Факторинг и его сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансово-экономической сущности факторинга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Основы правового регулирования факторинга………………………….…5
2. Финансово-экономическая сущность факторинга………………………..10
2.1 Понятие факторинга и его сущность……………………………………..10
2.2 Виды факторинга…………………………………………………………...13
3. Проблемы и перспективы развития рынка факторинга…………………..16
3.1 Тенденции развития российского рынка факторинга…………………...16
3.2 Перспективы развития российского рынка факторинга…………………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Контрольная Факторинг.docx

— 51.88 Кб (Скачать)

Российский государственный  социальный университет

Филиал г. Чебоксары

Специальность: «Финансы и  кредит»

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: « Финансы организаций (предприятий) »

На тему: « Факторинг, его сущность»

 

 

 

 

                                                                                            Выполнила студентка: 

                                                                 гр. ЗФ-2-09

                                                                         Яскей Татьяна

                                                                    Эдуардовна

                                                                               Проверил: доцент

                                                                           Николаев Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары – 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3

1. Основы правового регулирования  факторинга………………………….…5

2. Финансово-экономическая  сущность факторинга………………………..10

2.1 Понятие факторинга  и его сущность……………………………………..10

2.2 Виды факторинга…………………………………………………………...13

3. Проблемы и перспективы  развития рынка факторинга…………………..16

3.1 Тенденции развития  российского рынка факторинга…………………...16

3.2 Перспективы развития  российского рынка факторинга…………………21

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях инфляции и нарушения  платежной дисциплины российские предприятия  вынуждены вести поиск новых  путей для своевременного взыскания  дебиторской задолженности. Одним  из эффективных способов решения  этой проблемы является факторинг - услуга по финансированию оборотных активов  и управлению дебиторской задолженностью. Факторинг - это совокупность услуг, оказываемых кредитной организацией (финансовым агентом) предприятиям (клиентам), предоставляющим коммерческий кредит другим организациям (должникам).

Наиболее успешно факторинг  развивается в то время, когда  банки неохотно кредитуют организации, то есть в основном в период экономических кризисов.

Факторинговое обслуживание наиболее полезно для малых и средних предприятий, потому что в отличие от крупных организаций они испытывают особые трудности, связанные со сбытом продукции, однако в России в настоящее время клиентами факторинговых компаний в основном являются крупные предприятия.

Актуальность данной темы очевидна в последнее время, когда  существенно обострился кризис неплатежей. Многие предприятия становятся заложниками  одной большой цепочки должников, каждый участник которой является одновременно и дебитором и кредитором. В  этом случае вмешательство посредника (банка или фактор-фирмы) помогает решить финансовые проблемы, разомкнуть круг, и тем самым, дать возможность предприятиям занять непоколебимое положение на рынке производителей.

В настоящее время деятельность факторинговых компаний в России регулируется с различных сторон в рамках действующего законодательства: налогового; административного; законодательства, регулирующего деятельность коммерческих организаций; банковского; уголовного; законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Несмотря на это, сегодня существует множество нерешенных вопросов, касающихся регулирования российского рынка факторинга.

Целью данной работы является рассмотрение финансово-экономической  сущности факторинга.

Для реализации поставленной цели в работе сформулированы следующие  задачи:

Определить правовую основу регулирования факторинга в России.

Раскрыть понятие факторинга, его сущности и функций.

Привести классификацию  факторинговых услуг.

Рассмотреть проблемы и перспективы  как российского факторингового рынка, так и международного.

В заключение приведены основные выводы по работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы правового  регулирования факторинга.

Отдельные элементы факторских операций появились еще в XIII - XVI веках. Рассматривая историю возникновения факторинговых операций, А.С. Комаров указывает, что факторами первоначально назывались комиссионные (торговые) агенты, в функции которых входила не только реализация товаров, производимых принципалом, но и предоставление ему денежных авансов и кредитование его производства. Комиссионер продавал товары и выставлял счета от своего имени, не указывая имени принципала. Если он продавал в кредит, то принимал и риск, предоставляя за дополнительное вознаграждение гарантию получения платежа (делькредере). На более позднем историческом этапе некоторые комиссионные агенты отказались от коммерческих функций и сосредоточились на финансовых сторонах обслуживания клиентов. Постепенно факторы перешли к прямой покупке у поставщика его платежных требований (выставленных покупателям счетов-фактур).

Широкое развитие факторинга в начале XX века было вызвано усилением  инфляционных процессов, что требовало  ускорения реализации продукции  и перевода капитала из товарной в денежную форму. Именно эти причины привели к вытеснению факторингом коммерческого кредита в вексельной форме. Наибольшее распространение подобные операции получили в США в 40 - 50-х годах. Осуществлялись они в основном крупными банками ("Бэнк оф Америка", "Ферст нэшнл бэнк оф Бостон"). Однако официально эти операции были признаны в США в 1963 году, когда правительственный орган по контролю за денежным обращением признал факторинговые операции законным видом банковской деятельности. В Европе подобные операции стали проводиться в 60-х годах и получили наибольшее распространение в конце 80-х годов. В основном деятельность финансовых посредников осуществлялась банками либо специализированными финансовыми организациями.

Факторинговые операции приобрели исключительно широкое распространение и в международной коммерческой практике. Вместе с тем участники оборота столкнулись с ситуацией отсутствия правового регулирования отношений по факторинговому обслуживанию. В континентальном европейском праве специальные нормы о договоре факторинга отсутствовали, отношения сторон регулировались, как правило, общими нормами обязательственного права.

В этих условиях явственно  обозначилась потребность в разработке правовых норм регулирующих международные  операции по финансированию под уступку  денежного требования.

В мае 1988 года на международной  конференции в Оттаве была принята  Конвенция о международном факторинге (Оттавская конвенция 1988 года), подготовленная Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Конвенция выполнила две важнейшие задачи - выработала с учетом имеющегося опыта национального регулирования ряд унифицированных норм, а также урегулировала многие вопросы, не имевшие решения в национальных правовых системах. В частности, применительно к уступке требования в рамках факторинга были решены вопросы о действительности уступки всех текущих и будущих требований, о действии договорных условий о недопустимости уступки и т.д. По ряду возникающих в практике сложных вопросов в Конвенции не удалось найти взаимоприемлемого решения. В частности, осталась неурегулированной очередность удовлетворения требований фактора (цессионария) и третьих сторон. Таким образом, Конвенция лишь в определенной степени выполнила задачу унификации норм об уступке требования.

Попытки внедрить факторинг  на российской почве привели к  появлению письма Госбанка СССР от 12.12.89 № 252 "О порядке осуществления  операций по уступке поставщиками банку  права получения платежа по платежным  требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные  услуги". Данное письмо предусматривало  лишь случаи переуступки просроченных требований – уступка производилась только после получения поставщиком от банка плательщика извещения о помещении платежных требований в картотеку № 2 (расчетные документы, не оплаченные в срок).

На уровне закона факторинг  впервые был урегулирован частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 марта 1996 г.

В ГК РФ термин "факторинг" не используется. Постановлением Президиума ВАС РФ от 06.02.2002 № 5659/01 указывается  на то, что в соответствии с нормами  гл. 43 ГК РФ факторинг представляет собой финансирование под уступку  денежного требования.

В свою очередь, статья 824 ГК РФ определяет договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг) как договор, в силу которого финансовый агент передает или обязуется  передать клиенту денежные средства в счет денежного требования кредитора  к должнику, вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ  или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется  уступить финансовому агенту это  денежное требование. В главе гл. 43 ГК РФ (ст. 824-833) изложены частные правила регулирования договора факторинга. В то же время этот договор регулируется и общими положениями об уступке требования в части, не противоречащей специальным предписаниям о данном договоре и существу возникающих на его основе обязательств.

Следует напомнить, что в  соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества  должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Таким образом, фактически речь идет о том, что договор факторинга играет роль именно обеспечения исполнения первого обязательства. Причем до наступления  обстоятельств, указанных в договоре (например, неплатеж по кредиту), право  требования к банку не переходит. Можно говорить о том, что требование банк получает в некоторой степени условно, т.е. стороны достигают соглашения о том, что при наступлении определенных обстоятельств оно перейдет к банку. А до этого события право требования принадлежит первоначальному кредитору (клиенту банка).

Отметим, что договор уступки  денежного требования недостаточно урегулирован в ГК РФ и является предметом споров юристов-профессионалов. На этот факт обращено внимание в пп. 2.2.1-2.2.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009.

Указано, что определение  договора финансирования под уступку  денежного требования в ст. 824 ГК РФ не содержит всех признаков, на основании  которых возможно разграничение  договора финансирования с другими  видами договоров, в рамках которых  возможна передача права требования. В связи с этим возникли затруднения  при определении круга отношений, на которые распространяются нормы  гл. 43 ГК РФ.

Положения гл. 43 ГК РФ практически  не содержат норм, регулирующих взаимоотношения  финансового агента и клиента  по данному договору. В частности, не решены вопросы о порядке исполнения клиентом своих обязанностей по передаче права требования; об оплате услуг  финансового агента и выплате  клиентом процентов за пользование  предоставленными денежными средствами, об ответственности финансового  агента и т.д.

В связи с этим необходимо уточнить сферу применения положений  ГК РФ о договоре финансирования, определить квалифицирующие признаки, необходимые  для разграничения указанного договора с другими сделками, в рамках которых  права передаются за денежное вознаграждение. Такими признаками могут быть: длящийся характер отношений, предоставление финансовым агентом, помимо финансирования, и иных услуг клиенту (ведение учета  задолженности, инкассирование задолженности, страхование рисков клиента). Следует расширить круг обязательств, права по которым могут быть предметом данного договора, урегулировать взаимные права и обязанности финансового агента и клиента.

Положения о договоре факторинга присутствуют в законодательстве всех стран - членов Европейского союза, как  в гражданских, так и в торговых кодексах.

Очевидно, что для успешного  и качественного факторинга в  России необходимо изучать и использовать европейский опыт. Особенно это касается вопросов государственного регулирования, налогового законодательства, а также  введения на законодательном уровне понятия "факторинг".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансово-экономическая  сущность факторинга.

2.1 Понятие факторинга  и его сущность.

Факторинг - это достаточно новый вид услуг в области  финансирования, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки.

Факторинг представляет собой  финансово-посредническую операцию, состоящую  в уступке поставщиком финансовому  посреднику (банку или фактор фирме) своих прав по требованию от покупателей  оплаты поставленной им продукции (работ, услуг). В его основе лежит покупка  финансовым посредником счетов-фактур клиента (поставщика) на условиях полной или частичной оплаты стоимости  отфактурованных поставок. В основе факторинга лежит покупка банком (факторской компанией) счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты части стоимости (70-90%) отфактурованных поставок и оплаты остальной части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов.

Информация о работе Факторинг и его сущность