Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 22:34, курсовая работа
Денежный оборот – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Экономическая природа денег предполагает непрерывность их обращения. В силу этого временно свободные денежные средства должны аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и превращаться в инвестиции. Кредитно-денежная система опосредует весь механизм общественного воспроизводства и является мощным фактором концентрации производства и капитала, способствующих быстрой мобилизации свободных денежных ресурсов и использованию их в экономике страны.
Введение
Глава 1. Понятие и структура денежного оборота.
1.1 Понятие денежного оборота, формы, структура……………………………
1.2 Безналичный денежный оборот предприятий, его структура и эффективность…………………………………………………………………….
1.3 Правила и порядок расчетов наличными денежными средствами………..
1.4 Контроль за денежными оборотами. Планирование денежных потоков……….
Глава 2. Оперативное планирование (бюджетирование) денежных средств организации.
2.1 Понятие сущности и особенности бюджетирования на предприятии…….
2.2 Методика организации бюджетирования на предприятии……………..
2.3 Контроль исполнения бюджета………………………………………….
Глава 3. Понятие и структура денежного оборота.
Следовательно,
можно сделать вывод о том,
что между налично-денежным и
безналичным обращением существуют
взаимосвязь и
Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
1.3 Правила и порядок расчетов наличными денежными средствами.
Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем – предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).
Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно письма ЦБ № 1050 от 14.11.2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в российской федерации между юридическими лицами» в Российской Федерации установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу: между юридическими лицами - в сумме 60 тысяч рублей. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Кассовые
операции оформляются типовыми межведомственными
формами первичной учетной
Прием
наличных денег кассами предприятий
производится по приходным кассовым
ордерам, подписанным главным
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Выдача
наличных денег из касс предприятий
производится по расходным кассовым
ордерам или надлежаще
Расписка в получении денег может быть
сделана получателем только собственноручно
чернилами или шариковой ручкой с указанием
полученной суммы: рублей - прописью, копеек
- цифрами. При получении денег по платежной
(расчетно-платежной) ведомости сумма
прописью не указывается.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
1.4 Контроль за денежными оборотами. Планирование денежных потоков.
Управление
денежными потоками является одним
из важнейших направлений
- рутинность денежные средства используются для выполнения текущих операций, поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;
- предосторожность - деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;
- спекулятивность - денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.
Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.
Цель
управления денежными средствами состоит
в том, чтобы инвестировать избыток денежных
доходов для получения прибыли, но одновременно
иметь их необходимую величину для выполнения
обязательств по платежам и одновременного
страхования на случай непредвиденных
ситуаций. Чем более предсказуемы денежные
потоки фирмы, тем меньше потребность
в страховании. Управление денежными средствами
начинается с момента выписки покупателем
(дебитором) чека на оплату продукции и
заканчивается выплатами кредиторам,
персоналу, бюджетам и др. лицам. При этом
управление денежными средствами тесно
связано с управлением кредиторской задолженностью,
ибо менеджеры фирмы регулируют сроки
ее оплаты.
Глава 2. Оперативное планирование (бюджетирование) денежных средств организации.
2.1 Понятие сущности и особенности бюджетирования на предприятии.
Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.
В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом «бюджет». Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.
Система
бюджетов позволяет руководителю заранее
оценить эффективность
Составление бюджетов преследует следующие цели [10, с. 34]:
Разработка концепции ведения бизнеса:
Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.
Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования [1, с. 58]:
Бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.
Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.
Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.
Бюджет
как основа для постановки задачи.
Разрабатывая бюджет на следующий период,
необходимо принимать решения
Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают две схемы составления бюджетов [4, с. 75]:
По методу «сверху вниз» руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.
Метод «снизу вверх» подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.
Для того, чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и вырабатывать соответствующие решения.
План должен быть основан на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.
Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям [2, с. 231]:
1.
Гибкость плана (бюджеты,
2. Полнота планирования (сценарии)
3. Поддержка со стороны высшего руководства
4. Комплексность планирования (подшивки бюджетов)
5. Ответственность за разработку и выполнение планов
6.
Приоритет текущих решений
7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана
8.
Участие исполнителей в
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные особенности [17, с. 97].
Достоинства бюджетирования:
Оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;
Позволяет координировать работу предприятия в целом;
Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
Способствует процессам коммуникаций;