Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:05, научная работа
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д. Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение, прежде всего, в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики. Отдавая предпочтение не налогам, а займам, мы обязываем будущих налогоплательщиков выплатить как сам долг, так и проценты по нему. Политика правительства в области госдолга является одним из инструментов желательного межвременного распределения, и выбор финансирования с помощью налогов или займов, в конечном счете.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы и понятия, связанные с государственным долгом и долговым кризисом …………………………………..4
ГЛАВА 2. Анализ положения страны в условиях долгового кризиса Особенности денежных систем зарубежных стран……………7
2.1. Особенности долгового кризиса в Европе …………………………7
2.2. Долговой кризис в Испании …...…… ………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……..…16
Испания все ближе к тому, чтобы присоединиться в компанию Греции, Ирландии и Португалии. Несмотря на принимаемые властями меры, ситуация в экономике страны пока не стабилизируется.
Государственный
долг Испании растет. По итогам первого
квартала текущего года он достиг 121,4 млрд
евро ($172 млрд), против уровня четвертого
квартала 2010 года, когда показатель составлял
115,3 млрд евро (данные пересмотрены с 115,5
млрд евро). Согласно расчетам центрального
банка Мадрида, если в IV квартале 2010 года
госдолг Испании составлял 10,9% от ВВП страны,
то в I квартале 2011 года он достиг уже 11,4%
от ВВП.
Данные не радуют: рост задолженности на глобальном уровне наблюдается в 17 провинциях Испании. Среди них лидирует Каталония с 343 млн евро долга и дефицитом бюджета. В регионах Кастилья-ла-Манча и Комунидад Валенсиа долги к ВВП выросли до 16,9% и 17,4% от ВВП соответственно.
Госдолг же остается третьим по величине в еврозоне, и вряд ли существенно сократится до конца этого года.
Согласно последней опубликованной статистике от Банка Испании, которую он составляет по нормам ЕС, 17 автономных регионов страны почти удвоили объем своей задолженности с 2008 года, доведя этот показатель до 115 млрд евро. Долги муниципалитетов и деревень составляют около 35 млрд евро, в то время как задолженность центрального правительства вплотную подобралась к отметке 490 млрд евро. Однако помимо этих сумм местные власти зачастую выступают гарантами по обязательствам принадлежащих им компаний. Еще одним излюбленным способом муниципалитетов «маскировать» долги являются многочисленные задержки в их оплате. Так, совокупная задолженность последних перед фармацевтическими компаниями и производителями медицинского оборудования составляет в Испании 4,2 млрд евро. Стоит отметить, что Мадрид уже призывал местные власти встать на путь сокращения издержек — с подобным обращением в конце апреля выступила министр финансов страны Елена Сальгадо.
Слабое место Испании - это неспособность властей контролировать расходы регионов. По этой причине правительство уже пригрозило областям санкциями, если те не урежут свой национальный темперамент и не перестанут жить на широкую ногу. Немного сухой статистики: по итогам мая темпы роста инфляции остались в Испании вблизи двухлетних максимумов (базовая инфляция +2,1% г/г), так как скачок стоимости товаров вполне компенсирует слабую покупательскую способность.
Общий уровень инфляции составил в Испании в прошлом месяце +3,4% г/г. С одной стороны, рост инфляции вполне объясним разгоном цен на энергоресурсы и сырье, так как испанская экономика сильно зависима от импорта энергоносителей, с другой — общий CPI страны превышает отдельные региональные уровни. Министр финансов г-н Кампа, к примеру, считает, что в июне-июле темпы роста инфляции притормозятся, а глава Банка Испании убежден, что в следующем году инфляционное давление будет стремительно понижаться, и опасности оно не представляет.
Однако оптимизм хорош, когда он подкреплен чем-то стабильным. Испания этим пока похвастаться не может: уровень безработицы сейчас находится около отметки 21%, что является худшим результатом в Евросоюзе (в Греции, если верить официальной статистике, положение на рынке труда лучше), среди молодых людей в возрасте до 35 лет уровень безработицы достигает 40%.
Безусловно, у Испании есть план по решению всех этих острых вопросов за счет жесткой экономии (не у всех это получается), приватизации и внешних заимствований. На прошлой неделе доходность десятилетних испанских бондов составляла 5,62% — выше (5,72%), было только в разгар кризиса. Это — хороший пример того, как быстро распространяется греческая инфекция.
Доходы испанских банков сейчас относительно низкие. Кроме того, их положение усложняется из-за постоянной конкурентной борьбы между собой. Нестабильность экономики также усугубляет ситуацию. Таким образом, банки оказываются слабым звеном, которое может подвести Испанию в трудное время.
Чтобы пополнить активы, многие банки распродают по бросовым ценам проблемную недвижимость, доставшуюся им недавно в результате изъятия за долги.
Особенно уязвимыми оказались средние
банки — например, Sabadell и Pastor — после того,
как большинство европейских банков прекратили
сотрудничество с ними. Гигантам мирового
уровня BBVA и Santader, чья сфера деятельности
более широкая, проще пережить этот период.
Но даже стоимость акций Santader, самого большого
банка Еврозоны, снизилась на 3 % из-за большого
количества сообщений о предстоящем кризисе.
Заключение
Если бы Испания сохранила свою национальную валюту, то сейчас правительству было бы самое время прибегнуть к девальвации. Но с национальной валютой страна рассталась.
Нынешняя ситуация не имеет ничего общего с умением испанского правительства распоряжаться финансами. То, что происходит сейчас с Испанией, отражает внутренние проблемы еврозоны, которая сегодня больше, чем когда-либо, выглядит как непродуманный проект валютного союза.
Во время десятилетия экономического подъема деньги в казну стабильно поступали от продажи недвижимости и туризма. Но как только этот финансовый поток иссяк, оказалось, что экономику Испании эксперты охарактеризовали такими нелицеприятными эпитетами, как технологически отсталая, неэффективная и полностью не конкурентоспособная.
Закончился строительный бум — и сотни людей потеряли вложенные деньги. Безработица достигла рекордной отметки — более 20 процентов. Дефицит бюджета составил 11 процентов от валового внутреннего продукта. Сам ВВП сократился, и Испания по этому показателю пропустила вперед Мексику, Бразилию, Россию и Канаду, упав с восьмого места на двенадцатое. Обанкротился целый ряд крупных фирм. Прекратился поток иммигрантов, инвестиции сократились.
Нет сомнений, что кризис не в последнюю очередь сказался на Испании. Сначала обвал сектора недвижимости, потом ощутимый рост безработицы, но сравнивать испанский кризис с греческим однозначно нельзя, до кризиса Испания без затруднений справлялась с требованиями, установленными для еврозоны, в то время как Греция с ее внутренними проблемами всегда становилась предметом обсуждения. Испании следует принять масштабные меры по снижению госдолга. Кризис в Испании является очень сильным и связан, в частности, с возникновением в сфере строительства и торговли недвижимостью. Ситуация, весьма близкая к тому, что произошло в США. В этой связи испанцам в обязательном порядке предстоит осуществить масштабные меры.
13-го октября Хосе Луис Родригез Сапатеро, премьер-министр Испании, заявил о создании плана спасения банковской системы, осуществление которого обойдется стране в 136 миллиардов долларов. Немного ранее правительство Испании предполагало выделить 41-68 миллиардов на выкуп высококачественных активов. Однако несмотря ни на что, уже в следующем году страну настигнет рецессия, которая дастся Испании намного тяжелей, чем другим странам.
В отличии от Ирландии, Греции и Португалии, Испанию слишком накладно спасать. Объем банковского сектора страны приближается к 3,5 трлн евро, то есть он почти на 1 трлн крупнее, чем банковские секторы трех остальных стран вместе взятых.
Из-за затянувшегося долгового кризиса испанское правительство заявило о том, что оно собирается продавать тридцать процентов акций национального лотерейного оператора Loterias y Apuestas del Estado. Такое заявление было сделано на пресс-конференции премьером страны Хосе Луисом Сапатеро. Также с целью преодолеть огромный дефицит бюджета рассматривается возможность продажи в частные руки почти половины акций аэропортов таких крупных городов как Мадрид и Барселона.
Кризис в Испании не
пройдет незамеченным.
Используемая литература
Информация о работе Долговой кризис в Европе и пути его разрешения