Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:18, курсовая работа
Российские корпорации в настоящее время как никогда нуждаются в финансировании. Растущая экономика и все возрастающие рыночные возможности требуют значительных инвестиций как в капитальные вложения, так и в оборотный капитал. Более того, конкуренция на мировых рынках, да и на внутреннем рынке, подразумевает не только высокое качество производимой продукции, но и ускоренный цикл внедрения нововведений и конкурентную себестоимость. Все это означает неминуемо крупные инвестиционные вложения и ускоренный рост производительности.
Учитывая значительный потенциал российского бизнеса и наличие большого количества потенциально конкурентоспособных отечественных корпораций, возникает проблема отсутствия надлежащей инфраструктуры финансового рынка при наличии большого количества потенциально интересных ценных бумаг. Соответственно, выходом из сложившейся ситуации может являться перевод части торгов ценными бумагами на зарубежные, и в первую очередь, европейский и американский рынки.
Возвращаясь к вопросу о недостаточности объективной информации и об отсутствии большого количества каналов ее распространения, следует вспомнить теорию эффективных рынков. По существу большинство инвесторов согласны с утверждением, что рынки развитых стран высокоэффективны, т.е. в них отсутствует возможность извлечения чрезмерных прибылей за счет доступа к определенной информации о рынках и компаниях. Различают три формы эффективных рынков:
Слабая
форма, при которой наличие
Частичная форма эффективности. Данная форма утверждает, что рынки реагируют на новую публично распространяемую информацию мгновенно. К примеру, если выходит информация о том, что цены на нефть вырастут в течение следующего года, то цена акций таких компаний, как Бритиш Петролеум или Эксон Мобил, возрастает практически в течение одного дня, не оставляя инвесторам возможности получить быструю прибыль. В выигрыше остаются только те инвесторы, которые на момент объявления о возможности повышения цен имели на руках акции данных компаний. Другими словами, они были вознаграждены за правильный прогноз и предусмотрительную покупку ценных бумаг.
В случае с данной формой эффективности рынка необходимо выяснить, как быстро российский рынок реагирует на публичную информацию и как такая информация распространяется. В США инвесторы имеют возможность получения бесплатной информации о рынках через Интернет посредством таких служб, как Finance.Yahoo.com, CBS Marketwatch или Multexinvestor.com. Как правило, бесплатная информация распространяется с задержкой в двадцать минут, что, в зависимости от типа инвестора, может играть решающую роль. Поэтому используя такие службы, как Bloomberg или Reuters, инвесторы имеют доступ к самой свежей информации в реальном времени.
Можно с уверенностью утверждать, что Россия пока еще не сумела создать у себя устойчивую форму эффективности распространения информации, что дает возможность определенным группам инвесторов использовать неэффективность информационных каналов в своих интересах. С другой стороны, наличие таких каналов, как РосБизнесКонсалтинг и их новая инициатива РБК ТВ, а также агентств АК&M и Финмаркет, газеты «Ведомости» и издательского агентства «Эксперт», позволяет постепенно решать проблему информационной поддержки финансовых рынков.
Устойчивая форма эффективности рынка. Свидетельствует о том, что даже при наличии закрытой, «инсайдеровской» информации о той или иной компании, профессиональные инвесторы вряд ли имеют возможности ее использования для извлечения прибылей. Законодательные ограничения и контроль за инсайдеровской торговлей должны обеспечить достижение устойчивой формы эффективности рынков. Однако даже наиболее развитые рынки, к которым, например, относится рынок США, не могут полностью защитить инвесторов от действий инсайдеров, что свидетельствует только о теоретической возможности достижения высокоэффективностых рынков.
Таким образом, рассмотрение теорий эффективности рынка (или его неэффективности в российских условиях) свидетельствует о том, что перевод хотя бы части торгов по акциям российских корпораций значительно повышает эффективность рынка в глазах акционеров, что положительно сказывается на снижении рисков вложения в российские компании. Поэтому можно говорить о обоюдовыгодном взаимодействии между иностранными инвесторами и российскими компаниями.
4.
Новые рыночные возможности.
4.1.
Улучшение имиджа российских
компаний. Бесспорно, выход российских
компаний на американские и
европейские рынки чрезвычайно
положительно складывается на
имидже последних. Особенно
Рассмотрение последствий выпуска ДР для российских компаний не может быть полным без анализа негативных сторон данного канала привлечения средств. К ним относятся:
Относительно высокие затраты выхода на зарубежные рынки. К затратам относят как непосредственную стоимость регистрации эмиссии в Комиссии по ценным бумагам и биржам США, так и стоимость перевода бухгалтерии на международные стандарты отчетности (стоимость стандартного набора услуг по двухмесячному обучению сотрудников банка обычно составляет порядка 20 тыс. долларов. При этом расценки могут быть несколько выше: все зависит как от количества работников бухгалтерии, так и от числа структурных подразделений, так или иначе завязанных на документооборот по МСФО). Последнее является наиболее весомым фактором, оказывающим влияние на принятие решения о выпуске ДР. Международные стандарты отчетности представляют собой новую стратегию компании, направленную на открытость финансовой информации и ее аккуратность. В реальности решение Минфина РФ перевести внутренние требования по бухгалтерской отчетности на мировые стандарты позволит многим компаниям использовать данный механизм для вывода своих акций на международные рынки.
Большая открытость корпорации. Данный вопрос является стратегическим для владельцев и менеджмента компании. Готовы ли они к такой ответственности и как они собираются поддерживать финансовую и операционную открытость своих корпораций в будущем? Настоящий вопрос является крайне важным и требует четкого решения. Если компания не готова, то выпуск ДР не принесет всех тех преимуществ, о которых говорилось выше.
Выше были рассмотрены преимущества выпуска депозитарных расписок для корпораций-эмитентов. Необходимо также коснуться вопроса о том, чем расписки могут быть привлекательны для иностранных инвесторов.
4.2.
Новые возможности
5. Диверсификация портфеля инвестиций и снижение его риска. Основная цель диверсификации инвестиций, в том числе и диверсификации на зарубежные рынки, заключается в низкой корреляции доходности между различными странами. Если инвестор вкладывает средства исключительно в США, то он подвержен риску ухудшения общеэкономической ситуации в стране. Например, в настоящий момент доходность на американском рынке отрицательная, при этом общий пессимизм передается практически на все американские компании без исключения. Даже если инвестор инвестирует в устойчивую даже в период кризиса компанию, риск того, что она может потерять в цене, — существенный. Для того чтобы избежать такой ситуации, следует диверсифицировать свой инвестиционный портфель и вкладывать средства в зарубежные рынки, которые не всегда следуют влиянию американского рынка. К примеру, с начала 2002 г. американский рынок потерял около 20%, тогда как финансовый оборот российского рынка увеличился в два раза. Если инвестор инвестирует часть своего капитала за рубеж, это позволит ему хотя бы частично избежать проблем внутреннего рынка. При этом, как уже говорилось ранее, депозитарные расписки являются наиболее практичным способом инвестирования в зарубежные компании.
Итак, выше рассмотрены основы выпуска и использования депозитарных расписок для достижения максимального эффекта от взаимодействия эффективных корпораций по всему миру и наиболее эффективных финансовых рынков, на которые данные корпорации могут выходить через участие в ДР — программах. Теперь следует рассмотреть деятельность корпораций и их ДР на микроэкономическом уровне. В качестве примера выбраны ДР российской компании Мобильные Телесистемы (далее МТС), на основе показателей которой сделана попытка сформулировать общие выводы об оценке российских выпусков расписок.
Таблица
4 представляет собой выборку некоторых
наиболее важных финансовых коэффициентов
МТС и их сравнение с усредненными
показателями американской телекоммуникационной
индустрии и американского
Таблица 4
|
Следовательно, МТС превышает практически все финансовые показатели как аналогичных телекоммуникационных фирм, так и в целом американского рынка. Наиболее важным показателем является рентабельность собственного капитала, которая представляет собой доходность на капитал, вложенный акционерами компании. Чем выше данный показатель, тем компания более привлекательна для инвесторов. Рентабельность капитала МТС значительно превышает средние американские показатели и значительно выше аналогичного показателя телекоммуникационной отрасли.
Помимо рентабельности следует обратить внимание на такие коэффициенты, как прибыльность и финансовый левередж (Долг/Собственный капитал).
Прибыльность телекоммуникационных компаний США отрицательна и связана во многом с непомерно высокими операционными затратами, существенной долей капитальных активов на балансе и непомерными долговыми обязательствами. МТС, напротив, показывает впечатляющие результаты в плане прибыльности своих операций при практическом отсутствии долга на своем балансе.
При всех позитивных результатах своей деятельности у МТС коэффициент Цена/Прибыль занижен по сравнению с американскими компаниями. Данный факт означает, что американские инвесторы готовы платить меньше за денежные потоки, производимые российской компанией, нежели за потоки аналогичных американских корпораций. Учитывая данный факт, хотелось бы вкратце остановиться на процессе ценообразования акций корпораций, анализ которого позволит выявить те факторы, которые негативно влияют на стоимость российских акций на американских и иных зарубежных рынках.
Как известно, доходность любой акции складывается следующим образом:
Д = БР + РП, где
Д – доходность на обыкновенную акцию;
БР – доходность на безрисковый инструмент, например, на облигации казначейства США. Предполагается, что риск дефолта американского казначейства по своим обязательствам минимальный;
РП – премия (надбавка) за риск. Инвестируя в акции частных корпораций, инвестор подвергает себя определенному риску потери своих вложений.
Если доходность по безрисковому инструменту у всех инвесторов одинакова, то любая разница в оценке стоимости компании зависит от той премии за риск, которую инвесторы требуют от компании. Данная премия делится на следующие компоненты: бизнес-риск, финансовый риск, риск ликвидности акции, политический, или страновой риск и валютный риск. Рассмотрим данные компоненты подробнее.
Информация о работе Депозитарные расписки как способ привлечения инвестиций в российские корпорации