Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:23, курс лекций
Курс лекций по дисциплине "Деньги, кредит, банки".
Лекция 4. Денежная база и денежный мультипликатор
Показатели, характеризующие эмиссию в РФ.
Денежная база – совокупность всех банковских резервов в банковской системе = сумма наличных денег
Центральный Банк |
Характеристика резервов банковской системы | ||
Остатки на корреспондентских счетах Депозиты кредитных организаций ФОР (Фонд Обязательных Резервов) – остатки на ФОР Наличные денги в обращени |
Свободные резервы (избыт) Свободные (избыт) Блокированные резервы Потенциальные резервы |
Показатели ДБ:
- широкая ДБ включает
все деньги коммерческих
- узкая ДБ включает
выпущенные банком России
ДБ не является денежным агрегатом, а составляет остову для формирования денежных агрегатов посредством мультипликации.
В мультипликации непосредственно участвуют не вся денежная база, а её часть, состоящая из остатков на корреспондентских счетах и депозитов кредитных организаций.
Денежный мультипликатор на макроуровне показывает связь денежной массы с денежной базой, т.е. как изменится денежная масса при изменении денежной базы на единицу и отражает интенсивность расширения денежной массы в процессе использования свободных резервов для кредитных операций.
Законы денежного обращения.
Эмпирические законы денежного обращения:
1. Закон естественного отбора денег (Закон Коперника - Грэшенна) – «худшие» деньги вытесняются из обращения «лучшими».
Критерии сравнения денег:
- имеющие внутреннюю стоимость
- обладающие наибольшей стабильностью
- обладающие большей ликвидностью
- выполняющие максимальное количество функций
- позволяют использовать деньги для извлечения прибыли
Монетарное правило
(Закон) – темп постоянного
ожидаемого прироста масса
Индекс Ласпереса – используется для расчёта индекса потребительских цен и основан на использовании базового объёма предложения.
Индекс Фишера –
2. Количественные законы
денежного обращения признают
зависимость потребности в
Основной принцип стабильного
денежного обращения - ограничение
денежной массы потребностями
Факторы спроса на деньги:
- Объем номинального ВВП
- Уровень цен (Цены растут, спрос на деньги растёт)
- Скорость оборота денежной массы
- Стоимость альтернативного использования
- Уровень развития кредита
Предложение денег определяется Центр Банком
Количественная теория денег – устанавливает взаимосвязь м/у
Кейнсианская теория – т.к. рыночная экономика не может автоматически стремиться к состоянию равновесия, то требуется вмешательство государства по её регулированию в том числе путём активной кредитно-денежной политики, при этом в условиях спада и депрессии гос-во должно увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать рост занятости, а в условиях инфляции уменьшать.
Монетарная теория – деньги играют огромную роль в обеспечении равновесия, и есть тесная связь м/у изменением денежной массы и изменением всех показателей экономической активности, регулирую денежное предложение гос-во может влиять на уровень инфляции.
Марксистская теория – определяющая количество денег для обращения и для платежей.
Уважаемый Владимир Владимирович, пишут Вам студентки 3 курса Института Экономики (направление Финансы и Кредит) Северного Арктического Федерального Университета (г. Архангельск).
Мы хотели спросить на счёт поощрений для студентов, обучающихся на договорной основе (перевод на «бюджет»). Сейчас довольно сложно перевестись на место финансируемое из федерального бюджета (надо отучиться практически на «отлично» 4 семестра, и то маловероятно, что будешь переведён, т.к. необходимо свободное место на «бюджете»), но при поступлении в 2009 г. нас информировали о том, что условия перевода более мягкие (2 семестра на «хорошо» и «отлично»). Причём в бывшем Поморском Государственном Университете им.Ломоносова (в данный момент входящем в состав САФУ) , да и в на некоторых факультетах бывшего Архангельского Государственного Технического Университета для перевода на место финансируемое из государственного бюджета необходимо было сдать одну – две сессии на «хорошо» и «отлично», и перевод был практически гарантирован. В нашем потоке изначально обучалось более 90 человек и всего 5 из них на бюджете. Сейчас для студентов обучающихся за счёт гос. бюджета имеется большое количество различных льгот,: стипендии, почти бесплатный летний отдых и т.д. В то время как для «договорников» нет ничего. Ведь то, что мы обучаемся на договорной основе, не значит, что мы сами или наши родители «миллионеры». Для тех немногих, кто старается и учится на «хорошо» и «отлично» можно сделать какие-нибудь поощрения для дальнейшего стимула к учёбе.
Так же, недавно у нас (и не только у нас) повысили плату за обучение, раньше она составляла 55 000 рублей в год, а сейчас 58 800 р. Причём 20 июня вышел приказ ректора о том, что плата будет составлять именно 55 т.р., и 31 августа мы платили за обучение 27 500 рублей (за один семестр). А пару дней назад нас проинформировали о повышении, и вывесили приказ от, если я не ошибаюсь, толи 13, толи 17 июля, где была прописана новый размер платы за обучение в этом году. Но ведь, согласно п.6 ст.64 Закона о высшем образовании «размер платы за весь срок обучения или за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается в договоре, заключаемом между высшим учебным заведением и лицом, которое будет обучаться, либо юридическим лицом, которое будет оплачивать обучение или предоставление дополнительных образовательных услуг, и не может изменяться в течение всего срока обучения».
То есть высшие учебные заведения не имеют права изменять стоимость обучения, первоначально указанную в договоре. Нам посоветовали (юрист) не обращаться с этим вопросом напрямую к руководству университета, т.к. неизвестно: дадут ли нам тогда спокойно доучиться.
Насколько нам известно, в двадцатых числах сентября Вы будете в Архангельске, и возможно, посетите САФУ, поэтому мы решили написать Вам.
Мы надеемся, что Вы не проигнорируете такие важные для нас вопросы. Заранее большое спасибо.
Оглавление
01.09.2011 1
Лекция 1. Сущность и функции денег 1
06.09.2011 Практика1. Денежная масса 2