Доходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджетное устройство, в свою очередь, определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Экономическое содержание доходов бюджета...........................................5
Налоговые доходы как основа федерального бюджета............................7
Неналоговые доходы бюджета...................................................................9
Структура и динамика доходов федерального бюджета за последние три года....12
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы.................................................................25

Работа содержит 1 файл

курсовая доходы федер. бюджета №2.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

г) увеличение средних  ставок транспортного налога, установленных  статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.

По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:

а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;

б) зачисление в  доход федерального бюджета доходов  от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния.

В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:

а) установление ставки вывозной таможенной пошлины  на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;

б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.

В банковском законодательстве запланировано внесение изменения  в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.

 

 

Рисунок 1.

 

Общая сумма  доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозировалась на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.1.). В номинальном выражении доходы ожидались в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

Рисунок 2.

Снижение доходов  федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составили порядка 8%, а в процентах ВВП они оказались на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 2.).

Динамика основных   ненефтегазовых  доходов на 2008 год и на период до 2010 года, приведена в следующей таблице.

(млрд. рублей) 

Наименование  доходов

на 2008 год

на 2009 год

на 2010 год

Темп роста  доходов по сравнению с предыдущим годом

Темп роста доходов в 2010 году по сравнению с 2008 годом

2009 г.

2010 г.

Налог на прибыль  организаций

534,5

587,6

645,1

109,9%

109,8%

120,7%

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

 

442,8

506,0

573,7

114,3%

113,4%

129,6%

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 296,2

1 791,2

2 072,3

138,2%

115,7%

159,9%

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

121,0

138,1

158,2

114,2%

114,5%

130,8%

Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

872,3

1 006,4

1 149,4

115,4%

114,2%

131,8%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 

28,5

32,6

37,1

114,3%

114,1%

130,4%

Ввозные таможенные пошлины

493,6

544,6

588,1

110,3%

108,0%

119,1%

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности

99,3

105,4

102,1

106,2%

96,9%

102,9%

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

131,7

138,6

143,8

105,3%

103,8%

109,2%

Прочие доходы

241,4

263,0

271,8

109,0%

103,3%

112,6%

Итого ненефтегазовых доходов

4 261,3

5 113,5

5 741,6

120,0%

112,3%

134,7%


 

Доходы от уплаты налога на прибыль организаций в 2010 году по сравнению с 2008 годом  увеличились на 20,7 %. Темпы роста единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составили в 2009 году 114,3 % и в 2010 году  незначительно снизились до 113,4 %. В 2010 году доходы от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации,  планируются с приростом на 59,9 % по сравнению с 2008 годом, что существенно выше темпа прироста всех доходов федерального бюджета за этот же период  (21,8 %). Особенностью формирования доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, является неравномерный рост доходов в анализируемом периоде –  их прирост в 2009 году  составил 38,2 %, в 2010 году – 15,7 %.  Рост доходов от уплаты  налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию  Российской Федерации, за период с 2009 по 2010 год  прогнозировался в размере  31,8 %.

Нефтегазовые  доходы федерального бюджета существенно  сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году (рис. 3.3). В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

Рисунок 3.

Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах  будут меньше доходов 2009 года, можно  условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.

Прогнозируемое  в 2011 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом оказало положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.3

Так, с 2011 г. должен быть изменен порядок налогообложения  доходов организаций, полученных в  виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.

С 1 января 2011 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2010 г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал. 4 В настоящее время согласно ст. 163 НК РФ налоговый период установлен как календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов), у которых ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн. руб. - как квартал.

Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная  индексация ставок акцизов. Индексация коснулась ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.

Кроме того, подготовлены поправки в части налогообложения  доходов физических лиц, которые вступили в действие с 1 января 2011 г. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения налогового законодательства в части взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании е консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным соответствующими статьями БК РФ.

По своей  величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.

Поступления НДС в федеральный бюджет составил:5

В 2011 г. - 2168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.

В 2012 г. - 2797 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.

В 2010 г. - 3221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.

При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.

В основном расчет поступлений НДС базируется на определении  размера следующих показателей: суммы налога (в 2011 г. - 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период (общая сумма налоговых вычетов в 2011 г. прогнозируется в размере 14 860,6 млрд. руб.) При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим признакам.

Во-первых, это  налоговые вычеты, предъявляемые подрядными организациями при проведении капитального строительства. Расчетная сумма налоговых вычетов по указанной группе в 2011 г. определена в размере 270,2 млрд. руб.

Во-вторых, налоговые  вычеты по операциям, связанным с  внешнеэкономической деятельностью налогоплательщиков. Сумма налоговых вычетов в 2011 г. может составить 1 199,9 млрд. руб.; по операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт,- 672,1 млрд. руб.

В-третьих, самая  большая и разнообразная группа по своему составу - прочие налоговые вычеты, суммы которых в 2011 г. может составить 13 390,5 млрд. руб.

При расчете  НДС кроме налоговых вычетов, уменьшающих поступление налога в бюджет, также предусмотрены суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового режима - «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Прогнозируемое в 2011 г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции оценивается в размере 6,7 млрд. руб.

В связи с  изменением налогового законодательства и введением поквартальной уплаты налога. В 2011 г. вероятны дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб.

Кроме того, при  прогнозировании НДС учитывается  корректирующий коэффициент, который  отражает средний уровень собираемости, сложившийся за предыдущие годы.

Вместе с тем, в 2011 г. - дополнительные поступления до 329,0 млрд. руб. в связи с уплатой налога по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами.6

При расчете  НДС, уплачиваемого при вывозе товаров  на таможенную территорию РФ, в качестве базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспективу объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Доход федерального бюджета от уплаты налога на прибыль  организаций, планируемые на трехлетний период составил: в 2011 г. - 534.5 млрд. руб., в 2012 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.

В 2011 г. сумма налога на прибыль по обычным видам деятельности, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут составить примерно 9% от прогнозируемого объема.

Кроме того, в 2011 г. в связи с изменением налогового законодательства были потери бюджета - применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды. 7

Вместе с  тем, ожидаются дополнительные поступления  в результате повышения эффективности работы налоговых органов (в части контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства) и улучшения администрирования налога.

Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования составили: в 2011 г. - 868,5 млрд. руб., в 2012 г. - 851,9 млрд. руб., в 2010 г. - 849,9 млрд. руб.8

Сложность прогнозирования  НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из выше изложенного  можно сделать следующие выводы.

Существенное значение для повышения качества бюджетной политики имеют состав и структура доходов всех уровней бюджетной системы. В случае закрепления за бюджетами определенных доходов их финансовая база становится надежной, из политики расходов исключается риск, поэтому в последнее время существенное значение придается обоснованному распределению (закреплению) доходов за соответствующими бюджетами. Это чрезвычайно важно, поскольку наблюдается значительная дифференциация регионов страны по объему производства ВВП на душу населения. В подобной ситуации с помощью одного только закрепления доходов за уровнями бюджетной системы невозможно обеспечить сбалансированность бюджетов каждого из субъектов Федерации.

Федеральный бюджет балансирует доходы государства  в целом, осуществляет необходимое распределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод – оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

В зависимости  от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

Информация о работе Доходы федерального бюджета