Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа
Актуальность темы. Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджетное устройство, в свою очередь, определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Введение.................................................................................................................3
Экономическое содержание доходов бюджета...........................................5
Налоговые доходы как основа федерального бюджета............................7
Неналоговые доходы бюджета...................................................................9
Структура и динамика доходов федерального бюджета за последние три года....12
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы.................................................................25
г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры:
а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен.
В банковском законодательстве запланировано внесение изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.
Рисунок 1.
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозировалась на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.1.). В номинальном выражении доходы ожидались в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.
Рисунок 2.
Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составили порядка 8%, а в процентах ВВП они оказались на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 2.).
Динамика основных ненефтегазовых доходов на 2008 год и на период до 2010 года, приведена в следующей таблице.
(млрд. рублей)
Наименование доходов |
на 2008 год |
на 2009 год |
на 2010 год |
Темп роста доходов по сравнению с предыдущим годом |
Темп роста доходов в 2010 году по сравнению с 2008 годом | |
2009 г. |
2010 г. | |||||
Налог на прибыль организаций |
534,5 |
587,6 |
645,1 |
109,9% |
109,8% |
120,7% |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет |
442,8 |
506,0 |
573,7 |
114,3% |
113,4% |
129,6% |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 296,2 |
1 791,2 |
2 072,3 |
138,2% |
115,7% |
159,9% |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
121,0 |
138,1 |
158,2 |
114,2% |
114,5% |
130,8% |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
872,3 |
1 006,4 |
1 149,4 |
115,4% |
114,2% |
131,8% |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
28,5 |
32,6 |
37,1 |
114,3% |
114,1% |
130,4% |
Ввозные таможенные пошлины |
493,6 |
544,6 |
588,1 |
110,3% |
108,0% |
119,1% |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности |
99,3 |
105,4 |
102,1 |
106,2% |
96,9% |
102,9% |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
131,7 |
138,6 |
143,8 |
105,3% |
103,8% |
109,2% |
Прочие доходы |
241,4 |
263,0 |
271,8 |
109,0% |
103,3% |
112,6% |
Итого ненефтегазовых доходов |
4 261,3 |
5 113,5 |
5 741,6 |
120,0% |
112,3% |
134,7% |
Доходы от уплаты налога на прибыль организаций в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличились на 20,7 %. Темпы роста единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, составили в 2009 году 114,3 % и в 2010 году незначительно снизились до 113,4 %. В 2010 году доходы от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, планируются с приростом на 59,9 % по сравнению с 2008 годом, что существенно выше темпа прироста всех доходов федерального бюджета за этот же период (21,8 %). Особенностью формирования доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, является неравномерный рост доходов в анализируемом периоде – их прирост в 2009 году составил 38,2 %, в 2010 году – 15,7 %. Рост доходов от уплаты налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за период с 2009 по 2010 год прогнозировался в размере 31,8 %.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году (рис. 3.3). В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.
Рисунок 3.
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.
Прогнозируемое в 2011 г. изменение величины основных макроэкономических показаний в целом оказало положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, также как и изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.3
Так, с 2011 г. должен
быть изменен порядок
С 1 января 2011 г.
согласно Федеральному закону от 24.07.2010
г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков
(в том числе для налогоплатель
Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснулась ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.
Кроме того, подготовлены поправки в части налогообложения доходов физических лиц, которые вступили в действие с 1 января 2011 г. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения налогового законодательства в части взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании е консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным соответствующими статьями БК РФ.
По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.
Поступления НДС в федеральный бюджет составил:5
В 2011 г. - 2168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.
В 2012 г. - 2797 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.
В 2010 г. - 3221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.
При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.
В основном расчет поступлений НДС базируется на определении размера следующих показателей: суммы налога (в 2011 г. - 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период (общая сумма налоговых вычетов в 2011 г. прогнозируется в размере 14 860,6 млрд. руб.) При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим признакам.
Во-первых, это налоговые вычеты, предъявляемые подрядными организациями при проведении капитального строительства. Расчетная сумма налоговых вычетов по указанной группе в 2011 г. определена в размере 270,2 млрд. руб.
Во-вторых, налоговые вычеты по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью налогоплательщиков. Сумма налоговых вычетов в 2011 г. может составить 1 199,9 млрд. руб.; по операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт,- 672,1 млрд. руб.
В-третьих, самая большая и разнообразная группа по своему составу - прочие налоговые вычеты, суммы которых в 2011 г. может составить 13 390,5 млрд. руб.
При расчете НДС кроме налоговых вычетов, уменьшающих поступление налога в бюджет, также предусмотрены суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового режима - «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Прогнозируемое в 2011 г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции оценивается в размере 6,7 млрд. руб.
В связи с изменением налогового законодательства и введением поквартальной уплаты налога. В 2011 г. вероятны дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб.
Кроме того, при
прогнозировании НДС
Вместе с тем, в 2011 г. - дополнительные поступления до 329,0 млрд. руб. в связи с уплатой налога по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами.6
При расчете НДС, уплачиваемого при вывозе товаров на таможенную территорию РФ, в качестве базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспективу объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
Доход федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний период составил: в 2011 г. - 534.5 млрд. руб., в 2012 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.
В 2011 г. сумма налога на прибыль по обычным видам деятельности, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут составить примерно 9% от прогнозируемого объема.
Кроме того, в 2011 г. в связи с изменением налогового законодательства были потери бюджета - применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды. 7
Вместе с тем, ожидаются дополнительные поступления в результате повышения эффективности работы налоговых органов (в части контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства) и улучшения администрирования налога.
Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования составили: в 2011 г. - 868,5 млрд. руб., в 2012 г. - 851,9 млрд. руб., в 2010 г. - 849,9 млрд. руб.8
Сложность прогнозирования НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.
Заключение
Из выше изложенного
можно сделать следующие выводы
Существенное значение для повышения качества бюджетной политики имеют состав и структура доходов всех уровней бюджетной системы. В случае закрепления за бюджетами определенных доходов их финансовая база становится надежной, из политики расходов исключается риск, поэтому в последнее время существенное значение придается обоснованному распределению (закреплению) доходов за соответствующими бюджетами. Это чрезвычайно важно, поскольку наблюдается значительная дифференциация регионов страны по объему производства ВВП на душу населения. В подобной ситуации с помощью одного только закрепления доходов за уровнями бюджетной системы невозможно обеспечить сбалансированность бюджетов каждого из субъектов Федерации.
Федеральный бюджет балансирует доходы государства в целом, осуществляет необходимое распределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод – оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета.
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.