Факторинг и его сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансово-экономической сущности факторинга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Основы правового регулирования факторинга………………………….…5
2. Финансово-экономическая сущность факторинга………………………..10
2.1 Понятие факторинга и его сущность……………………………………..10
2.2 Виды факторинга…………………………………………………………...13
3. Проблемы и перспективы развития рынка факторинга…………………..16
3.1 Тенденции развития российского рынка факторинга…………………...16
3.2 Перспективы развития российского рынка факторинга…………………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Контрольная Факторинг.docx

— 51.88 Кб (Скачать)

Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшее время может  произойти более четкая сегментация  участников рынка по видам предлагаемых ими продуктов. В частности, банки будут предлагать факторинговые продукты, в основе которых будет лежать предоставление финансирования крупным и средним клиентам с низким уровнем риска, чтобы не подпадать под требования ЦБ РФ о создании резервов. В то же время факторинговые компании будут предлагать более специфические продукты для среднего и малого бизнеса. В подтверждение данной тенденции можно отметить появление в минувшем году на рынке ряда небольших региональных факторинговых компаний, ориентированных на работу с малым и средним бизнесом в конкретных регионах. Знание специфики местного бизнеса помогает им более точно оценить риски клиентов и дебиторов, а также предоставить своим клиентам более гибкие условия обслуживания.

В то время как для мирового рынка факторинга, по данным International Factors Group (IFG) за 2009 г., 47% приходится на факторинг с регрессом, около 31% на факторинг без регресса (со страховым покрытием), а 23% на так называемый invoice discountin, на российском рынке доля факторинга с регрессом доминирует за явным преимуществом. По данным "Эксперта РА" за 2009 г., доля безрегрессного факторинга сократилась с 17 до 11,5%, а доля международного факторинга и прочих факторинговых продуктов не превысила и 1%.

Качество и состав предлагаемых на рынке продуктов тесно взаимосвязаны со структурой его нынешних участников. На рынке преобладают банки, однако для них факторинг далеко не всегда является значимым продуктом.

Можно выделить участников рынка, для которых факторинг  является единственным видом бизнеса, одним из основных видов деятельности либо второстепенным направлением бизнеса (дополнительной услугой). Для подавляющего большинства факторинговых компаний факторинг является основным и единственным видом деятельности. Для банков-факторов, а также для некоторых финансовых компаний, факторинг является одним из направлений бизнеса, и степень его приоритетности можно определить исходя из доли факторинга в общем объеме бизнеса компании или банка. Остальные "косвенные" участники рынка факторинга (страховщики, коллекторы) обычно используют факторинг как дополнительную услугу.

Наряду с качественными  критериями для определения рыночных позиций нужно также использовать и количественные. Самые очевидные показатели для определения рыночной/конкурентной позиции - доля рынка, а также объем бизнеса в абсолютном выражении.

В то же время стоит отметить, что на долю пятерки лидеров рынка  приходится почти 72%, в то время как  доля 13 игроков - а это более половины от общего числа - ничтожно мала и составляет менее 1%.

Это свидетельствует о  серьезной сегментации среди  участников рынка, как по объему бизнеса, так и по перспективам развития.

Можно провести сегментацию  факторов исходя из таких количественных показателей, как: количество обслуженных  по договорам факторинга компаний за год и объем уступленной фактору дебиторской задолженности, приходящейся на одну обслуженную компанию (тыс. руб.).

Первый показатель позволяет  не столько оценить величину бизнеса  фактора, сколько определить его  стратегию развития, а именно, ориентируется  ли он на "массовый" сегмент рынка  или на обслуживание небольшого числа  клиентов. С другой стороны, данный показатель оценивает степень развития бизнеса - находится он в стадии зрелости, становления или на начальной  стадии. Будем считать крупными тех  факторов, которые обслуживают более 100 клиентов, а факторов, обслуживающих  менее 30 клиентов, относить к мелким.

Второй показатель позволяет  оценить клиентские сегменты, с которыми работает данный фактор, - относятся  они к крупному, мелкому или  среднему бизнесу. При этом надо учитывать, что поставщики не передают на обслуживание фактору весь свой оборот, а также  то, что некоторые из них могут  уступать свою дебиторскую задолженность  фактору только в случае, когда  им необходимо получить финансирование. Поэтому, на наш взгляд, можно использовать следующие значения для проведения сегментации: если объем задолженности на одну обслуживаемую фактором компанию составляет не более 30 млн. руб. в год, то данный фактор преимущественно работает с малым бизнесом, если показатель составляет от 30 млн. до 300 млн. руб., то основная часть клиентов представляет средний бизнес, а при значении показателя более 300 млн. руб. фактор в основном обслуживает крупный бизнес.

Используя для анализа  данные "Эксперта РА" за 2009 г., можно  выделить шесть сегментов рынка  факторинга (рис. 2 - Приложение 3).

В первый сегмент входят факторы, имеющие начальную конкурентную позицию в силу недавнего выхода на рынок, либо банки с небольшой  рыночной долей, для которых развитие факторинговых услуг не является приоритетным.

Второй сегмент представлен банками среднего размера и региональными факторинговыми компаниями, которые ввиду ограниченности своих ресурсов не могут претендовать на большую рыночную долю.

Третий сегмент формируют  специализированные отраслевые банки, которые ориентируются на работу с клиентами, представляющими определенные отрасли.

К четвертому сегменту относятся  региональные банки, которые предоставляют  услуги факторинга в определенном регионе. Банки-факторы, формирующие пятый  сегмент, работают преимущественно  со средним и крупным бизнесом. Факторы-"бутики" - это в основном зарубежные банки, которые предоставляют услуги факторинга только ограниченному кругу своих клиентов. Универсальные факторы ориентированы на работу с компаниями разных размеров: от крупного до малого бизнеса.

Таким образом, с одной  стороны, видна тенденция, свидетельствующая  о дифференциации (специализации) участников рынка, а с другой - четко выделяются различные рыночные сегменты, ориентированные  на разные группы потребителей.

 

 

3.2 Перспективы  развития российского рынка факторинга.

Двумя наиболее распространенными  видами факторинга на российском рынке  являются факторинг с регрессом  и факторинг без регресса. В  связи с кризисом многие факторы  перестали предлагать клиентам факторинг  без регресса как более рисковый. По итогам 2009 г. доля сделок безрегрессного факторинга снизилась до 11,5% от общего числа сделок, и такой вид факторинга предлагали свои клиентам лишь девять факторов, три из которых проводили лишь единичные сделки по факторингу без регресса. Остальные виды факторинга, в том числе международный (сделки по нему проводили лишь три участника рынка), занимают не более 1% в общем объеме сделок и предлагаются лишь отдельными участниками рынка.

Согласно мнениям ряда экспертов, высказанным в исследовании "Эксперта РА" и на V Ежегодной  конференции "Факторинг в России-2010: стратегии роста", основными двигателями  роста рынка факторинга в 2011 г. должны стать безрегрессный факторинг и региональный факторинг. Однако первый из данных факторов роста представляется сомнительным.

В Западной Европе успешное развитие факторинга без регресса связано  с широким распространением страхования  кредитных рисков. Страховщики на основе общедоступной информации о  финансовом положении компаний легко  выставляют на них лимиты, которыми пользуются факторинговые компании и банки, страхуя свои кредитные риски и зачастую отдавая кредитный анализ сделки на откуп страховщикам. В России этот сегмент страхового рынка развит слабо, на нем работают от силы 4-5 компаний, и подобные сделки можно считать единичными. Кроме того, тарифы страховщиков по подобному страхованию довольно высоки и составляют 0,5-1% от суммы страхового лимита.

В такой ситуации российские факторы могут предлагать факторинг  без регресса лишь в том случае, если уверены в своих оценках  рисков по сделке и готовы - за определенную плату - принимать их на себя. В 2009 г. лишь несколько компаний проводили  подобные сделки, да и то в небольших  количествах и для проверенных  клиентов. Поэтому говорить о резком изменении в данном направлении  и резком скачке качества риск-менеджмента у остальных факторов в течение 2010 г. вряд ли стоит.

Второе направление роста - региональный факторинг - представляется более реальным. По итогам 2009 г., по данным "Эксперта РА", доля Москвы и Санкт-Петербурга в общем объеме сделок составила 78%. Несомненно, это создает большой  потенциал для роста факторинга в регионах. В первую очередь в  этом должны преуспеть банки федерального значения с широкой региональной сетью, такие как Промсвязьбанк, Альфа-Банк, ФК "Лайф" (на базе Пробизнес-банка).

Еще одним фактором роста  могло бы стать расширение числа  клиентов среди малого и среднего бизнеса. После кризиса в течение 2009 г. доля компаний малого бизнеса  среди клиентов факторов довольно значительно  снизилась - на 27%. Эта тенденция представляется довольно тревожной. Ее изменению может  способствовать получение рядом  факторов в 2009 г. целевых кредитных  линий от Российского банка развития, направленных на финансирование факторинговых сделок с малым бизнесом. Но по-прежнему проблемой остается недоступность факторинга для малого и микробизнеса: большинство факторов не готово принимать на финансирование дебиторскую задолженность в размере менее 5-10 млн. руб. в месяц.

Отметим также, что прошедший  год оставил нерешенным ряд проблем, которые продолжат "тормозить" развитие отечественного рынка факторинга:

1) отсутствие должной  законодательной базы. До сих  пор нет специального законодательного  акта о факторинге, и пока даже  не ведется работа по его  разработке. В этой связи остается  законодательно неурегулированным  ряд важнейших моментов, касающихся  уступки прав требований: уведомление  должника, порядок действий при  взаимозачетах и списаниях со  стороны должника (дебитора) и др.;

2) слабое развитие страхования  кредитных рисков. Данный факт  серьезно затрудняет развитие  факторинга без регресса и  увеличивает стоимость данной  услуги для клиентов, делая ее  зачастую нецелесообразной ввиду  высокой цены;

3) низкий уровень риск-менеджмента факторов. Отсутствие у многих участников рынка полноценной методологической базы и квалифицированного персонала ограничивает их возможности по совершенствованию имеющихся и созданию новых продуктов для клиентов;        4) недостаточная информированность потенциальных клиентов-предпринимателей о данной услуге. Уровень знаний о факторинге среди клиентов, особенно в регионах, остается на довольно низком уровне;

5) отсутствие консолидации  среди факторов.

Совместные усилия по развитию рынка в рамках объединения его  участников могли бы серьезно повысить конкурентоспособность факторинга в сравнении с другими финансовыми  услугами, а также привлечь к рынку  внимание законодателей и инвесторов.

Анализ особенностей факторингового предпринимательства в российских условиях, степени развития позволяет выделить следующие особенности рынка факторинга в России:

- российский рынок факторинга  по степени развития представляет  собой развивающийся рынок.

- в настоящий момент  на российском рынке преобладают  ценовые методы конкуренции, однако  факторы постепенно все большее  внимание начинают уделять таким  составляющим неценовой конкуренции,  как дифференциация своих продуктов  и стимулирование сбыта;

- факторинговые продукты одной факторинговой компании конкурируют между собой;

- снижается уровень концентрации  участников рынка, происходит  движение рынка в сторону большей  специализации его участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что факторинг является сравнительно новой для нашей страны системой улучшения ликвидности и снижения финансового риска при организации  платежей.

Факторинг - весьма эффективная  форма кредитования оборотных средств  поставщиков, так как по своей  сути он включает инкассирование дебиторской  задолженности поставщика, гарантию от кредитных рисков, от появления  сомнительных долгов.

Мировая практика в области  проведения факторинга выработала множества  вариантов факторинговых соглашений, использование которых зависит от специфики факторинговых компаний и их клиентов.

В заключение следует отметить, что факторинг имеет ряд преимуществ  по сравнению с традиционными  видами кредитов:

факторинг позволяет оперативно привлекать дополнительные оборотные  средства;

предоставляется на сколь  угодно малые объемы поставок;

не требует иного обеспечения, кроме уступки клиентом денежного  требования к дебиторам;

является возобновляемым финансированием;

оплачивается только за период фактического финансирования, т. е. с  момента финансирования банком поставки клиента (поставщика) до момента поступления  средств от покупателя;

не требует длительного  анализа кредитоспособности клиента  со стороны банка.

Кроме того, кредит и связанные  с ним расходы носят постоянный характер и уплачиваются непосредственно  предприятием, а факторинг и связанные  с ним расходы, хоть и являются по сравнению с кредитом более  дорогой услугой, носят переменный характер и погашаются за счет средств, поступающих от дебиторов.

В России же в настоящее  время факторинг не достиг того уровня, который имеется в ряде стран с развитой рыночной экономикой. Развитие факторинга в нашей стране столкнулось с множеством проблем, например, неплатежи предприятий, вызванные продолжающимся экономическим кризисом.

Информация о работе Факторинг и его сущность