Долговой кризис в Европе и пути его разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:05, научная работа

Описание работы

Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д. Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение, прежде всего, в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики. Отдавая предпочтение не налогам, а займам, мы обязываем будущих налогоплательщиков выплатить как сам долг, так и проценты по нему. Политика правительства в области госдолга является одним из инструментов желательного межвременного распределения, и выбор финансирования с помощью налогов или займов, в конечном счете.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы и понятия, связанные с государственным долгом и долговым кризисом …………………………………..4
ГЛАВА 2. Анализ положения страны в условиях долгового кризиса Особенности денежных систем зарубежных стран……………7
2.1. Особенности долгового кризиса в Европе …………………………7
2.2. Долговой кризис в Испании …...…… ………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……..…16

Работа содержит 1 файл

Отчет.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Санкт-Петербургский  государственный 

    инженерно-экономический  университет» 

    ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ФИНАНСОВ

    Кафедра финансов и банковского дела

 

       НАУЧНАЯ РАБОТА

на тему: «Долговой кризис в Европе и пути его разрешения»

 
 
 

Выполнила: Назаров Сергей  Юрьевич  (Фамилия, имя, отчество)

студентка 4 курса  срок обучения 4 года 10 мес. 

специальности 080105 «Финансы и кредит»

Группа 3384

Номер зачетной книжки

Подпись____________ 
 
 

Санкт-Петербург

2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

                    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..............3

ГЛАВА  1.  Теоретические основы и понятия, связанные с государственным                   долгом и долговым кризисом …………………………………..4

ГЛАВА 2.     Анализ положения страны в условиях долгового кризиса         Особенности денежных систем зарубежных стран……………7

        2.1. Особенности долгового кризиса в Европе …………………………7

        2.2. Долговой кризис в Испании …...…… ………………………………..8

                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................14

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……..…16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.     Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.  Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение, прежде всего, в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики. Отдавая предпочтение не налогам, а займам, мы обязываем будущих налогоплательщиков выплатить как сам долг, так и проценты по нему. Политика правительства в области госдолга является одним из инструментов желательного межвременного распределения, и выбор финансирования с помощью налогов или займов, в конечном счете. 
 
 
 

        Глава 1. Теоретические основы и понятия, связанные с государственным    долгом и долговым кризисом

      В целях  бесперебойного  финансирования   многообразных общества  государство привлекает  к  покрытию  своих   расходов   свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным  способом их получения является государственный  кредит.  Государственный  кредит  –  это совокупность экономических отношений между государством в лице  его  органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и  физическими  лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве  заемщика,  кредитора или гаранта. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно  заемщиком  средств,  а  население,  предприятия  и   организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

      Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется возвратностью, срочностью и платностью  предоставляемых  взаймы  средств. Однако  государственный  кредит  отличает  ряд  особенностей: привлекаемые кредитные  ресурсы  направляются,  как  правило, на покрытие платежного дефицита. Источником погашения государственных займов  и  выплаты  процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления;  источниками  средств  для кредитования  являются  временно  свободные  денежные средства населения, предприятий и организаций, предназначенные для текущего потребления.

      Целесообразность    использования    государственного    кредита    для формирования  дополнительных  финансовых  ресурсов  государства  и  покрытия бюджетного   дефицита   определяется   значительно   меньшими    негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными  приемами  балансирования   доходов   и  расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических  и юридических лиц к правительственным структурам  без  увеличения  совокупного спроса и количества денег в обращении.

      Государственный кредит может быть внутренним и внешним.  Основная  доля государственных  расходов  осуществляется  в национальной  валюте,  поэтому преимущественное развитие получает  внутренний  государственный  кредит. В  систему  госкредитных  отношений  включается   также   условный государственный кредит,  когда  государство  выступает  в  роли  гаранта  по кредитам, предоставленным иностранным  заемщикам,  местным  органам  власти, государственным объединениям и т.п.

      Функционирование   государственного   кредита   ведет   к   образованию государственного долга. Государственный долг, таким образом, - это величина задолженности (внутренней и внешней) государства своим кредиторам.

      Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится  вся  сумма  выпущенных  и  непогашенных   долговых   обязательств государства; ко второму – расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Согласно  ст.  6  Бюджетного  кодекса  России,   «государственный   или муниципальный долг– обязательства, возникающие  из  государственных  или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации  или  муниципальным  образованием гарантией   (поручительств)   по обязательствам   третьих   лиц,    другие обязательства, а также принятые на  себя  Российской  Федерацией,  субъектом Российской Федерации или муниципальным  образованием обязательства третьих лиц.».

      Под государственным или муниципальным займом  (заимствованием) понимается  «передача в собственность Российской   Федерации,   субъекта Российской  Федерации  или  муниципального  образования  денежных   средств, которые Российская   Федерация,  субъект  Российской    Федерации    или муниципальное образование обязуется возвратить в  той  же  сумме  с уплатой процента на сумму займа.   
                Таким   образом,   следует    различать    государственный    долг    и  
общегосударственный  долг,  который   включает   задолженность   не   только Правительства РФ, но и органов управления  низовыми  звеньями,  входящими в состав государства. Так,  различают  государственный  долг  субъекта Российской  Федерации представляет собой совокупность долговых  обязательств субъекта  Российской Федерации,  и  муниципальный  долг  –  совокупность  долговых   обязательств муниципального образования. Они обеспечиваются всем имуществом,  находящимся соответственно в   собственности   субъекта   Российской   Федерации   или муниципального образования.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ положения  страны в условиях долгового кризиса

                         2.1. Особенности долгового кризиса в Европе 

      Ситуацию на мировых рынках в Европы называют худшим кризисом со времен войны. Это оценка главы европейского Центробанка Жан-Клода Трише. Несмотря на то, что обстановка еще далека от недавнего кризиса 2008 года, эксперты обращают внимание, что фактически европейские лидеры заранее готовятся к проигрышу.

     В Италии сосредоточено 23.5% всего госдолга Еврозоны. Для сравнения: Греция + Португалия + Ирландия = всего 7.2%. Т.е. Италия, как минимум в 3 раза значимее, чем эти 3 страны в полудефолтном состоянии. 
 

 

         С самого начала кризиса суверенного долга эксперты и экономисты выделили четыре наиболее уязвимые страны – Греция, Ирландия, Португалия и Испания, и прозвали эту группу странами PIGS. Вероятность того, что за финансовой помощью обратится Испания, на данный момент низка, и поэтому следующей жертвой долгового кризиса может стать не Испания, а все та же Греция.

     Отношение госдолга к ВВП Греции уже приближается к 150%, доходность по 2-летним гособлигациям уже достигала уровня в 25%, спрэд между греческими бондами и немецкими бундами выше, чем в мае 2010г., и как результат у инвесторов появляется все больше сомнений в платежеспособности Греции. ЕС прогнозирует, что госдолг Греции составит 159% от ВВП к 2012г. В данный момент выплаты по процентам составляют 7% от ВВП, что в три раза выше средних значений по еврозоне. 

     2.2  Долговой кризис  в Испании

     Сейчас, когда по Европе бродит призрак дефолта ряда стран – членов сообщества, важно понять, что кризис в Испании, одной из самых крупных проблемных стран не имеет ничего общего с безответственной финансовой политикой. Накануне глобального финансового кризиса у Испании был профицит бюджета, а ее задолженность оставалась небольшой относительно ВВП страны.

     Проблемы этого государства начались с экономического бума, спровоцированного главным образом пузырем на рынке жилья, который подпитывался оттоком капитала из Германии. Этот бум привел к росту заработной платы в Испании. Потом пузырь лопнул, и стоимость труда в Испании оказалась переоцененной в сравнении с другими крупными экономиками – например, Германией и Францией. Это вызвало резкий рост безработицы. Попытки испанского правительства обуздать эту тенденцию после обвала, когда доходы падали по всей стране, только усугубили последующий бюджетный дефицит.

     14 июля 2008 года принято считать  началом общемирового экономического  кризиса в Испании. В этот день национальная пресса сообщила о банкротстве строительного гиганта компании Мартинса (Martinsa-Fadesa), а также более 400 компаний спутников, которые зависели трудовой занятостью от Мартинсы.

     Статистика  утверждает, что в Испании был сокращен каждый пятый работник. Поэтому рестораны простаивают большую часть недели. Но и в выходные дни, святые дни отдыха испанцев, посетителей меньше в три раза, чем прежде. Народу не понятно, что его ждет завтра и оптимизм сменяет прострация. 
          Продолжает набирать обороты застой в производстве. Наблюдается сокращение объемов производства и розничных продаж независимо от направления деятельности компании. И процесс этот пока не остановить. В связи с этим рушатся компании, фирмы, терпит крах семейный бизнес. Многие владельцы компаний продолжают бороться до последнего шанса, пытаются искать новые рынки сбыта, меняют ассортимент, направление деятельности урезают зарплаты сотрудникам, но тщетно. Доходы не превышают расходы компаний и приходится объявлять о банкротстве.  
Еще одним показателем экономики является поиск работы. Два года назад рекрутинговые компании оказывали услуги по поиску перспективного персонала или редких специалистов.

     Но  не всем плохо в условиях кризиса в Испании. Удвоились выручки у «Макдональдса» и «Панс и компании» ( национальный испанский аналог американского фаст фуда). Сюда переместились посетители ресторанов и кафе в надежде насытится за 10 евро. Пока стойко держатся испанские компании Телефоника (Telefonica) и Водафон (Vodafon), но демонстрируют неприкрытую жестокость к потребителю. За отказ рассчитаться по ежемесячному счету за связь отключение происходит в течение часа. Немного опустили цены производители авто.

     Значительно легче стало получить лизинговый контракт Банки Испании с февраля 2009 года внесли заманчивые предложения кредитования под достаточно низкие проценты- до 2,5% годовых. Пока желающих нет, но испанцы отходчивы и возможно через год опять рискнут взять кредит. Фактически не изменились цены на основные продукты, но крупные супермаркеты бесстыдно эксплуатируют кризисную терминологию: это лозунги Анти- и Стоп- кризис, на поверку оказавшиеся обычными спец предложениями, что и под Новогодние праздники.

     Эмигранты из Африки и Ближнего Востока развернули нелегальную торговлю одежды, сумок, очков и прочих акскссуаров используя престижные мировые марки «Бурбури», «Версаче», «Лове», «Шанель». Цены на товары мизерные, качество нижайшее, но испанцы покупают эту продукции. Что ж делать, денег не хватает.

Информация о работе Долговой кризис в Европе и пути его разрешения