Добровольное медицинское страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Одним из основополагающих прав граждан России, гарантированных Конституцией Российской Федерации, является право на бесплатную медицинскую помощь. Сегодня эта помощь предоставляется по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) в соответствии с действующими программами ОМС. По закону субъектами обязательного медицинского страхования выступают застрахованный по ОМС гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (СМО) и медицинское учреждение. Являясь полноправным участником системы ОМС, страхователь имеет определенные права и обязанности по отношению к другим участникам этой системы.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

        Перечень  медицинских услуг, соответствующих программ обязательного и добровольного медицинского страхования;

        - права, обязанности, ответственность  сторон и иные, не противоречащие  законодательству РФ условия. 

    

  • 1.2 Фонды обязательного медицинского страхования

          Фонды обязательного медицинского страхования10 – это самостоятельные государственные кредитные учреждения, которые реализуют государственную политику в области ОМС. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

          По  закону «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» существует три группы субъектов  управления организацией и финансированием  ОМС. Эти субъекты заключают договора на осуществление ОМС, собирают и аккумулируют страховые взносы, направляют средства на оплату медицинских услуг, они выступают страховщиками, но имеют существенные различия и обладают строго разграниченными полномочиями по выполнению конкретных страховых операций. 

        1.2.1 Федеральный фонд обязательного медицинского

        страхования (ФФОМС)

          Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) создан Верховным Советом РФ и Правительством РФ как самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Федеральный фонд ОМС освобожден от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.

          Основными задачами Федерального фонда, согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1998 г. №857 «Об утверждении устава федерального фонда обязательного медицинского страхования», являются:

          - финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»

          - обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС

          - аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС

          Основными функциями Федерального фонда являются:

          - осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС

          - разработка предложений о размере взносов на обязательное медицинское страхование

          - осуществление в соответствии с установленным порядком аккумулирования финансовых средств Федерального фонда

          - выделение в установленном порядке средств территориальным фондам ОМС, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ ОМС

          - осуществление совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы РФ контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС

          - осуществление совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС, в том числе путем проведения соответствующих и целевых проверок

          - осуществление в пределах своей компетенции организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования ОМС

          - внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов по вопросам ОМС

          - участие в разработке базовой программы ОМС граждан

          - осуществление сбора и анализа информации, в том числе о финансовых средствах системы ОМС, и представление соответствующих материалов в Правительство РФ

          - организация подготовки специалистов для системы ОМС

          - изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам ОМС

          - организация научно-исследовательских работ в области ОМС

          - участие в международном сотрудничестве по вопросам ОМС

          - ежегодно в установленном порядке представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.

          Финансовые  средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

          Финансовые  средства Федерального фонда образуются за счет:

          - части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на ОМС в размерах, устанавливаемых федеральным законом

          - ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках ОМС

          - добровольных взносов юридических и физических лиц

          - доходов от использования временно свободных финансовых средств

          - нормированного страхового запаса Федерального фонда

          - поступлений их иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

          Страховые взносы (отчисления) в Федеральный  фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями  в соответствии с установленным  порядком. Временно свободные финансовые средства ФФОМС в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

          Доходы  от использования временно свободных  финансовых средств и нормированного страхового запаса ФФОМС могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда. Затраты на содержание ФФОМС, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда.

          Финансовые  средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при  утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

          Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

          ФФОМС ежегодно разрабатывает бюджет и  отчет о его исполнении, которые  по представлению Правительства  РФ утверждаются федеральным законом.

          Управление  ФФОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением и директором фонда. Состав правления Федерального фонда утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.

          Территориальные фонды13 – это юридические лица, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом РФ. Они являются самостоятельными государственными некоммерческими кредитными учреждениями, и подотчетны органам исполнительной и представительной власти. Порядок создания и деятельности территориальных фондов и их филиалов (ТФОМС) регламентируется Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.

          Деятельностью ТФОМС руководит правление и его постоянно действующий исполнительный орган – исполнительная дирекция, возглавляемая исполнительным директором. Состав правления утверждается органами законодательной власти данной территорий. Председатель избирается правлением, а исполнительный директор назначается администрацией территории.

          Для выполнения своих задач ТФОМС  может создавать в городах  и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с  Положением, утвержденным исполнительным директором Территориального фонда.

          Территориальный фонд:

          - аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на ОМС граждан

          - осуществляет финансирование ОМС , проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее - страховщиками), заключившими договоры ОМС по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда

          - осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС

          - выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС

          - предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств

          - накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы ОМС

          - разрабатывает правила ОМС граждан на соответствующей территории

          - осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан

          - согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу ОМС населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления

          - вносит предложения о страховом тарифе взносов на ОМС

          - согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по ОМС

          - осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом ОМС и другими территориальными фондами ОМС

          - предоставляет ФФОМС информацию о финансовых ресурсах системы ОМС и другую информацию в пределах своей компетенции

          - проводит разъяснительную работу по вопросам, относящимся к его компетенции

          - осуществляет другие мероприятия по организации ОМС граждан.

          

            
       

          

            
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    Рисунок 1.1. Движение финансовых средств Территориального фонда ОМС13 

          Контроль  за деятельностью территориального фонда осуществляетсяревизионная комиссия. По мере необходимости, но не реже одного раза в год, правление территориального фонда назначает аудиторскую проверку деятельности ТФОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам исполнительной и представительной власти.

          Отчет о доходах и использовании  средств ТФОМС, а также о результатах  его деятельности ежегодно заслушивается  соответствующими органами представительной и исполнительной власти и публикуется  в средствах массовой информации. 

          1.2.2 Страховые медицинские организации (СМО)

          Страховые медицинские организации (СМО) – именно те органы, которым отводиться по закону роль страховщиков. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности, пола и возраста застрахованной ими группы населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

          В качестве СМО может выступать  любое юридическое лицо любой  формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора.

          СМО вправе одновременно осуществлять обязательное и добровольное медицинское страхование, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При этом финансовые средства по обязательному и добровольному страхованию учитываются отдельно и СМО не имеют права использовать эти средства в коммерческих целях.

          СМО выступает в качестве посредника между гражданами, лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) и финансирующими организациями – территориальными фондами ОМС. Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:

          1. Договоры страхования с предприятиями, организациями, иными хозяйствующими субъектами и местной администрацией, иными словами, со всеми страхователями, обязанными платить страховые взносы в ТФОМС. По таким договорам определяется контингент застрахованных в данной СМО.

          2. Договоры с ТФОМС на финансирование ОМС населения в соответствии с численностью и категориями застрахованных.

          3. Договоры с медицинскими учреждениями на оплату услуг, предоставляемых застрахованным данной СМО гражданам.

          4. Индивидуальные договоры ОМС с гражданами, т.е. полисы ОМС, в соответствии с которыми предоставляется бесплатная медицинская помощь в рамках территориальной программы ОМС.

          Все взаимоотношения внутри системы  ОМС регулируются на основании территориальных  правил ОМС, которые должны соответствовать  типовым правилам ОМС от 1.12.93 г., утвержденным Федеральным фондом ОМС и согласованным с Росстрахнадзором.

          Основными функциями СМО являются:

          - участие в выборе и аккредитации медицинских учреждений;

          - оплата медицинских услуг, предоставляемых застрахованным;

          - осуществление контроля за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг, в том числе предъявление регрессных требований и исков медицинским учреждениям по фактам нарушения условий ОМС или причинения ущерба застрахованным;

          - формирование страховых резервов: резерва оплаты медицинских услуг, резерва финансирования предупредительных мероприятий и запасного резерва и другое.

          В результате, деятельность СМО представляет собой заключительный этап в реализации положений ОМС. Это важное звено  в системе обязательного медицинского страхования. Цель страховой медицинской организации – обеспечение оплаты медицинской помощи при возникновении страхововго случая, следить за качеством и полнотой предоставляемых медицинских услуг и защищать права застрахованных лиц.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

        
    1. Роль  системы ОМС в  государственном  финансировании здравоохранения в субъектах РФ
     

        

  • 2.1 Данные регистра застрахованного населения и объем поступлений и расходования денежных средств в СМО на 2009 год 

        

  •     

  • Территориальный фонд обязательного медицинского регистрирует страхователей по программе обязательного медицинского страхования.
    •     

          

          

          

          

          

          

          

          

          

     

     
     
     
     

    Рисунок 2.1. Система обязательного медицинского страхования33 

          Отношения по обязательному медицинскому страхованию  работающих граждан возникают с момента заключения гражданином трудового договора с работодателем, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщика в территориальном налоговом органе и до 2010 года уплачивающим единый социальный налог (взнос) или иной налог в части, исчисляемой и уплачиваемой в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Теперь, с 1 января 2010 года отменяется единый социальный налог. Вместо него компании, в том числе применяющие спецрежимы, будут платить страховые взносы во внебюджетные фонды. Они рассчитываются по тому же принципу, что и ЕСН.

        Таблица 1. - Распределение территориальных моделей ОМС,

        различающихся по роли страховых медицинских организаций 

    Организации, выполняющие функции страховщиков в системе ОМС в субъекте РФ Доля  регионов, имеющих  данную модель, %
    2004 2006 2008
    Территориальные фонды ОМС и его филиалы 24 10 2
    Филиалы Территориального фонда ОМС и  страховые медицинские организации 27 36 -
    Только  страховые медицинские организации 49 53 96
     

          В первом полугодии 2009 года в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования участвовали 111 страховых медицинских организаций, имеющих статус юридического лица, и 248 филиалов СМО (1 полугодие 2008 года – 132 страховых медицинских организаций и 239 филиалов СМО).

          Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование  в 83 из 84 субъектов Российской Федерации, за исключением Чукотского автономного  округа. 

          Таблица 2. - Распределение СМО по федеральным округам

    Федеральный округ Российской Федерации Количество  СМО, работающих в  системе ОМС Федерального округа
    всего Из  них
    Филиалов  СМО Самостоятельных СМО
    Центральный федеральный округ 71 44 27
    Северо-Западный федеральный округ 47 31 16
    Южный федеральный округ 41 34 7
    Приволжский федеральный округ 79 62 17
    Уральский федеральный округ 37 21 16
    Сибирский федеральный округ 57 38 19
    Дальневосточный федеральный округ 26 17 9
    Байконур 1 1 0
    ИТОГО по России 359 248 111
     

          Численность граждан, застрахованных по обязательному  медицинскому страхованию на 01.07.2009 года, составила 142 379,0 тыс. человек, что превышает численность населения России на 0,3% (466,1 тыс. чел.). В 1 полугодии 2009 года количество граждан застрахованных по ОМС страховыми медицинскими организациями составило 96,5%, тогда как в 1-ом полугодие 2008 г. – 97,3%, территориальными фондами – 2,5%. В структуре застрахованного населения работающие граждане составляют 41,8%, неработающие –58,2%.

          ТФОМС финансирует страховые медицинские организации на основании договоров территориальных фондов со страховыми медицинскими организациями. Эти договора заключаются на основе Типового договора ТФОМС со страховой медицинской организацией и регулирует их взаимоотношения. В договоре устанавливается:

          - порядок финансирования

          - порядок финансирования при неуплате  страхователями взносов на ОМС

          - порядок предоставления субвенций

          - нормативы и порядок использования  средств ОМС на оплату медицинских  услуг, формирование резервов по ОМС, на расходы на ведение дела

          - порядок возврата средств ОМС  в случае прекращения, в том  числе досрочного договора ТФОМС  со страховой медицинской организацией.

          Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  устанавливает порядок использования страховыми медицинскими организациями финансовых средств, предоставленных на ОМС и осуществляет контроль за их использованием. При выявлении случаев нарушений, коими являются нерациональное или нецелевое использование средств ОМС, страховыми медицинскими организациями, ТФОМС вправе расторгнуть договор и обратиться в органы выдачи лицензия на ОМС с ходатайствами о применении к ней соответствующих санкций.

          Медицинскую помощь в системе ОМС оказывают  медицинские учреждения любой формы  собственности, имеющие лицензию. Отношения между медицинскими учреждениями и страховыми организациями, а также ТФОМС, строятся на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС, т.е.предоставлении медицинских услуг.

          Средства, поступившие от ТФОМС на отдельные мероприятия по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функционирующими в системе ОМС, в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению и, в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг)  по территориальной программе ОМС, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории субъектов РФ.

          В 1 полугодии 2009 года в СМО поступило 221,8 млрд. рублей, на 22,7% больше по сравнению  с тем же периодом 2008 года (180,7 млрд. руб.), что объясняется увеличением финансирования системы ОМС, а также проведением в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по переводу финансирования здравоохранения через систему ОМС.

          Из  территориальных фондов ОМС в  страховые медицинские организации поступило – 220,9 млрд. рублей или 99,5% от всех средств, поступивших в СМО, тогда как в 1 полугодии 2008 г. всего 179,3 млрд. руб.. Из них в соответствии с договором в составе дифференцированных подушевых нормативов в СМО из ТФОМС поступило 216,7 млрд. рублей, в виде субвенций – 4,2 млрд. рублей (за 6 месяцев 2008 года – 177,3 млрд. рублей и 2,0 млрд. рублей, соответственно).

          Доходы  от размещения временно свободных средств  составили 0,3 млрд. рублей (2008 г. – 0,2 млрд. рублей). Поступления от штрафов и регрессных исков также как и в 1 полугодии 2008 года составили 0,1 млрд. рублей.

          За 1 полугодие 2009 года израсходовано СМО  на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС 218,9 млрд. рублей на оплату предупредительных  мероприятий из РФПМ – 1,7 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 173,5 млрд. рублей и 1,6 млрд. рублей, соответственно). Расходы на ведение дела СМО за отчетный период составили 3,8 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 3,2 млрд. рублей). Сумма возврата территориальному фонду средств, сформированных резервов в связи с прекращением деятельности по ОМС, составила 0,1 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 0,03 млрд. рублей).

          Остаток средств ОМС в СМО на 1 июля 2009 года снизился на 3,5 млрд. рублей по сравнению с началом года и составил 16,0 млрд. рублей (на 1 июля 2008 года – 15,5 млрд. рублей).

        Таблица 3. - Структура поступлений средств ОМС в СМО в 1 полугодии

        2008 –2009 гг. (в процентах к суммарным  поступлениям) 

    Показатели 1 полугодие 2008 1 полугодие 2009
    Поступило средств в СМО, всего 100,0 100,0
    В том  числе: 
    – из территориального фонда ОМС
    99,2 99,6
    – доходы от использования временно свободных  финансовых средств   0,1 0,1
    – штрафы, пени 0,04 0,03
    – прочие поступления 0,6 0,3
     

          В первом полугодии 2009 года СМО размещали 3,0 млрд. рублей временно свободных средств резервов в банковские депозиты, государственные ценные бумаги и другие ценные бумаги (1 полугодие 2008 года – 4,9 млрд. рублей). 

        Таблица 4. - Структура поступлений средств ОМС в СМО

          из ТФОМС в 1 полугодии 2008 –2009 гг. (в %) 

    Поступило в СМО из ТФОМС 1 полугодие 2008 г. 1 полугодие 2009 г.
    На  оплату медицинской помощи 97,2 96,4
    На  ведение дела 1,7 1,7
    Субвенции ТФОМС 1,1 1,9
    Всего 100 100
     

          Основная  часть средств ОМС в сумме 220,9 млрд. рублей (1 полугодие 2008 г. – 174,2 млрд. рублей), поступивших в СМО из территориальных фондов ОМС, была предназначена для оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС.

          В 1 полугодии 2009 года СМО всего израсходовано 225,3 млрд. рублей, в том числе на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС –218,9 млрд. рублей (1 полугодие 2008 г. – 179,6 млрд. рублей и 175,5 млрд. рублей, соответственно). На оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации были направлены средства в объеме от 93% до 99%. В ряде территорий, таких как Калининградская область, Пензенская область, Свердловская область, Забайкальский край, Иркутская область, этот показатель ниже 90%.

        Таблица 5. - Структура расходов средств ОМС

        в 1 полугодии 2008 –2009 гг. (в %) 

    1 полугодие 2008 г. 1 полугодие 2009 г.
    Израсходовано средств ОМС (всего) 100 100
    На  оплату медицинской помощи 96,6 97,1
    На  финансирование предупредительных  мероприятий 0,9 0,7
    На  ведение дела 1,8 1,7
    Прочие  расходы 0,7 0,4
     

          Удельный  вес расходов на финансирование предупредительных мероприятий, ведение дела и прочие расходы снизился по сравнению с 1 полугодием 2008 года.

          Приведенные выше данные позволяют сделать следующие  выводы:

          В результате проводимой территориальными фондами ОМС планомерной работы по актуализации регистра застрахованного населения число застрахованных граждан приблизилось к численности постоянного населения Российской Федерации. Однако, сохраняющееся на уровне 0,3% превышение численности застрахованных над численностью постоянного населения Российской Федерации в 1 полугодии 2009, свидетельствует о необходимости повышения качества ведения регистра застрахованных граждан и представления корректных данных в формах ведомственного статистического наблюдения.

          Отмечается увеличение объема поступления и соответственно расходование средств в СМО на обязательное медицинское страхование по оплате территориальной программы ОМС в среднем на 22%. Вместе с тем, в первом полугодии 2009 года суммы размещения временно свободных средств ОМС страховыми медицинскими организациями в банковские депозиты и в высоколиквидные ценные бумаги уменьшились на 38%. 

        

  • 2.2 Показатели деятельности медицинских учреждений

        

  • в системе ОМС на 2009 год 
    •     В 1 полугодии 2009 года в Российской Федерации  медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывали 8151 медицинское учреждение (на 2 учреждения больше, чем в 1 полугодии 2008 года), из них 489, или 6,0% составили ведомственные медицинские учреждения, в т.ч. 238, или 2,9% от общего числа медицинских учреждений, работающих в системе ОМС – подведомственные ОАО «РЖД», 88 учреждений, или 1,1% от общего числа – подведомственные ФМБА, 163 учреждения, или 2% от общего числа – федерального подчинения.

          Максимальное  число ведомственных медицинских учреждений представлено в системе ОМС Московской (55 шт.) и Иркутской (19 шт.) областей, а также г. Москвы и Санкт-Петербурга (49 и 19 шт. соответственно). Количество больничных учреждений, оказывающих стационарную помощь – 4941 шт., в их числе 129 (2,6%) – подведомственные ОАО «РЖД», 69 (1,4%) – подведомственные ФМБА, 133 (2,7%) – федерального подчинения. Самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений – 2139, в их числе – 95 (4,4%) – подведомственные ОАО «РЖД», 16 (0,7%) – подведомственные ФМБА, 9 (0,4%) – федерального подчинения. Стоматологических учреждений – 883, из них 3 (0,3%) – подведомственные ОАО «РЖД», 1 (0,1%) – подведомственные ФМБА, 4 (0,5%) – федерального подчинения.

          По  сравнению с аналогичным периодом 2008 года в 1 полугодии 2009 года произошло уменьшение числа самостоятельных стационаров на 29, в том числе на 17 – подведомственных ОАО «РЖД», при этом число учреждений, подведомственных ФМБА, увеличилось на 8, а федерального подчинения не изменилось.

          Увеличилось число амбулаторно-поликлинических учреждений на 13, в том числе на 12 – подведомственных ОАО «РЖД», на 2 – подведомственных ФМБА, при этом число учреждений федерального подчинения снизилось на 3.

          Увеличилось число стоматологических учреждений на 5, в том числе на 1 – федерального подчинения, при этом число учреждений, подведомственных ОАО «РЖД» и ФМБА, не изменилось.

          На  протяжении последних лет отмечается тенденция уменьшения числа стационаров  и, соответственно, объемов оказываемой  в них медицинской помощи. Число  среднегодовых коек в стационарах уменьшилось на 32 216. На 855,8 тысяч койко-дней меньше проведено больными в стационарах. На 0,2 снизилось среднее число дней пребывания больного на койке стационара.

        Таблица 6. - Показатели числа и динамики самостоятельных

        медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС 

    1 полугодие 2008 года 1 полугодие 2009 года
    учреждения  общей 
    сети
    Ведом-ственные учреждения  общей 
    сети
    Ведом-ственные
    Всего ЛПУ  8149 484 8151 489
    Больничные  учреждения, оказывающие стационарную помощь 4970 340 4941 331
    Больничные  учреждения, заключившие договор  только на оказание амбулаторно-поликлинической  помощи 145 28 141 29
    Амбулаторно-поликлинические учреждения 2126 109 2139 120
    В том  числе: 
    центры общей врачебной (семейной) практики
    22 0 29 0
    Стоматологические учреждения 878 7 883 8
    Другие  учреждения 8 0 18 1
     

          В стационарах ведомственного подчинения пролечено 575,9 тыс. человек, или 4,2% от общего числа пролеченных в стационарах  по программе ОМС. Во всех ведомственных  медицинских учреждениях среднее число дней пребывания больного на койке на 0,7 выше, чем в среднем по Российской Федерации.

          В первом полугодии 2009 года структура  стационарозамещающей медицинской  помощи осталась прежней. Сокращается  число стационаров дневного пребывания в больнице с 3896 в 1 полугодии 2008 года до 3788 в 1 полугодии 2009 года, или на 2,8%, а также их мощность с 73 825 до 72 989 койко-дней соответственно, при этом число пролеченных больных возросло с 917 817 человек до 944 709 соответственно, или на 2,8%.

          

       Рисунок 2.2. Структура дневных стационаров 

          В ряде субъектов Российской Федерации  не организовано оказание стационарозамещающей медицинской помощи застрахованным по ОМС гражданам. По сравнению с 1 полугодием 2008 года (436 878,6 тыс.) число посещений врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях возросло и составило 449 900,6 тыс. посещений. В ведомственные амбулаторно-поликлинические учреждения выполнено 14 215,4 тыс. посещений, что составило 2,8% от посещений аналогичных учреждений общей сети.

          Увеличились также и объемы оказываемой медицинской  помощи в самостоятельных стоматологических  учреждениях: число посещений врачей в 1 полугодии 2008 года 58 537,1 тыс., в 1 полугодии 2009 года – 59 940,7 тыс. посещений. В ведомственных  стоматологических учреждениях число посещений врачей составило 1816,1 тыс. посещений, или 3,1% от числа посещений врачей стоматологических учреждений системы ОМС.

          Число центров общей врачебной (семейной) практики в 1 полугодии 2009 года возросло на 24% (с 22 в 1 полугодии 2008 года до 29 в 1 полугодии 2009 года). Объем оказанной медицинской помощи в них составил 3,1% от общего числа посещений врачей. Такие центры созданы в Белгородской – 1, Новгородской – 21, Челябинской – 2, Кемеровской – 4, Томской – 1 областях.

        

     Рисунок 2.3. Динамика стоимости оказанной медицинской помощи

        в медицинских учреждениях в 1 полугодии 2008 и 2009 г.г. (млн. р.) 

          Показатели  стоимости оказанной медицинской  помощи в системе ОМС в среднем  по Российской Федерации в 1 полугодии 2009 года на единицу учета медицинской помощи составили:

          – средняя стоимость одного койко-дня  в стационаре – 939 руб.

          – средняя стоимость одного пролеченного в стационаре – 10 085 руб.

          – средняя стоимость одного посещения  в амбулаторно-поликлини¬че¬ском учреждении – 169 руб.

          Общая численность застрахованных по обязательному  медицинскому страхованию граждан  в целом по Российской Федерации  согласно спискам к договорам  страхования на 01.07.2009 – 142 379,0 тыс. человек. Стоимость оказанной медицинской помощи в расчете на одного застрахованного в 1 полугодии 2009 года составила:

          – в больничном учреждении, оказывающем  стационарную помощь – 977,5 руб. (норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой  в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год – далее Программа – 1167 руб.),

          – в амбулаторно-поликлиническом учреждении – 536,4 руб. (в соответствии с Программой – 168,4 руб.),

          – в дневных стационарах всех видов – 61,9 руб. (в соответствии с Программой – 470,5 руб.)

          В медицинские учреждения, работающие в системе ОМС, за 1 полугодие 2009 года поступило 237,3 млрд. рублей (1 полугодие 2008 года – 188,8 млрд. рублей), в т.ч. из территориальных фондов ОМС 18,8 – 7,9% (16,0) млрд. рублей, из страховых медицинских организаций 218,2 – 92,1% (172,5) млрд. рублей.

          В ведомственные медицинские учреждения поступило 7,7 млрд. рублей, что составило 3,2% от всех средств ОМС, направленных в медицинские учреждения системы ОМС Российской Федерации за отчетный период.

          Израсходовано медицинскими учреждениями 219,6 (175,2) млрд. рублей, из них ведомственными медицинскими учреждениями 7,3 млрд. рублей.

        Таблица 7. - Структура расходов средств ОМС

        медицинскими учреждениями 

    Направления расходов 6 мес. 2008 года (%) 6 мес. 2009 года (%)
    В среднем по РФ Ведомственные В среднем по РФ Ведомственные
    РЖД ФМБА ФП РЖД ФМБА ФП
    Израсходовано всего, 100 100 100 100 100 100 100 100
    В том  числе: 
    – на оплату труда
    59,9 60,9 56,5 51,4 58,5 60,0 50,4 49,6
    – начисления на зарплату 14,6 14,6 13,5 12,6 14,1 15,4 11,7 11,7
    – приобретение медикаментов 15,0 16,7 16,0 20,3 16,6 17,6 20,7 21,6
    – продукты питания 4,4 5,9 5,4 6,6 4,3 5,2 6,6 6,9
    – приобретение мягкого инвентаря 0,5 0,4 0,5 0,7 0,4 0,4 0,6 0,5
    – прочие расходы 5,6 1,5 8,0 8,5 6,1 1,4 10,1 9,6

          В структуре расходов средств ОМС  впервые за последнее время наблюдается  снижение удельного веса расходов на заработную плату с начислениями на 1,4%. Отмечается возрастание доли расходов на медикаменты на 1,6% и прочие расходы на 0,5%. Расходы на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря снизились на 0,1%.

          Структура расходов средств ОМС ведомственными медицинскими учреждениями аналогична структуре расходов учреждениями общей сети. В то же время в учреждениях, подведомственных ФМБА и федерального подчинения, отмечается рост расходов на продукты питания, в учреждениях, подведомственных ФМБА – на мягкий инвентарь. Прочие расходы в учреждениях, подведомственных ОАО «РЖД», снизились на 0,1%.

          Показатели  деятельности медицинских учреждений в системе ОМС в 1 полугодии 2009 года отражают тенденции, связанные  с реформированием сети лечебно-профилактических учреждений в субъектах Российской Федерации, направленные на оптимизацию затрат при оказании медицинской помощи в системе ОМС.

          Отмечается  усиление интенсивности деятельности стационаров круглосуточного пребывания: при снижении числа среднегодовых  коек увеличился оборот койки. Продолжается увеличение сети медицинских учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, и медицинскую помощь в условиях дневных стационаров.

          В то же время уровень финансирования медицинской помощи, оказанной по территориальным программам ОМС  в расчете на 1 застрахованного  не достигает нормативов объемов медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год. 
       
       

        
    1.   Проблемы и пути их решения в системе ОМС
    2.     
    3. 3.1 Основные проблемы обязательного
    4.     
    5. медицинского  страхования
    6.     
    7.  Действительной реформой переход на ОМС в России за истекшие почти 20 лет не стал, во-первых, потому, что отсутствовало достаточное финансирование как системы ОМС, так и российского здравоохранения в целом, а во-вторых, в силу непоследовательности преобразований и неполной реализации Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» в субъектах Российской Федерации.
    8.     
    9. Проблемы  функционирования современной системы  ОМС могут быть условно разделены на финансовые и организационные.
    10.     
    11. К основным финансовым проблемам можно отнести следующие:
    12.     
    13. 1. Острейшая  нехватка денежных средств в  связи с отсутствием ощутимого  экономического роста в стране  и сохраняющимся остаточным принципом  финансирования здравоохраненческой отрасли.
    14.     
    15. Доказано, что недостаточные объемы государственного финансирования здравоохранения приводят к ухудшению показателей здоровья населения, усилению неравенства между  различными слоями населения в качестве и доступности медицинской помощи, приводит к обнищанию самых незащищенных слоев населения и резко снижает удовлетворенность населения медицинской помощью. Так, по результатам аудита Счетной палаты РФ выявлена зависимость между уровнем финансирования медицинской помощи и основными демографическими показателями (смертность трудоспособного населения, ожидаемая продолжительность жизни, младенческая смертность).
    16.     
    17. По показателю расходов на медицинскую помощь на душу населения мы существенно отстаем  не только от западных стран, но и от большинства стран Центральной и Восточной Европы, которые «стартовали» примерно в равных с нами условиях.
    18.     
    19. 2. Низкий  тариф ЕСН в части средств  на обязательное медицинское  страхование работающего населения,  поскольку величина этих отчислений  не увязана со стоимостью «страхового года» работающего населения.
    20.     
    21. 3. Недостаточное  финансирование системы ОМС на  страхование неработающего населения,  которое имеет три основные  причины: 
    22.     
    23. - отсутствие  законодательной основы по размеру  страхового взноса на неработающее население;
    24.     
    25. - неисполнение  закона о медицинском страховании  администрациями субъектов РФ  в части страховых взносов  на неработающее население; 
    26.     
    27. - непогашение  сформировавшейся значительной  финансовой задолженности по  страховым взносам на неработающее население в ряде субъектов РФ.
    28.     
    29. 4. Дефицит  финансового покрытия территориальных  программ ОМС. Данная причина  связана с отсутствием сбалансированности  финансовых возможностей системы  ОМС и объемов медицинской  помощи, включенных в Базовую  (а, соответственно и в территориальные) программу обязательного медицинского страхования, ежегодно утверждаемую Правительством РФ. Программа основана на минимальном подушевом нормативе.

         5. Многоканальность финансирования медицинских организаций.  

          Многоканальность  финансирования (ОМС, ДМС, бюджет, платные медицинские услуги и т.д.) существенно снижает возможности контроля за использованием средств в ЛПУ и создает предпосылки для сговора. В такой ситуации личный интерес «медицинского руководителя» начинает превалировать над интересами отрасли, а коммерческие интересы страховщика, работающего в ОМС и ДМС одновременно, - над социальной значимостью «бесплатного» здравоохранения. В результате граждане остаются абсолютно бесправными перед лечебным учреждением и одинаково заинтересованными в получении «живых» денег. Данные нарушения чрезвычайно распространены.

          6. Многовариантность и отсутствие  унификации способов оплаты медицинской  помощи на сегодня, оказываемой  как в стационарных, так в амбулаторно-поликлинических  учреждениях системы здравоохранения. 

          Сохраняющиеся затратные способы оплаты и оплата медицинской помощи по смете являются недопустимыми на сегодняшний день. Многовариантность способов оплаты служит значительным препятствием при  проведении межтерриториальных взаиморасчетов между ТФОМС за медицинскую помощь, оказанную гражданам за пределами территории их страхования.

          7. Низкие тарифы оплаты медицинских  услуг. 

          Структура тарифов в системе ОМС формируется  исходя из планируемого объема и выделяемого  финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.

          8. Отсутствие динамики в структуре  расходов по основным видам  медицинской помощи с сохранением  наиболее затратных видов ее  оказания.

          9. Отсутствие позитивных перемен  в системе оплаты труда медицинских  работников. Данная проблема порождает, в значительной степени, одну из важнейших негативных особенностей российского здравоохранения на сегодня - низкое  качество оказания медицинской помощи в российском здравоохранении на сегодня. Прежде всего, это очень низкая заработная плата врачей и медсестер. Врачи в этой ситуации вынуждены набирать себе больше ставок, дежурств, работая на износ (коэффициент совместительства составляет в среднем 1,7). Им некогда думать о качестве услуг и удовлетворенности пациента. Хирург идет на операцию после суточного дежурства – это стало нормой, никто этого не запрещает.

          Основные  организационные проблемы в системе ОМС заключаются в следующем:

          1. Структурный полиморфизм территориальных  систем ОМС, затрудняющий управление  обязательным медицинским страхованием, не позволяющий оптимизировать и унифицировать механизмы функционирования системы ОМС на территории Российской Федерации.

          2. Отсутствие законодательного решения  ряда проблем деятельности системы  ОМС: 

          - определение и законодательное  закрепление направлений модернизации системы ОМС на современном этапе;

          - отсутствие законодательного закрепления  государственных гарантий медицинской  помощи населению и определения  публичных обязательств в сфере  здравоохранения; 

          - пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС;

          -правовое  обеспечение деятельности по  защите прав застрахованных.

          Наряду  с указанными проблемами, требуют  отдельного законодательного решения  такие вопросы как:

          - отдельное законодательство о добровольном медицинском страховании и платных медицинских услугах;

          - обязательное страхование профессиональной  ответственности медицинских работников.

          3. Отсутствие надлежащего государственного  регулирования по основным направлениям деятельности страховой медицинской организации (СМО). Основные причины назревшей необходимости регулирования деятельности страховщика в системе ОМС следующие:

          3.1. Выбор страховщика осуществляется  работодателями и органами местной  власти, а не самими застрахованными. Вопреки ожиданиям, многочисленные страховщики (сегодня их более 300) не стали информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных и не внесли сколько-нибудь существенного вклада в повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения. 

          3.2. В силу экономической привлекательности  и отсутствия законодательного  запрета на совмещения деятельности  по обязательному (ОМС) и добровольному  (ДМС) медицинскому страхованию  одним субъектом, все крупнейшие  страховщики осуществляют эти виды страхования одновременно. В результате возникает конфликт интересов между решением социальных задач и получением максимальной прибыли.

          Следствием  сращивания ОМС и ДМС в одной  организации является дискредитация  всего института независимого страхового контроля качества медицинской помощи в системе ОМС. Дело в том, что зачастую экспертизу обоснованности и правильности оказания тех или иных «платных» и «бесплатных» услуг осуществляет одно и то же лицо. Ясно, что будучи заинтересованным в получении страховой премии по ДМС, страховщик не будет объективно влиять на качество «бюджетных услуг» в лучшую сторону.

          Таким образом, совмещение в одном лице услуг по обязательному и добровольному  медицинскому страхованию является одной из главных проблем медицинского страхования в целом. А корень этой проблемы – в единстве правового регулирования диаметрально противоположных видов страхования. Необходимо четкое законодательное разграничение ОМС и ДМС, вплоть до принятия отдельного закона «О добровольном медицинском страховании граждан».

          3.3. Противоречиями в действующем  законодательстве, а также тем,  что законотворческий процесс  формируется в пользу наиболее  крупных игроков финансового  рынка, объясняется следующий  парадокс: на некоммерческое, социальное по сути, обязательное медицинское страхование распространяются принципы страховой ответственности, присущие частнопредпринимательской деятельности (Приказ Минфина РФ № 149-Н от 16.12.2005г.). Между тем, исходя из особенностей ОМС (социальная значимость, порядок сбора и определение размера страховых платежей, безрисковый характер страхования), повышенные требования к СМО, занимающимся исключительно ОМС, совершенно не оправданы. Повышение с 01 июля 2007 года требований к уставному капиталу СМО и размещению активов, принимаемых в его покрытие, привело к тому, что процесс устранения с рынка независимых страховщиков, специализирующихся исключительно на ОМС, стал необратимым. Уже давно в 76 субъектах РФ рынок ОМС характеризуется как высококонцентрированный, в трех субъектах – г. Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области – умеренно концентрированный. Страховщиков же, для которых деятельность по ОМС является исключительной – практически не осталось.

          Рынок ОМС в России контролируется незначительным числом крупнейших страховых компаний, хотя их участие в организации социальной защиты подчинено целям продажи иных страховых продуктов и обеспечения финансовой устойчивости своего холдинга за счет бюджетных средств. Сложившаяся монополизация явилась следствием мер исключительно административного характера, а не претензий граждан по поводу качества страхования.  

        

  •     

  • 3.2 Пути  решения основных  проблем в системе  ОМС
    •    Проводимая  в настоящий период времени интенсивная  деятельность Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации по созданию Концепции развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020 года, направлена на решение основных проблем здравоохраненческой отрасли, включая систему обязательного медицинского страхования. Одним из семи направлений Концепции является внесение серьезных изменений в Основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении и, конечно, в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании».

         Перспективы развития ОМС и ДМС планируется  реализовать по нескольким основным направлениям.

         1. Увеличение финансирования отрасли  здравоохранения. 

         В сценарии инновационного развития в  условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение  не только государственных, но и частных  расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы – до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз.

         2. Пересмотр законодательства в  области тарифов отчислений в  социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС.

         3. Формирование новых подходов  для планирующегося значительного  вброса денег в систему ОМС  (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация нацпроектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей – введение накопительных счетов граждан России.

         4. Принятие закона о государственных  гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. При этом, ответственность за финансовое обеспечение финансовых обязательств государства в сфере здравоохранения возлагается на систему ОМС, в которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов.

         Необходимость принятия нового закона диктуется следующими соображениями:

         - государственные гарантии оказания  гражданам страны бесплатной  медицинской помощи должны быть: а) максимально конкретными, б)  ясными для населения, в) финансово  сбалансированными. Для людей  жизненно важно знать, что можно получить на бесплатной основе и за что придется заплатить. Обращаясь в медицинскую организацию, пациент должен иметь ясное представление о мере своих гарантий. И она должна быть единой для всех.

         - среди возможных вариантов реформирования государственных гарантий в настоящее время четко обозначился один главный – конкретизировать гарантии оказания бесплатной медицинской помощи по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания. По каждому заболеванию устанавливается набор услуг и лекарственных средств, предоставление которых гарантируется государством на бесплатной основе. Этот набор определяется на основе федеральных медицинских стандартов, которые конкретизируются медико-экономическими территориальными стандартами, разрабатываемыми и утверждаемыми субъектами РФ и выполняющими функцию минимальных социальных стандартов.

         -  люди должны быть уверены в  том, что эти гарантии будут  реально обеспечены. Нужны новые  механизмы их реализации, в которых  четко определены роли тех,  кто обеспечивает соблюдение гарантий (роль врача, администрации медицинской организации, страховщика, органа управления), простые процедуры рассмотрения жалоб, санкции за нарушения и прочее.

         - ясность государственных гарантий  обеспечивается информированием  пациента о том, что ему положено. Пусть даже не каждый гражданин поймет содержание стандарта во всех деталях, но  наиболее важные для него наборы услуг должны стать абсолютно прозрачными и доступными для пациента. И это вполне реально.

         5. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами.

         Механизмы осуществления этого важного  перспективного направления следующие:

         - увеличение ставки ЕСН в части,  зачисляемой в систему ОМС  с учетом  стоимости «страхового  года»  работающих граждан; 

         - отказ от регрессивной шкалы  налогообложения фонда оплаты  труда (ФОТ) налогоплательщика  и переход к плоской шкале  налогообложения фонда оплаты труда, независимо от размеров оплаты труда;

         - установление четких требований  к размеру и механизмам уплаты  страховых взносов за неработающее  население, вносимых из региональных  бюджетов;

         - установление единого порядка  определения субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета.

         - увеличение доли государственного  финансирования здравоохранения   в ближайшие годы не менее чем в 2,5 раза.

         6. Внедрение единых, наиболее эффективных  способов оплаты медицинской  помощи:

         -отказ от методов сметного финансирования сети медицинских организаций;

         -переход  от метода ретроспективного возмещения  расходов на медицинскую помощи (метод «зарабатывания»), не позволяющего  достаточно четко контролировать  затраты, к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, сориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;

         - в первичной медико-санитарной  помощи – сочетание подушевого  метода финансирования прикрепленного  населения с ориентацией на заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи.

         7. Повышение управляемости отрасли  через систему ОМС.

         В настоящее время обсуждается  вопрос о возврате к практике заключения трехсторонних соглашений между  Минздравсоцразвитием России, ФОМС и  главами администраций субъектов  РФ, что позволит оптимизировать направление  субвенций территориям и возобновит управляемость отрасли через внебюджетную финансовую систему [3].

         8. Осуществление действенного государственного  регулирования платных медицинских  услуг. 

         Государственное регулирование платных услуг  предполагает осуществление следующих  давно назревших действий:

         -четкое  определение перечня медицинских  услуг, превосходящие медицинскую  помощь в рамках  государственных  гарантий, могут быть получены  гражданами на платной основе. Во всех странах с развитым  общественным здравоохранением  население оплачивает часть стоимости медицинской помощи. Доля личных расходов в совокупных расходах на здравоохранение варьируется от 10 до 30% при среднем показателе 24%.  Напомним, что у нас этот показатель приближается к 50% - и это при значительно более низкой зарплате.

         9. Развитие солидарных форм оплаты  медицинских услуг. 

         В рамках нового законодательства по ОМС  планируется предложить населению  более солидарные формы участия  в покрытии расходов на медицинскую  помощь. Это прежде всего форма  страхового взноса гражданина в страховой фонд по дополнительным программам медицинского страхования. В отличие от традиционного коммерческого ДМС, доступного лишь наиболее обеспеченным категориям населения, дополнительные программы реализуются на тех же условиях, как и базовая программа ОМС (общая для всего населения страны), то есть являются максимально солидарными и регулируемыми. Используемые в системе ОМС финансовые механизмы, прежде всего регулируемые цены на медицинские услуги, распространяются и на дополнительные программы, делая их более доступными для населения.

         10. Совершенствование деятельности  СМО в системе ОМС. 

         11. Совершенствование деятельности  медицинских организаций. 

         Согласно  перспективам, в структуре государственных  расходов на медицинскую помощь возрастет  доля амбулаторно-поликлинической помощи с 30% в 2005 г. до 50% в 2020 г.; медицинской помощи в дневных стационарах – с 3 до 8%. Доля стационарной помощи снизиться с 61 до 37%. В составе расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь доля услуг участковой службы повысится с 30 до 65-70% .

         Без крупных дополнительных вливаний в  отрасль практически не удастся  обеспечить приемлемый уровень качества гарантируемой государством медицинской  помощи. Даже если получится с помощью  медико-экономических стандартов внедрить в практику действительно менее затратные и клинически эффективные медицинские технологии, трудно ожидать, что размер экономии превысит 10-20%. Между тем сегодня население, как отмечалось выше, покрывает 40-45% совокупных расходов на медицинскую помощь. А значит, сохранится весьма значительный разрыв между приемлемыми стандартами качества медицинской помощи и реальными возможностями их обеспечить.

         12. Гражданин, как основное заинтересованное  лицо в получении гарантированной  государством бесплатной медицинской помощи достойного качества.

         С точки зрения пациента все эти  изменения важны только тогда, когда  они реально улучшают его положение  в системе ОМС: не нужно платить  за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика  в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи. С точки зрения общества административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функционирования здравоохранения.

         Особенно  важно привлечь население к различным  формам общественного контроля за деятельностью  медицинских учреждений. С этой целью  необходимо начать создание общественных советов в медицинских организациях. Они призваны обеспечить максимальную гласность в отношении показателей деятельности учреждений (в том числе и выбор некоторых показателей), исключить чрезмерную их коммерциализацию, привить прозрачные формы распределения поступлений от платных форм обслуживания.

         Столь же важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении  приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти  и многие другие функции могут  выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации уже давно существуют.

         Необходимо  также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе – по результатам своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

          Заключение

          В заключительной части своей курсовой работы я бы хотел подвести итоги  моего исследования по данному вопросу. В практической части своей работы я попытался дать представление о регистре застрахованного населения на конец 2008 начало 2009 гг., чтобы показать темпы изменения роста застрахованного населения в целом и по областям конкретно.

          В результате проводимой территориальными фондами ОМС планомерной работы по актуализации регистра застрахованного населения число застрахованных граждан приблизилось к численности постоянного населения Российской Федерации. Однако, сохраняющееся на уровне 0,3% превышение численности застрахованных над численностью постоянного населения Российской Федерации в 1 полугодии 2009, свидетельствует о необходимости повышения качества ведения регистра застрахованных граждан и представления корректных данных в формах ведомственного статистического наблюдения.

          Также я показал объем поступлений и расходования денежных средств в СМО на 2009 г, сравнив их с показателями в позапрошлом году. В результате, я отмечаетил увеличение объема поступления и соответственно расходование средств в СМО на обязательное медицинское страхование по оплате территориальной программы ОМС в среднем на 22%. Вместе с тем, в первом полугодии 2009 года суммы размещения временно свободных средств ОМС страховыми медицинскими организациями в банковские депозиты и в высоколиквидные ценные бумаги уменьшились на 38%.

          В конце, я дал данные по деятельности медицинских учреждений в системе ОМС, чтобы показать более конкретные статьи расходования денежный поступлений, а также увидеть качественные изменения в сфере услуг в конкретных учреждениях.

          Показатели  деятельности медицинских учреждений в системе ОМС в 1 полугодии 2009 года отражают тенденции, связанные с реформированием сети лечебно-профилактических учреждений в субъектах Российской Федерации, направленные на оптимизацию затрат при оказании медицинской помощи в системе ОМС.

          Здесь отмечается усиление интенсивности деятельности стационаров круглосуточного пребывания: при снижении числа среднегодовых коек увеличился оборот койки. Продолжается увеличение сети медицинских учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, и медицинскую помощь в условиях дневных стационаров.

          В то же время уровень финансирования медицинской помощи, оказанной по территориальным программам ОМС  в расчете на 1 застрахованного  не достигает нормативов объемов  медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год. 
       
       
       
       
       
       
       

    Информация о работе Добровольное медицинское страхование