Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:09, курсовая работа
Вообще методы проведения денежных реформ не приносят большей части населения страны никакого улучшения. Например, от нуллификации денег или обмена их на новые по низкому курсу страдают денежные сбережения большей части населения, буржуазия заранее превращает свои накопления в материальные ценности. Девальвация является замаскированным методом снижения жизненного уровня населения, так как вызывает дополнительный рост цен на импортные товары. Ревальвация валюты увеличивает безработицу в отраслях экономики, не выдерживающих конкуренции с более дешевыми импортными товарами. В условиях кризиса денежные реформы часто не приводят даже к относительной стабилизации денежного обращения: они лишь промежуточный этап в развитии инфляционного процесса.
Введение …………………………………………………………………..…….3
1. История появления денег в России ………………………..……….....…5
2. Денежные реформы в России первой половины XX века …..………...18
3. Денежные реформы конца XX – начала XXI века .................................31
Заключение ………………………………………………………………….…35
Список литературы ………………………………………………….…….…..36
7
августа 1932 года был принят
самый жестокий закон того
времени: «Об охране имущества
государственных предприятий,
После
Второй мировой войны период с
конца 40-х-начала 50-х гг. ознаменовался
новым циклическим проявлением тенденции
рыночного развития в СССР с последующими
серьезными изменениями в политической
системе, созданной Сталиным. Стартовым
этапом этой волны в экономике можно считать
проведение денежной реформы в декабре
1947 г. Денежная реформа и одновременная
отмена карточной системы проводились
с учетом опыта реформы 1922-1924 гг. Тщательная
подготовка к ней началась уже в 1943 г.,
когда Сталин поставил эту задачу перед
тогдашним министром финансов. Денежная
реформа строилась на следующих основаниях:
старые неполноценные деньги, находившиеся
в обращении, обменивались на новые полноценные
образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся
у населения, государственных, кооперативных
и общественных предприятий, организаций
и учреждений, колхозов обменивались из
расчета 10 р. старых денег на 1 р. новых.
Разменная монета обмену не подлежала
и оставалась в обращении по номиналу.
В сберегательных кассах была произведена
переоценка вкладов и текущих счетов населения
на день выпуска новых денег по такому
принципу: вклады в размере до 3 тыс. р.
оставались без изменения в номинальной
сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль;
по вкладам, превышавшим указанную сумму,
во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.;
следующая сумма, не превышающая 10 тыс.
р., определялась из расчета за 3 р. старых
денег— 2 р. новых, а остальная сумма вклада,
превышающая 10 тыс. р., была переоценена
в соотношении 2 р. старых денег на 1 р. новых.
Переоценивались и денежные средства,
находившиеся на расчетных и текущих счетах
кооперативных предприятий и организаций,
колхозов. Их средства определялись из
расчета: за 5 р. старых денег — 4р. новых.
Выделим несколько существенных особенностей денежной реформы 1947 г. Во-первых, она отменила параллельное существование двух систем цен: твердых, гарантированных государством и реализуемых по карточкам, и рыночных, зависящих от соотношений спроса и предложения.
Во-вторых,
денежная реформа по характеру проведения
была нацелена на защиту экономических
интересов низко-доходной части
населения, нанося одновременно удар по
спекулянтам и «теневой экономике».
Отметим и такую любопытную деталь.
То, что от ее проведения в наибольшем
выигрыше оказались держатели вкладов
в государственные
Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежную сбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Периодом внедрения различных хозяйственных нововведений, в содержании которых нарастала рыночная ориентация, стали 50 - 60-е гг. Выделим в их проведении несколько этапов и характерных черт.
Начальная
попытка реформирования была связана
с ослаблением
Серьезная
попытка изменения механизма
управления произошла в 1957 г. уже
при Н. С. Хрущеве, и она связана
с переходом от отраслевого к
территориальному принципу управления
народным хозяйством. В этом году были
ликвидированы все общесоюзные,
союзно-республиканские и
Экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалось достаточно напряженным. Стала более заметной инфляция. Первым шагом к решению проблемы в этом направлении была денежная реформа. С 1 января 1961 года в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег производился в пропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Следующим шагом можно считать решение правительства о всеобщем снижении тарифных расценок в промышленности примерно на 30 %. Эти решения вызвали недовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске, где власти вывели против рабочих танки и применили оружие. Десятки человек погибли, 9 человек были приговорены к смертной казни, множество людей приговорены к различным срокам заключения. Уместно отметить, что это событие в Новочеркасске всячески замалчивалось, и подробности расстрела были опубликованы в газетах уже в конце 80-х годов.
Наконец,
в 1964-1965 гг. началась хозяйственная
реформа в СССР, главным вдохновителем
которой был А. Н. Косыгин и
которая должна была обеспечить существенный
сдвиг экономической системы
в переходе к рыночному механизму
хозяйствования за счет расширения хозяйственной
самостоятельности и
От
попыток реформ к кризису командно-
После
смещения Хрущева во главе страны
оказался Брежнев. В сфере экономики
ощущалась необходимость
В
сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было
принято постановление «Об
Предполагалось
улучшить систему оплаты труда, увязать
ее не только с централизованным повышением
тарифных ставок, но и с материальным
стимулированием работников за счет
использования части доходов
предприятия, увязать оплату труда
с общими итогами работы. На предприятиях
за счет прибыли разрешалось создавать
фонды экономического стимулирования:
материального поощрения, социально-культурных
мероприятий и жилищного
Это
означало, что предприятиям предоставлялась
оперативно-хозяйственная
Восьмая пятилетка, совпавшая по времени
с проведением реформы, оказалась по ряду
важнейших экономический показателей
выполненной. Но уже в ходе её осуществления
начались корректировки, исправления,
дополнения, в результате которых к началу
70-х её сущность оказалась искажена настолько,
что она фактически перестала действовать.
От
предприятий постоянно
В результате реформ 50-60 гг. удалось поддерживать достаточно высокий динамический потенциал советской экономики. При этом улучшились показатели эффективности производства, быстро возрастал производственный потенциал.
Еще
одним важным позитивным результатом
экономического развития рассматриваемого
периода стало обеспечение
Вместе
с тем экономическое
Денежные реформы конца XX – начала XXI вв
Экономическое развитие Советского Союза в середине 60-х - начале 80-х гг.
В
1967 г. было реализовано такое
Однако надежды, возлагавшиеся на быстрое
улучшение положения дел в экономике,
не сбывались. Хозяйственная реформа не
получила своего дальнейшего логического
развития, не реализовались ее основные
принципы.
Прежде всего не удалось установить отношений
взаимной ответственности между органами,
принимающими и выполняющими решения.
Становилось
ясно: для того, чтобы двинуться
вперед, необходимо демонтировать отжившую
свой век малоэффективную
К началу 70-х гг. в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г., но уже было ясно, что она постепенно сворачивается.
Робкой
попыткой улучшить дела в экономике
была реформа 1979 г.
Декларировалось стремление покончить
с “валом” введением такого показателя,
как нормативно-чистая продукция. Этот
показатель не учитывал бы якобы стоимость
сырья, материалов, комплектующих изделий,
а лишь фиксировал вновь созданную стоимость.
По идее это могло бы стимулировать рост
технического уровня продукции, ее качества,
ликвидировало бы ее деление на выгодную
и невыгодную. Все это шло в русле модернизации
административно-командной.
Хозяйственно-политические решения конца 70-х гг. как никогда страдали внутренней несогласованностью. Механизм этот был настолько мощным, что в 1979-1982 гг. по сравнению с показателями 1978 г. объем произведенной продукции в стране оказался уже абсолютно ниже примерно по 40% всех ее видов. Становилось очевидным: экономика пришла к критическому положению, нарастала разбалансированность.
Страна
вплотную подходила к кризису
всей социально-экономической
Больную
экономику “заботливые” руководители
старались поднять на ноги морализаторством,
сводившимся к
Весьма
сильным было стремление к предотвращению
сползания к кризису, к стабильности,
достижение которой виделось, однако,
не на путях постепенного обновления
основ политической и экономической
жизни, а через решительное
Кризис и денежные реформы страны в 91-98 гг.
В
1991-1993 годах в связи с политическими
и инфляционными процессами и
распадом СССР были сначала заменены
50 и 100-рублевые купюры банковских билетов
СССР. Официально необходимость этой
реформы объяснялась