующие  федеральное имущество);

- в организациях - получателях  финансовой помощи из федерального  бюджета, гарантий Правительства  РФ, бюджетных кредитов, бюджетных  ссуд и бюджетных инвестиций;

- в организациях любых  форм собственности, получивших  от проверяемых организаций денежные  средства, материальные ценности  и документы, в форме сличения записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).

Основной задачей проводимых Росфиннадзором ревизий или проверок является проверка финансово-хозяйственной  деятельности организации по направлениям:

- соответствия деятельности  учредительным документам;

- расчетов сметных назначений;

- исполнения смет доходов  и расходов;

- использования средств  федерального бюджета, в том  числе на приобретение товаров,  работ, услуг для государственных  нужд;

- использования средств  федерального бюджета, полученных  в виде трансфертов (субвенций  и субсидий, включая субвенции  и субсидии, выделенные из федерального  бюджета организациям любых форм  собственности, бюджетных кредитов  и инвестиций);

- исполнения бюджетов  субъектов РФ в соответствии  с заключенными в установленном  порядке соглашениями о мерах  по повышению эффективности использования  бюджетных средств и увеличению  налоговых и неналоговых доходов  бюджета субъекта РФ, а также  контроля за их исполнением;

- соблюдения требований  бюджетного законодательства РФ  получателями средств федерального  бюджета, межбюджетных трансфертов,  бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального  бюджета, гарантий Правительства  РФ;

- использования средств  государственных внебюджетных фондов;

- поступления и расходования  средств от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности;

- обеспечения сохранности  материальных ценностей, находящихся  в федеральной собственности;

-использования федерального  имущества, находящегося в оперативном  управлении или хозяйственном  ведении, поступления в федеральный  бюджет доходов от использования  материальных ценностей, находящихся  в федеральной собственности;

-ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности  бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Конкретный перечень проверяемых  направлений финансово-хозяйственной  деятельности организаций зависит  от темы ревизии или проверки (п. 5 Приказа Минфина России № 75н).

 

5.Результаты деятельности  Росфиннадзора

 

Нет сводных данных о результатах  деятельности органов государственного финансового контроля на федеральном  уровне за год или иной период. Неизвестно,к примеру, какова сумма выявленного в том или ином году ущерба от незаконного расходования бюджетных средств, допущенных проверенными федеральными министерствами, службами и агентствами. Отсутствие сводных данных исключает анализ результатов контроля в масштабе страны и приводитк неадекватным оценкам реального положения дел.

Так, в мае 2007 г., в солидной газете появилось утверждение, что в  связи с введением уголовной  ответственности за нецелевое использование  бюджетных средств «количество  таких нарушений устремилось  вниз». Оценка оказалась преждевременной. Объем нецелевого использования  средств, выявленный Счетной палатой  РФ, увеличился в 2009 г. По сравнению  с 2007 г. Почти в 4 раза- с 0,97 до 3,8 млрд.руб.

Вообще искать какие-либо устойчивые тенденции в движении показателей  результатов финансового контроля некорректно. Контрольные мероприятия  любых органов неизбежно носят  выборочный характер. Объекты мероприятий  каждый год разные- по характеру  деятельности, по величине используемых средств, по другим параметрам. Темы ревизий  и проверок тоже разные. Отсюда «скачущая» динамика объемов выявленных нарушений. Это хорошо видно на примере данных Счетной палаты: 2000 г.- 63,2 млрд. руб., 2001 г.- 255,3 млрд. руб., 2006 г.- 63,2 млрд. руб., 2007 г. – 132,3 млрд. руб., 2008 г.- 96,6 млрд. руб., 2010 г.- 483,9 млрд. руб.

Чтобы получить аргументированный  ответ, насколько полно публикуемые  показатели результатов контроля отражают реальный размер причиненного нарушениями  ущерба, подходят ли они в существующем виде для обобщения по стране, обратимся  к отчетам Счетной палаты и  Росфиннадзора- ведущих органов  государственного финансового контроля.

В 2010 г. Счетной палатой России выявлены нарушения законодательства в фининсово- бюджетной сфере Российской Федерации  на сумму 483,9 млрд. руб. объем нецелевого использования бюджетных средств  составил 1,58 млрд. руб. в предыдущем году эти показатели составили, соответственно, 238,3 и 3,8 млр. Руб.

По информации Росфиннадзора, в 2010 г. Выявлены нарушения законодательства в финансово- бюджетной сфере  при использовании 774 085,43 млн. руб., в том числе средств федерального бюджета- 269 095,11 млн. руб.

Счётная палата сообщает, что 2010 г. сумма  нарушений законодательства в финансово-бюджетной  сфере Российской Федерации сложилась  следующим образом. Наибольшая доля выявленных нарушений связана с  неисполнением требований Бюджетного кодекса РФ (367 млрд. руб., или 75,8% общей  суммы). Установлено нарушение законодательства о размещении заказов для государственных  и муниципальных нужд на сумму 37,5 млрд.руб. Нарушения в сфере казны  и оборота федерального имущества  составили 8,6 млрд.руб., нарушение законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности – 10,7 млрд. руб. и другие. Объем нецелевого использования  бюджетных средств составил 1,58 млрд. руб.

Приведенную дифференциацию нарушений  трудно признать вполне удачной. Все  что выявлено ревизиями и проверками, произошло в бюджетной сфере, представляет собой отступление  от законных норм ее функционирования. А здесь получается, что нарушения  при размещении заказов для государственных  и муниципальных нужд или требований отчетности неисполнением требований Бюджетного кодекса не являются.

Так, направление деятельности по контролю использования национальных ресурсов, расходов государственных  средств на проекты общегосударственного значения и доходов от использования  и реализации государственного имущества  сообщает без всякой детализации, что  им выявлены нарушения на сумму 7,2 млрд. руб.

Выявленные в 2010 г. Росфиннадзором нарушения представлены в таблице. 1. Представленная классификация выглядит не вполне совершенной. Прежде всего, ведомство  не следует установке собственного Административного регламента (ст.4) о том, что «цель ревизии (проверки) – определение правомерности, в  том числе целевого характера, эффективности и экономности использования» средств и материальных ценностей. Но неэффективное использование ресурсов и средств показано в отчете не в составе неправомерного, а как самостоятельное нарушение отдельной строкой. Оценка экономности вообще отсутствует. В то же время остальные выделенные в самостоятельные тематические  рубрики нарушения представляют собой по существу именно неправемерные действия.

Таблица 1

Вид нарушения

Объем, млн. руб.

Уд. вес, %

Правомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов

45475,86

5,87

в т.ч нецелевое использование

3652,05

0,47

Неэффективное использование  материальных ресурсов и денежных средств

17899,82

2,31

Недопоступление налоговых  и неналоговых платежей в различные  бюджеты

1729,11

0,22

Расхождение фактического наличия  денежных средств и метериальных ресурсов с данными бухгалтерского учета, из них:

2491,44

0,32

А) недостача средств и  ресурсов

488,84

0,06

Б) излишки средств и  ресурсов

2002,59

0,26

Нарушение порядка ведения  бухгалтерского(бюджетного) учета и  отчетности

389010,03

50,25

Нарушение порядка учета  государственного имущества и ведения  реестра государственного имущества

82708,71

10,68

Другие нарушения

234770,46

30,33

Всего:

774085,43

100,00


 

Второе. Доминирующим в денежном выражении  показателем в сводке предстают  нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и учета имущества- 61% общей  величины нарушений, почти 472 млрд. руб. Из практики известно, что это чаще всего нарушения формально- бумажного характера: ошибки при оформлении документов, служебная небрежность, несоблюдение сроков составления и представления отчетности и т.п. здесь нет потерянных для организации или для бюджета сумм, поэтому стоимостная оценка возможно только условно.

Третье. Более 30% того, что выявил Росфиннадзор, названо «другим» или «прочим» обычно относят незначительные величины, которые  не поддаются точному распределению  по основным рубрикам отчета. А здесь- третья часть всего, что выявлено. У Счетной палаты аналогичный  показатель в 4 раза меньше- 58,5 млрд. рублей и составляет 12% общей суммы выявленных нарушений.

Четвертое. Сомнителен примененный  в отчете способ подсчета общего размера  расхождений «фактического наличия  денежных средств и материальных ресурсов с данными бухгалтерского учета». Недостачу, либо излишек средств  и ценностей в определенных случаях  можно компенсировать путем взаимозачета, но отнюдь не суммировать, как сделано  в анализируемом отчете.

В итоге реальность денежной оценки более чем 90% представленных в отчете Росфиннадзора нарушений, по крайней  мере, не очевидна. Чтобы сделать  окончательный вывод, необходимо провести своеобразную ревизию результатов  деятельности самого контрольного органа- анализ всех материалов, на основе которых  сформированы показатели отчета.

Но и сказанное вплотную подводит к вопросу о качестве ревизий  и проверок, проводимых сотрудниками Федеральной службы. Фиксировать  формальные нарушения, условно оценивать  их впечатляющими суммами значительно  проще, нежели выявлять факты нецелевого использования средств и других злоупотреблений, причиняющих бюджету  ущерб.

Заключение

 

Росфиннадзор был образован  в ходе административной реформы, проводимой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314. ФСФБН создана  на базе Департамента государственного финансового контроля и Департамента валютного контроля, существовавших в рамках Министерства финансов РФ, и соответствующих территориальных  органов (контрольно-ревизионных управлений и территориальных органов валютного  контроля). Цели данной реорганизации  состояли в разделении нормотворческих, правоустанавливающих и контрольно-надзорных  функций в системе органов  исполнительной власти, а также в  сокращении численности работников этих органов.

Действительно, отделение  органов, осуществляющих финансовый контроль, представляется прогрессивным шагом  в целях более эффективного осуществления  контрольно-надзорных мероприятий. Однако нельзя забывать, что ФСФБН  находится в ведении Министерства финансов РФ, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" Росфиннадзор был наделен контрольно-надзорными функциями в финансово-бюджетной  сфере, а также полномочиями по валютному  контролю. Полномочия и вопросы организации  деятельности Службы получили отражение  в Постановлении Правительства  РФ от 15 июня 2004 года № 278 "Об утверждении  Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора".

В результате дальнейшей работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования Службы был подписан Приказ Министерства финансов РФ от 11 июля 2005 г. № 89н "Об утверждении Положения  о территориальных органах Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора». Данное Положение регулирует как  полномочия, так и организационные  основы деятельности территориальных  органов Росфиннадзора, возникших  на месте соответствующих контрольно-ревизионных  управлений Министерства финансов РФ.

Важнейшим законодательным  актом, регулирующим основы деятельности Росфиннадзора как органа государственного финансового контроля, является Бюджетный  кодекс РФ.

 

Список использованной литературы

  1. http://www.rosfinnadzor.ru/- официальный сайт Росфиннадзора
  2. Журнал "Финансы", № 10 2011 г . стр.55.
  3. Газета "Коммерсант", №58 (4843), 03.04.2012
  4. http://www.garant.ru/action/conference/322628/- Гарант- Информационно-правовой портал
  5. http://www.tribuna.ru/publications/proverki-rosfinnadzora.html- издательский дом



Информация о работе Федеральная служба финансово- бюджетного надзора