Денежные реформы в России и СССР в ХХ и ХХI веке

Автор: l**************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Денежная реформа — это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения страны.
Вначале ХХ века,после прихода к власти большевиков, почти все из которых были малограмотны по части управления страной, Россия погрузилась в хаос. Как уже говорилось ранее, своими опрометчивыми действиями они разрушили до этого успешно действующую денежную систему во многом благодаря неоправданной эмиссии.

Содержание

1.Денежные реформы в России и СССР в ХХ и ХХI веке….3
2.Характеристика модели Альтмана для оценки финансового положения предприятия………………………....7
3.Методика предварительного контроля кредитоспособности потенциального заёмщика………….9
4.Финансовое обеспечение инвестиционных и научно-технических процессов………………………………………………….11
5.Задача №12…………………………………………………………………..13
6.Задача№5……………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 37.50 Кб (Скачать)

                                       фгоу впо

российский  государственный аграрный

 заочный университет 

Экономический факультет 
 

Специальность   экономика и управление 

Курс №2

Шифр№1474 
 

Контрольная работа по дисциплине:

Финансы и кредит 

студент     Жеков Сергей Сергеевич

Содержание:

1.Денежные  реформы в России  и СССР в ХХ  и ХХI веке….3

2.Характеристика  модели Альтмана для оценки финансового положения предприятия………………………....7

3.Методика  предварительного  контроля кредитоспособности  потенциального заёмщика………….9

4.Финансовое  обеспечение инвестиционных  и научно-технических  процессов………………………………………………….11

5.Задача  №12…………………………………………………………………..13

6.Задача№5……………………………………………………………………..13

Список  литературы………………………………………………………..14

 
 
 
 
 
 
 
 

Денежные  реформы в России и СССР в ХХ и  ХХI веке. 

     Денежная  реформа — это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения страны.

Вначале ХХ века,после прихода к власти большевиков, почти все из которых были малограмотны по части управления страной, Россия погрузилась в хаос. Как уже говорилось ранее, своими опрометчивыми действиями они разрушили до этого успешно действующую денежную систему во многом благодаря неоправданной эмиссии.

В целях  стабилизации ситуации начали разрабатываться  различные подходы к проведению денежной реформы. Предполагалось провести обмен старых рублей на новые в  соотношении 1:1. Кроме того, проект реформы  носил классовый характер, обмену подлежала только определенная сумма. Однако в 1918 г. денежная реформа так и не была реализована.

Начавшаяся  гражданская война сопровождалась резким увеличением расходов на оборону. Единственным источником финансирования этих расходов являлась инфляционная эмиссия денег. Уже к 1 августа 1918 г. Народным банком было выпущено в  обращение 22,7 млрд. рублей, что вместе с числившимися на балансе бывшего  Госбанка на 23 октября 1917 г. 18,9 млрд. рублей составило около 41,6 млрд. рублей, из них 21,5 млрд. рублей превышали разрешенное  эмиссионное право. К 1 января 1919 г. в  обращение было выпущено еще 33,5 млрд. рублей. В результате в 1918 г. рост денежной массы составил 6,8%, в 1919 г. — 11,4%, в 1920 г. — 14,7%. В дальнейшем в обращение  были выпущены денежные знаки и кредитные  билеты РСФСР образца 1920 г. и 1921 г. без  каких-либо ограничений.

Стремление  избежать потерь, вызванных обесценением бумажных денег, привело к развитию натурального (безденежного) обмена продуктами на рынке. Натуральный продуктообмен  стал господствующим и в масштабах  всего государства. С введением  политики военного коммунизма в октябре 1920 г. были отменены квартирная плата, плата за коммунальные и почтовые услуги, плата государственных предприятий  и населения за топливо. Провал военного коммунизма и введение новой экономической  политики потребовали от советского руководства пересмотра роли денег  в функционировании экономики. С  целью стабилизации финансового  положения в стране были проведены  две деноминации денег. В результате первой деноминации (декрет СНК от 3 ноября 1921 г.) в обращение были выпущены денежные знаки образца 1922 г., один рубль  которых приравнивался к 10 000 рублей денежных знаков всех прежних образцов. Вторая деноминация была осуществлена в следующем 1923 г., когда выпускаемые  в обращение денежные знаки образца 1923 г. достоинством в 1 рубль приравнивались к 100 рублям образца 1922 г. или к 1 млн рублей денежных знаков, выпущенных ранее.

В 1922 г. начала проводиться денежная реформа, в ходе которой Госбанку было предоставлено право выпуска в обращение банковских билетов — червонцев. На основании декрета СНК от 26 октября 1922 г. началась чеканка золотой монеты — червонца, содержащего 1 золотник (78,24 доли чистого золота) — 7,74234 г. Выпуск червонцев осуществлялся на кредитной основе в порядке предоставления клиентам краткосрочных ссуд и не был связан с покрытием бюджетного дефицита. Сумма выпускаемых червонцев ограничивалась потребностями товарооборота, что обеспечивало их устойчивость.

     В 1924 г. в обращение были выпущены государственные  казначейские билеты, а также разменная  серебряная и медная монета. Между  казначейскими билетами и червонцами устанавливалось твердое соотношение: один червонец приравнивался к 10 рублям в казначейских билетах. Казначейские билеты выпускались в обращение  через Госбанк в процессе кредитования народного хозяйства. Они носили кредитный характер и эмитировались  в пределах потребностей народного  хозяйства.

     Декретом  ЦИК и СНК СССР от 14 февраля 1924 г. был прекращен выпуск обесценивающихся денежных знаков (совзнаков), они изымались  из обращения путем обмена на твердую  валюту по соотношению: 50 тыс. рублей денежных знаков образца 1923 г. за 1 рубль в  новой твердой валюте.

С 1931 г. правительство  постановлением СНК СССР от 2 января обязало государственные предприятия  и организации представлять в  соответствующие учреждения банка  кассовые планы наряду с квартальными финансовыми и кредитными планами. Этот жесткий контроль стабилизировал денежное обращение в стране и, поэтому  дальнейшие изменения в этой сфере  связаны с событиями 1941—1945 гг.

     Денежная  реформа 1947 года.Была проведена с 16 по 22 декабря 1947 г. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны резко возросли военные расходы, тогда как производство потребительских товаров сократилось, уменьшился рыночный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег.

     В сентябре 1946 г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к  денежной реформе, заключавшееся в  сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения  вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало и  среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы. Благоприятное развитие промышленности и сельского хозяйства (в 1947 г. урожай превысил 58% уровень 1946 г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для товарной инвентаризации в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946г. было достигнуто превышение доходов над расходами. Таким образом, во второй половине 1947г. создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы. [3]

     В декабре 1947г. было издано постановление  «О проведении денежной реформы и  отмене карточек на продовольственные  и промышленные товары». Денежная реформа  заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые  в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах (до 3000 руб), составлявшие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке; вклады, превышавшие 3000 руб, переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб), а вклады сверх 10 000 руб. – в соотношении 2:1. Денежные средства кооперативных  предприятий на счетах в банках подлежали  обмену исходя из соотношения 5:4, а денежные средства государственных предприятий  и организаций, КПСС, ВЛКСМ, партийных  работников сохранились без изменения.

     Льготные  условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938г. – в соотношении 5:1, а  облигации займа 1947г. переоценке не подлежали. После отмены карточной  системы государственные розничные  цены в 1948г. были на 17 % ниже предреформенного состояния цен, а рыночные цены снизились  более чем в 3 раза [10].

     Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и  после ее проведения. Реформа нанесла  удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, полностью лишила возможности использовать как фальшивые  деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате реформы были ликвидированы последствия  второй мировой войны в области  денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему  и перейти к торговле по единым ценам. В условиях денежной реформы 1947г. был использован накопленный  страной опыт проведения денежной реформы 1922-1924гг. и нормализации сферы обращения  в 1935-1936гг. [21]

     Реформа 1947 г. не означала коренной перестройки  денежной системы: были сохранены билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменная монета, существовавшие до реформы. Отличие состояло лишь в  том, что билеты Госбанка стали выпускаться  в рублях, а не в червонцах. Не изменился механизм эмиссионного регулирования.

     Денежная  реформа Хрущева, 1961 год.24 февраля 1958 года Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца. В октябре-декабре 1960 года деньги нового образца заполнили хранилища Госбанка на местах. В октябре 1960 года начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах. При перерасчете вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по единой методике - 10:1.

С 1 января 1961 года начали выпускаться банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 рубль. Денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. Хождение старых денег по одной десятой  их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961 года.

Новые советские  деньги обладали золотым обеспечением. На балансе Госбанка СССР числилось 497,1 т золота. Курс рубля с 1961 года определялся 90 коп./$. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб./г. Содержание золота в рубле повышалось не в 10 раз, а в 4,4 раза (до 0,987412 г). 

Денежная  реформа Павлова, 1991 год.

     В конце 1990 года главой правительства  стал бывший министр финансов в правительстве  Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических  и политических кругов и ВПК.

23 января 1991 года Павлов провел изъятие  из обращения 50 и 100-рублевых  купюр. Одна из причин этой  меры заключалась в следующем:  дело в том, что операция  рубль—форинт—доллар и рубль—злотый—доллар  приносила куда больший доход,  чем рубль—доллар, ибо курс форинта  и злотого по отношению к  рублю был искусственно занижен.

Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмера крупных купюр. После  каждого переноса сроков денежный выигрыш  государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял  около 10 млрд. руб., в марте — 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег  создавал определенные возможности  для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля  шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Денежная  реформа 1993 года. В феврале 1993 г. в обращение стали поступать денежные билеты Банка России образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961—1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г

     Реформа 1998 года.Замедление спада в экономике в 1996—1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1.

     С первого января 1998 года введены в  обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и  металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 годов (включая их модификации 1994 года) и монеты СССР и России 1961-1996 года оставались в обращении в  течение всего 1998 года.

. В ходе  реформы нарицательная стоимость  российских денежных знаков и  масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится  тысяча рублей, обозначенная на  «старой» купюре, одной копейкой - монета в десять рублей). 
 
 

2.Характеристика модели Альтмана для оценки финансового положения предприятия.

     Финансовое  состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов  его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в  результате спада производства и  реализации продукции происходит повышение  ее себестоимости, уменьшение выручки  и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние является не игрой случая, а итогом умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Модель Альтмана. Этот метод предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом. Он базируется на финансовых данных и включает оперирование некоторыми коэффициентами. Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.

Информация о работе Денежные реформы в России и СССР в ХХ и ХХI веке