Денежный оборот организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Денежный оборот – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Экономическая природа денег предполагает непрерывность их обращения. В силу этого временно свободные денежные средства должны аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и превращаться в инвестиции. Кредитно-денежная система опосредует весь механизм общественного воспроизводства и является мощным фактором концентрации производства и капитала, способствующих быстрой мобилизации свободных денежных ресурсов и использованию их в экономике страны.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и структура денежного оборота.
1.1 Понятие денежного оборота, формы, структура……………………………
1.2 Безналичный денежный оборот предприятий, его структура и эффективность…………………………………………………………………….
1.3 Правила и порядок расчетов наличными денежными средствами………..
1.4 Контроль за денежными оборотами. Планирование денежных потоков……….
Глава 2. Оперативное планирование (бюджетирование) денежных средств организации.
2.1 Понятие сущности и особенности бюджетирования на предприятии…….
2.2 Методика организации бюджетирования на предприятии……………..
2.3 Контроль исполнения бюджета………………………………………….
Глава 3. Понятие и структура денежного оборота.

Работа содержит 1 файл

денежный оборот(курсовая) .doc

— 192.50 Кб (Скачать)

   Следовательно, можно сделать вывод о том, что между налично-денежным и  безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной  сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.

   Таким образом, наличное и безналичное  обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют  единые деньги одного наименования.

   1.3 Правила и порядок расчетов наличными денежными средствами.

   Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем – предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

   Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как  правило, в безналичном порядке  через банки или применяют  другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

   Согласно  письма ЦБ № 1050 от 14.11.2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в российской федерации между юридическими лицами» в Российской Федерации установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу: между юридическими лицами - в сумме 60 тысяч рублей. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

   Прием наличных денег предприятиями при  осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

   Кассовые  операции оформляются типовыми межведомственными  формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

   Прием наличных денег кассами предприятий  производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером  или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

   О приеме денег выдается квитанция  к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или  лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира  или оттиском кассового аппарата.

   Выдача  наличных денег из касс предприятий  производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным  другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. 
Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

   Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

   1.4 Контроль за денежными оборотами. Планирование денежных потоков.

   Управление  денежными потоками является одним  из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:

   - рутинность денежные средства используются для выполнения текущих операций, поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

   - предосторожность - деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;

   - спекулятивность - денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.

   Вместе  с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.

   Цель  управления денежными средствами состоит в том, чтобы инвестировать избыток денежных доходов для получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по платежам и одновременного страхования на случай непредвиденных ситуаций. Чем более предсказуемы денежные потоки фирмы, тем меньше потребность в страховании. Управление денежными средствами начинается с момента выписки покупателем (дебитором) чека на оплату продукции и заканчивается выплатами кредиторам, персоналу, бюджетам и др. лицам. При этом управление денежными средствами тесно связано с управлением кредиторской задолженностью, ибо менеджеры фирмы регулируют сроки ее оплаты. 
 
 

     Глава 2. Оперативное планирование (бюджетирование) денежных средств  организации.

2.1 Понятие сущности и особенности бюджетирования на предприятии.

   Планирование  является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

   В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом «бюджет». Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые  свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

   Система бюджетов позволяет руководителю заранее  оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и  избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием «разработка бюджетов» на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование».

   Составление бюджетов преследует следующие цели [10, с. 34]:

   Разработка  концепции ведения бизнеса:

   Планирование  финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

   Оптимизация затрат и прибыли предприятия;

   Координация - согласование деятельности различных  подразделений предприятия;

   Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей  разных уровней;

   Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

   Контроль  и оценка эффективности работы руководителей  на местах путем сравнения фактических  затрат с нормативом;

   Выявление потребностей в денежных ресурсах и  оптимизация финансовых потоков.

   Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.

   Бюджетирование - создание технологии планирования, учета  и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования [1, с. 58]:

   Бюджет  как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при  разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.

   Бюджет  как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете  планов необходимо регистрировать фактические  результаты деятельности компании. Сравнивая  фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.

   Бюджет  как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных  показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.

   Бюджет  как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

   Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают две схемы составления бюджетов [4, с. 75]:

   По  методу «сверху вниз» руководство  компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.

   Метод «снизу вверх» подразумевает составление  бюджетов на уровне подразделений, вынесение  их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.

   Для того, чтобы составление бюджета  принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.

   План  должен быть основан на целях, которые  необходимо достигнуть в планируемом  периоде, другими словами тактический  план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.

   Чтобы тактический план выполнял возложенные  на него функции, он должен удовлетворять  следующим требованиям [2, с. 231]:

   1. Гибкость плана (бюджеты, механизм  корректировок).

   2. Полнота планирования (сценарии)

   3. Поддержка со стороны высшего руководства

   4. Комплексность планирования (подшивки  бюджетов)

   5. Ответственность за разработку  и выполнение планов 

   6. Приоритет текущих решений перед  планом (анализ План-Факт)

   7. Точность, ясность, лаконичность  формулировки плана

   8. Участие исполнителей в разработке  плана (несколько пользователей,  разграничение прав).

   Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные  особенности [17, с. 97].

   Достоинства бюджетирования:

   Оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;

   Позволяет координировать работу предприятия  в целом;

   Анализ  бюджетов позволяет своевременно вносить  корректирующие изменения;

   Позволяет учиться на опыте составления  бюджетов прошлых периодов;

   Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

   Способствует  процессам коммуникаций;

Информация о работе Денежный оборот организации