Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:44, контрольная работа
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения бюджет.
Основным источником формирования доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения национального продукта.
Доходы и расходы государственного бюджета Украины. Бюджетный дефицит и источник его погашения.
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения бюджет.
Основным источником формирования доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения национального продукта.
К ним относятся:
– предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и др.отраслей);
– заработная плата работников
сферы материального и
– доходы лиц, работающих не по найму;
– рента собственников земли;
– ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).
Источником формирования бюджетного фонда иногда выступает национальное богатство, а именно, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, от продажи золотовалютного запаса и др.национальных ценностей.
Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов, и за счет эмиссии бумажных денег.
В Украине доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, поступлений в государственные целевые фонды, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам,
формирующим основную часть бюджетного
фонда государства, относятся установленные
законодательством Украины
Неналоговыми доходами являются:
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
– доходы от продажи или
иного возмездного отчуждения имущества,
находящегося в государственной
или муниципальной
– доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);
– иные налоговые доходы.
Доходы бюджета
в зависимости от государственного устройства страны различают:
а) в унитарном государстве – доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов;
б) в федеративном государстве – доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;
– в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доходы, они подразделяются на собственные и регулирующие;
– по источникам образования выделяются доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;
– в зависимости от гражданства субъектов налогообложения – уплачиваемые резидентами или нерезидентами;
– по конкретным объектам обложения – взимаемые с имущества или дохода;
– по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы и др.).
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Формой проявления этих отношений
выступают конкретные виды бюджетных
расходов, причем их многообразие обусловлено
действием целого ряда факторов: природой
и функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с национальной экономикой, административно-
По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Финансовой теорией и
Функциональный признак. Функциональная
классификация бюджетных
По участию в общественном воспроизводстве расходы бюджета группируются по двум направлениям:
а) финансирование материального производства;
б) расходы на содержание и развитие нематериальной сферы.
По экономическому содержанию
расходы бюджета
Текущие бюджетные расходы
связаны с предоставлением
Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение), инвестиционные субсидии, долгосрочные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты.
По предметной направленности соответствующих денежных потоков. В развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов:
– военные;
– вмешательство государства в экономику;
– содержание государственного аппарата управления;
– социальные цели;
– предоставление субсидий и кредитов другим странам.
В Украине с точки зрения предметной направленности, расходная часть бюджета подразделяется на следующие группы: финансирование отраслей хозяйства, финансирование социально-культурных учреждений и организаций, финансирование науки, финансирование обороны, содержание правоохранительных органов и органов государственной власти, расходы на внешнеэкономическую деятельность; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты.
Бюджетный дефицит – это превышения расходной части бюджета над доходной. В условиях идеального состояния экономики такое явление отсутствующее, поскольку государство может оптимально сравнивать объем своих расходов соответственно с финансовыми возможностями без любого вреда для общества. Однако на практике такая ситуация наблюдается редко, особенно когда государства переживают кризис в экономике.
Причины возникновения дефицита обусловлены:
В Украине в 90-х годах наблюдалось резкое увеличение бюджетного дефицита, которое было обусловлено такими негативными явлениями:
1) резким снижение эффективности производства, которое сопровождалось сокращением объемов валового внутреннего продукта;
2) значительному ростом и
3) неэффективным
4) несовершенством и частыми
изменениями финансового
Эти и ряд других причин содействовали дестабилизации экономики, снижению доходов бюджета, значительному увеличению бюджетного дефицита, который в свою очередь привело к наращиванию инфляционных процессов, рост цен на товары и услуги, снижение материального благосостояния населения и других негативных явлений.
Принятие Государственного бюджета Украины или бюджета АР Крым, местных бюджетов на соответствующий бюджетный период разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы государственного долга.
Бюджет АР Крым и городские бюджеты могут приниматься с дефицитом исключительно в части дефицита бюджета развития. Дефицит бюджета АР Крым и городских бюджетов покрывается за счет заимствований.
Утверждение областных, районных, районных в городах, сельских и поселковых бюджетов с дефицитом не допускается.
Негативные последствия
В мировой практике используют два основных методы покрытия дефицита бюджета: безэмиссионный и эмиссионный. Наиболее эффективным есть безэмиссионный метод, с помощью которого можно избавиться дефицита без дополнительного выпуска денег в обращение.
Итак, государство обязано формировать свою бюджетную политику таким образом, чтобы добиться сокращения бюджетного дефицита. Меры в этом плане содействовали бы, с одной стороны, увеличению доходов бюджета, а из другого, - сокращению государственных расходов. К таким мерам можно отнести:
снижение расходов на управление и т.п.
Современная налоговая политика в Украине и за рубежом
Налоговая политика Украины
осуществляется, исходя из определенных
принципов, которые отражают ее задачи.
Действующим налоговым
Однако нормами Закона не предусмотрена отмена двойного налогообложения, установление налоговой квоты; отсутствуют ссылки на то, что налоговая система должна быть гибкой, экономически эффективной, бюджетно ориентированной. Стимулирующая роль налогов сводится лишь к предоставлению льгот с налога на прибыль, которая направляется на развитие производства, хотя диапазон ее действия значительно шире; принципы равнозначности и пропорциональности на практике не реализуются, а следовательно, нарушается единый подход относительно взыскания налоговых платежей .
По мнению ряда отечественных ученых, формирование налоговой политики в условиях экономики Украины должно базироваться на следующих основах.
1) Стабильность налогового
законодательства. Это означает, что
виды налогов и механизм их
удержания в течение