Доходы и расходы государственного бюджета Украины. Бюджетный дефицит и источник его погашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения бюджет.
Основным источником формирования доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения национального продукта.

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

2) Обязательность. Вытекает  из самой сути налогов и  означает, что они в принудительном  порядке должны поступать в  бюджет соответствующего территориального образования, а за нарушение правильности, полноты, своевременности уплаты к плательщикам применяются финансовые санкции и административные штрафы.

3) Социальная справедливость. Государство вводит такую систему  налогообложения, которая учитывает  все факторы деятельности юридических и физических лиц — доходы и потребление, имущество и прирост денежного капитала, ресурсную обеспеченность и отдачу вложенных средств и т. п. Основой реализации этого принципа являются ориентиры социальной политики. Структура фискально-экономической системы должна максимально отвечать интересам всех слоев населения.

4) Экономическая эффективность  налоговой системы. Этот принцип  можно рассматривать в двух  аспектах. Первый связан с действием  фискальной функции налогов и  заключается в эффективности их удержания, которая предусматривает обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов, максимальное исключение возможности уклонения от налогов, минимизацию расходов, связанных с учетом плательщиков и взысканием налогов. Нет смысла устанавливать такие налоги, которые слишком сложно мобилизовать в бюджет, или взыскание которых нуждается в значительных административных расходах.

Второй аспект отображает регулирующую функцию налогов и характеризует  их использование как финансовых инструментов. Посредством регулирующего действия носителей фискальных отношений создаются предпосылки для формирования экономической правовой заинтересованности в осуществлении предпринимательской деятельности. Задача государства - контроль за соблюдением бюджетно-платежной дисциплины и создания наиболее удобного механизма для налогообложения плательщиков.

5) Равнонапряженность. Тесно связана  с принципом социальной справедливости  и заключается в том, что  обязательства перед бюджетом  устанавливаются для всех плательщиков согласно возможностям и результатам деятельности. Достичь равнонапряженности можно разными способами: в одних случаях путем; установления единых пропорциональных ставок, а в других, напротив, - посредством их дифференциации. Главное - обеспечение равноценных начальных условий для всех налогоплательщиков. Исключения из этого правила допускаются только с учетом определенных ориентиров социально-экономической политики, которые являются приоритетными для общества.

6) Гибкость. Этот принцип диалектически  противоположен принципу стабильности, поскольку его суть заключается в своевременном реагировании на изменения в экономической и социальной жизни государства и согласовании с ними системы налогообложения. Реализуется принцип гибкости либо путем постепенных изменений, либо через налоговую реформу. Менее болезненным для членов общества является первый метод, хотя в отдельных случаях более уместен и эффективен второй.

7) Исключение двойного налогообложения.  Принцип особенно актуален для  отечественной фискально-экономической системы, где на один и тот же объект многократно насчитываются разного рода платежи и сборы. В частности, на фонд оплаты труда начисляется около десяти видов налогов. Поэтому главное назначение данного принципа - четкое, экономически обоснованное определение объектов налогообложения с целью предотвращения двойного налогообложения.

8) Введение налоговой квоты.  Налоговая квота, как отмечалось  выше, - это часть налога в доходе  плательщика, которая характеризует  уровень налогообложения. В отечественной фискальной практике такое понятие в настоящее время не используется. Мировой опыт показывает, что уровень налогообложения не должен превышать трети дохода. В условиях отечественной экономики этот показатель находится в пределах 35 — 70%.

9) Бюджетная ориентация налогов. Налоги выступают главным источником формирования доходной части бюджета, которая используется на общегосударственные расходы. Однако ввод новых налогов, повышение ставок, расширение объектов налогообложения и др. с целью ликвидации бюджетного дефицита или финансирования других общегосударственных потребностей является недопустимым.

Национальной фискально-экономической  системе присущи в равной мере элементы планово-директивного формирования государственных доходов и рыночные формы и методы организации фискальных отношений. Однако рыночная и плановая экономики основываются на разных вариантах распределения ВВП и формирования доходов бюджета. Поэтому процесс реформирования налоговой системы должен происходить с учетом изменения как элементов налогообложения, так и методов распределения национального продукта.

В рамках переходной экономики схема  распределения национального дохода в Украине приобрела рыночные признаки. Вместе с тем пропорции  такого распределения существенных изменений не претерпели (доминирующее положение в стоимостной структуре национального дохода занимают денежные накопления в сравнении с заработной платой), что требует их последующей оптимизации.

Необходим пересмотр пропорций  распределения ВВП и на этой основе налоговой политики, учитывая использование налогов как финансово-экономических рычагов. Если налог на прибыль корпораций, фирм и предприятий составляет, например, в доходах федерального бюджета США около 10%, то существует возможность использовать его для регулирования экономических пропорций на макроуровне. Снижение ставок налогов на целые процентные пункты (например, с 34 до 33%) приводит к потерям десятых частей процента доходов бюджета. Такие потери можно перекрыть другими поступлениями. В условиях Украины ситуация диаметрально противоположна: снижение ставок налогов на десятые части процента вызывает потери в бюджетных поступлениях в целых процентных величинах.

Следовательно, когда основу фискально-экономической  системы составляют доходы предприятий, использование налогообложения предприятий в качестве финансово-экономических рычагов является ограниченным. Это объективное явление. При действующей системе налогообложения уменьшение ставок налогов требует создания соответствующих предпосылок, а именно - сделать основным налогоплательщиком население, значительно повысив часть оплаты труда в ВВП. На современном этапе налоговая политика Украины не может ограничиваться изменением форм налогов. Необходим пересмотр основ налоговой системы в сторону изменения сферы бюджетного финансирования и уровня налогообложения.

 


Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета Украины. Бюджетный дефицит и источник его погашения