Динамика и структура доходов федерального бюджета в Р.Ф.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:07, доклад

Описание работы

Анализ динамики показал, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом планируется рост доходов на 558,4 млрд. рублей; в том числе налога на прибыл на 21,2 млрд. рублей; ЕСН на 53,4 млрд. рублей; НДС на 672,6 млрд. рублей; запланировано снижение НДПИ на 99,3 млрд. рублей за анализируемый период; предполагается снижение вывозных таможенных пошлин на 187,7 млрд. рублей; ввозных таможенных пошлин рост составил 83,4 млрд. рублей.

Работа содержит 1 файл

финансы алимпиада.docx

— 21.28 Кб (Скачать)

Таблица 1.1 - Динамика и структура доходов федерального бюджета в Р.Ф.

Показатель                2008                        2009                 Абсолютный прирост в 2009/2008, % 

                               млрд.%                     млрд.%                                млрд. % 

                               руб. доходов                руб. доходов             руб. доходов 

         1                           2             3          4          5                             6 7 

ВСЕГО ДОХОДОВ    6905,6      100         7464     100            558,4 0 

Налог на прибыль 

Организаций               539         7,8         560,2     7,5             21,2       -0,3 

ЕСН                         422,1        6,1         475,5     6,4              53,4 0,3 

НДС                        2346,8        34        3019,4   40,5             672,6 6,5 

Акцизы                        140,1   2         155,8     2,1              15,7 0,1 

НДПИ                          905,4           13,1             806,1    10,8                        -99,3       -2,3 

(налог на добычу  полезных ископаемых) 

Вывозные таможенные пошлины 

                                  1681,8           24,4       1494,1     20                         -187,7 -4,4 

Ввозные таможенные пошлины 

                                   475,7 6,9        559,1     7,5                            83,4   0,6 

Прочие доходы     394,6 5,7       393,7      5,3                            -0,9  -0,4  
 

По данным таблицы 1.1 следует:

Анализ динамики показал, что в 2009 году по сравнению  с 2008 годом планируется рост доходов  на 558,4 млрд. рублей; в том числе  налога на прибыл на 21,2 млрд. рублей; ЕСН  на 53,4 млрд. рублей; НДС на 672,6 млрд. рублей; запланировано снижение НДПИ на 99,3 млрд. рублей за анализируемый период; предполагается снижение вывозных таможенных пошлин на 187,7 млрд. рублей; ввозных таможенных пошлин рост составил 83,4 млрд. рублей.

Предполагается снижение прочих доходов на 0,9 млрд. рублей.

Анализ структуры  по таблице показал, что наибольший удельный вес в структуре доходов  прогнозируется наибольший удельный вес занимают НДС на 2008 год- 34 %; вывозные таможенные пошлины составляют - 24,4 %; налог на прибыль организаций - 7,8 %. Наименьший удельный вес принадлежит акцизам- 2 %./17, с. 5-18/.

Запланирован рост доли НДС на 6,5 в 2009 году по сравнению  с 2008 годом; доля налога на прибыль в  общей сумме доходов выросла  на 0,3 %; ЕСН запланирован рост на 0,3 %; ввозных таможенных пошли на 0,6 %.

Для наглядности  отобразим прогнозный анализ динамики доходов на 2008-2009 годы на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Динамика и структура доходов федерального бюджета в Р.Ф на 2008-2009 годы

Расходы федерального бюджета представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Динамика расходов федерального бюджета Р.Ф  за период с 2006 по 2007 год

Показатель                                       2006г.                   2007г.               Изменение  

                                                                                                                    млрд. руб. % 

Всего                                                     4324,1                   5463,5          1139,4     26,3 

Общегосударственные вопросы (без процентных расходов) 

                                                                   444,3                     664,5            219,9     49,6 

Национальная экономика           346,8                     495,9            149,0     43,0 

Образование                                        208,1                     278,5             70,4     33,8 

Здравоохранение и  спорт            156,2                     206,2             50,0     32,0 

Межбюджетные трансферты, в т.ч. -бюджетам др. уровней

                                                                   1443,7                         1841,9                       398,2      27,6

- государственным  внебюджетным фондам 

                                                                   542,1                            777,2                         235,1            43,4

                                                                   901,6                           1064,7                        163,1           18,1

Культура, кинематография, СМИ      51,2                      65,1              13,9             27,1 

Национальная оборона          659,3                     821,2             161,9      24,6 

Нацбезопасность и правоохранительная деятельность 

                                                                 539,5                     664,8              125,3      23,2 

Охрана окружающей среды            6,4                       7,8                              1,4      21,9 

Социальная политика                        217,3                     210,9               -6,4      -2,9 

ЖКХ                                                      53,5                      49,9               -3,6      -6,8 

Процентные расходы                        197,8                     156,9                40,9     -20,7 

По данным таблицы 1.2 следует, что всего расходы  увеличились на 1139,4 год в 2007 году по сравнению с 2006 годом или на 12,63 %; рост межбюджетных трансфертов  составил - 398,2 тысячи рублей или 27,6 %.

1.2 Проблемы бюджетной  политики

Современной российской бюджетной политике приходится решать ряд важных проблем.

Во-первых, стоит  задача снятия административных ограничений  и запретительного налогообложения  по реализации организациями на внутреннем рынке продукции по цене ниже себестоимости  и имущества, состоящего на балансе, по цене ниже остаточной стоимости.

Во-вторых, предстоит  кардинально изменить существующее положение, при котором в доходную часть федерального бюджета практически  не отчисляются дивиденды, адекватные доле государственного участия в  собственности организаций, а также  арендная плата и доходы от услуг, связанных с выполнением государственных  функций.

В-третьих, с учетом приоритетного финансирования выплаты  заработной платы, денежного довольствия, пенсий, стипендий, других социальных выплат и погашения части задолженности  по ним расходную часть федерального бюджета целесообразно исполнять  с применением механизма целевого финансирования. Важно не допускать  сокращения объемов текущих поступлений  налоговых платежей в денежной форме  в федеральный бюджет.

В-четвертых, Правительство  РФ предполагает изменить объемы и  механизм финансирования аппаратов  государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и использования сэкономленных  сумм для решения функциональных задач фондов.

В-пятых, в целях  рационального управления кассовыми  средствами федерального бюджета, минимизации  остатков на бюджетных счетах важно  централизовать все доходы и средства федерального бюджета на счетах органов  федерального казначейства, переходя постепенно к единому счету федерального казначейства. Это обеспечит строго целевое использование средств  бюджетных фондов.

В-шестых, назрела  ревизия федеральных целевых  программ с целью уточнения и  упорядочения объемов финансирования программ с целью их оптимизации. /11, с. 15-25/.

В-седьмых, важно  обеспечить строгое соблюдение государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, вытеснить  нелегального производителя с алкогольного и табачного рынков.

В-восьмых, необходима единая система мониторинга и  управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Предстоит также разработать  и принять программу погашения  и обслуживания государственного долга  на уровне государства, его субъектов  и органов местного самоуправления с включением в нее нормативов, при несоблюдении которых выпуск долговых обязательств будет автоматически  приостанавливаться.

1.3 Итоги бюджетной  политики в 2000-2009 года

Начиная с 2000 года федеральный  бюджет исполняется с превышением доходов над расходами.

Была ликвидирована  просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные  долги перед гражданами по выплате  заработной платы, пенсий и социальных пособий.

Это способствовало нормализации состояния расчетов в  экономике в целом.

Превышение бюджетных  доходов над расходами и связанное  с этим изменение государственной  долговой политики позволило радикально (с более чем 100 процентов валового внутреннего продукта в 1999 году до 9 процентов валового внутреннего  продукта к концу 2006 года) снизить  масштабы государственного долга и  расходы на его обслуживание.

Восстановлено доверие  к России как к надежному финансовому  партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня. Были отменены "необеспеченные федеральные  мандаты" - расходные обязательства, установленные законодательными актами без определения источников их финансирования, общий объем которых в начале десятилетия более чем в полтора  раза превышал возможности бюджетной  системы страны.

С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации осуществляются по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам.

С этого времени  все федеральные законы о федеральном  бюджете на очередной финансовый год принимались до его начала, что в немалой степени обусловлено  сложившимся конструктивным взаимодействием  между палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Однако следует  отметить, что подготовка нормативных  правовых актов, необходимых для  исполнения федеральных законов  о федеральном бюджете, зачастую недопустимо затягивалась, что усугубляло проблему неравномерности расходования бюджетных средств в течение года.

Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами  кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Это, в частности, увеличило степень сохранности  бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность  предоставления и достоверность  бюджетной отчетности.

Появились возможности  для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.

Внедрена основанная на международных стандартах система  бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной  отчетности. На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации осуществлен переход  к формированию годового бюджета  как составной части 3-летнего  перспективного финансового плана.

Началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, и современных методов финансового менеджмента.

Итогами и задачами бюджетной политики в период 2001 год  служат:

В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» содержались основные ориентиры  бюджетной стратегии, направленной на осуществление глобальной налоговой  реформы, реализацию Программы экономии государственных расходов и оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам страны, оздоровление бюджета  и обеспечение его бездефицитности, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, совершенствование межбюджетных отношений и создание эффективной системы управления государственными финансами.

В рамках этих стратегических целей в Бюджетном послании Президента РФ были намечены первоочередные задачи бюджетной политики на 2001, ее приоритетные направления.

Среди них: принятие налоговых законов, призванных изменить налоговую систему страны, в т.ч. введение единой 13%-ной ставки подоходного  налога; проведение инвентаризации и  оценки эффективности всех бюджетных  расходов и обязательств; сокращение тех государственных обязательств (т.н. «нефинансируемых мандатов»), которые не могут быть профинансированы в 2001; концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней и переход на принципиально иную, чем прежде, систему оказания финансовой помощи регионам; завершение реструктуризации государственного долга; завершение формирования казначейской системы исполнения федерального бюджета и ускорение процесса перевода региональных и местных бюджетов на казначейское их исполнение; обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, переход к управлению государственными активами на новых принципах.

Информация о работе Динамика и структура доходов федерального бюджета в Р.Ф.