Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа
Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Надежность финансовой системы в экономике имеет огромное социально-экономическое значение. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы каждого члена общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.
Ведение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть………………………………………………………….4
1.1. Сущность финансов как специфической экономической категории..4
1.2. Функции финансов………………………………………………………….7
1.3. Сферы и звенья финансовой системы.………………………………….12
2. Практическая часть…………………………………………………………17
Задача 2.1………………………………………………………………………...17
Задача 2.2………………………………………………………………………...18
Задача 2.3………………………………………………………………………...19
Задача 2.4………………………………………………………………………...20
Задача 2.5………………………………………………………………………...21
Задача 2.6………………………………………………………………………...22
Задача 2.7………………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………….27
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и НД. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
¨ общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);
¨ внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);
¨ общественный финансовый контроль;
¨ независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).
Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федераций). Федеральное Собрание образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.
На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.
Задача
контроля за поступлением, целевым
и экономным использованием государственных
средств возложена на органы Федерального
казначейства Минфина РФ. Главной
задачей Казначейства является организация,
осуществление и контроль за исполнением
республиканского бюджета и государственных
внебюджетных фондов. Эффективный контроль
осуществляет и МНС РФ. Главная его задача
– контроль за соблюдением законодательства
о налогах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в бюджеты.
По срокам проведения финансовый контроль делится на:
а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);
б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его задачей является своевременный контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);
в)
последующий (организуется в форме проверок
и ревизий правильности, законности и
целесообразности произведенных финансовых
операций. Основными его задачами являются
выявление недостатков и упущений в использовании
ресурсов; возмещение нанесенного ущерба;
привлечение к административной и материальной
ответственности виновных лиц; принятие
мер по предотвращению в дальнейшем случаев
нарушения финансовой дисциплины).
1.3
Сферы и звенья финансовой системы.
Первая сфера, где необходимы финансы — государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства, называется государственные финансы (Publik Finance). Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства (Corporate Finance). Третья сфера — прочие финансы (в том числе финансы страхования).
Звенья I сферы: 1. Государственный бюджет (в нем концентрируются огромные финансовые ресурсы). 2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций: а) Пенсионный фонд. б) Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.). в) Фонд занятости. г) Фонд обязательного медицинского страхования. Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей. 3. Государственный кредит. Сейчас выделяют из государственных финансов местные финансы. Их можно обозначить как отдельную сферу.
Звенья
II сферы (финансы предприятий): 1) финансы
предприятий, функционирующих на коммерческих
началах; 2) финансы учреждений и
организаций, которые осуществляют
некоммерческую деятельность; 3) финансы
общественных объединений (профсоюзов,
политических партий, общественных фондов);
Страхование — специфическая сфера, которая
имеет свои звенья: 1) Социальное страхование
(все методы); 2) Личное страхование; 3) Имущественное
страхование; 4) Страхование
ответственности;
5) Страхование
Финансовые ресурсы и финансовые фонды. Например, перед директором стоит цель провести капитальный ремонт станка. Для его осуществления нужен денежный фонд, который может быть создан или украден. Если деньги украдены, то это не денежный фонд. Денежные фонды называются финансовыми фондами только тогда, когда они формируются за счет финансовых ресурсов (денежных доходов, поступлений, накоплений, прочих источников, которые находятся в руках предприятия, т.е. в его собственном распоряжении: амортизационные отчисления; прибыль; лишнее имущество.
Финансовые ресурсы — денежные ресурсы у предприятий и государства, которые резервируются для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей. Финансы предприятий, организаций и учреждений (ФПУО) выражают денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для:
-выполнения обязательств перед финансово-банковской сферой;
-финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.
ФПУО как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага. В рамка сферы ФПУО концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.
В состав ФПУО входят:
I.
ФКП (финансы коммерческих
Специфика коммерческого расчета: - субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью; - финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства; - субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств; - в условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.
II. ФНУ (финансы некоммерческих
учреждений). Некоммерческая деятельность
не преследует цель получения
определенных доходов. Но эти
доходы используются на
III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя: а) финансы общественных, в том числе профорганизаций; б) финансы политических и общественных движений; в) финансы специальных целевых фондов; г) финансы благотворительных фондов.
Общественное объединение —
Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных отношений: – денежные отношения между
общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и пр.; – денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в фонды общественных организаций; – денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов; – денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами общественных организаций; – денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно - хозяйственными структурами.
Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2 способа использования финансовых ресурсов: – самоокупаемость; – сметное финансирование.
Финансы
страхования. Страхование – совокупность
особых замкнутых
Страхование — специфическая сфера, которая имеет свои звенья: 1) Социальное страхование (все методы); 2) Личное страхование; 3) Имущественное страхование; 4) Страхование ответственности; 5) Страхование предпринимательских рисков.
III. Государственные финансы —
денежные отношения по поводу
распределения и
Государственные финансы включают в себя:
1) Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.
2) Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.
Источники формирования а) специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей; б) субсидии из бюджета; в) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы г) добровольные взносы и пожертвования.
Внебюджетные
фонды гарантируют целевое
Информация о работе Дискуссионные вопросы теории финансов: сущность, функции и звенья финансов