Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:21, реферат
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
В период централизованной экономики планирование служило центральным звеном управления на всех уровнях от отдельною предприятия до народного хозяйства в целом.
В условиях перехода к рыночной экономике резко снизилось качество плановой деятельности. Это связано с рядом факторов, прежде всего, с отказом от централизованного руководства плановой работой на разных уровнях, а также резким ухудшением экономического положения большинства предприятий. Приватизация государственных предприятий привела к резкой смене экономических условий существования, создала проблемы для их выживания и развития.
Предприятия стали ограничиваться текущим планированием, да и оно носит весьма формальный характер.
Вместе с тем
отрасль, акционерное общество, предприятие
не могут нормально
Опыт развитых стран свидетельствует о том. что в условиях рыночной экономики с жесткой конкуренцией планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий является важнейшим условием их выживания и эффективности.
Планирование производства представляет собой непрерывный процесс разработки показателей, оценивающих производственно-хозяйственную деятельность в текущем периоде, а также на перспективу и обеспечивающих выполнение этих показателей в определенные сроки.
Планирование - это, прежде всего, предвидение ситуации развития предприятия, основанное на установлении закономерностей и тенденций социально-экономического и научно-технического прогресса.
Планирование носит двоякий характер. С одной стороны, каждое предприятие должно вносить свой определенный вклад в достижение единой цели народного хозяйства удовлетворение потребностей населения и тех или иных видах товаров и услуг. С другой стороны, каждое предприятие должно выполнять производственную программу и вести хозяйственную деятельность, чтобы обеспечивать работников предприятия рабочими местами, возмещать им материальные, моральные, физические и другие усилия путем выплаты зарплаты, а также осуществлять воспроизводственную деятельность.
В планировании используются следующие методы: научного прогнозирования; программно-целевой; экономико-математический; балансовый; системный; экспертных оценок; социологического исследования.
В практической деятельности применяются следующие виды планирования.
Стратегическое планирование.
Стратегическое планирование позволяет составлять план на 5 15 лет, формулировать главные цели и задачи предприятия на перспективу, разрабатывать общую стратегию их достижения.
Роль стратегического планирования в деятельности предприятия трудно переоценить. Чтобы выжить и поддерживать уровень конкурентоспособности на рынке, предприятие должно просчитывать спрос на продукцию, технически и технологически быть готовым выпускать новую продукцию. Конкретные цели должны быть поставлены перед каждым подразделением. В общем виде стратегию можно определить как систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию задач предприятия и выполнение намеченной цели.
К обобщенным показателям успешно действующей стратегии можно отнести следующие:
увеличение или уменьшение доли рынка;
изменение рентабельности;
динамика объема чистой прибыли;
окупаемость капиталовложений;
сравнение темпов роста продаж продукции предприятия и расширения рынка в целом.
Долговременное планирование.
Долговременное
планирование - составная часть
Текущее планирование.
Текущее планирование (планы составляют на текущий финансовый год представляет собой этап реализации стратегии предприятия, в котором увязывают все направления его деятельности и работу всех функциональных подразделений. Этот вид планирования охватывает сбыт, производство, снабжение, использование персонала и финансовые итоги. План имеет детальный характер и разрабатывается но функциональным подразделениям. Для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделять определенные ресурсы. В годовом финансовом плане планируются денежные потоки, прибыли и убытки, определяется состояние баланса предприятия.
Оперативно-производственное планирование.
Оперативно-производственное
планирование детальные планы, направленные
на решение конкретных вопросов деятельности
предприятия в короткие сроки. Они
имеют узкую направленность, высокую
степень детализации и
На основе календарного планирования разрабатывают производственные задания по выработке продукции на месяц, декаду, сутки, час для каждого рабочего места, производственного участка, цеха. При помощи диспетчирования осуществляют текущее руководство процессом производства, проводят оперативный контроль за выполнением графиков выработки продукции, выявляют «узкие места», возникающие на отдельных участках производства, и принимают меры для их устранения.
Наряду с этим, в планировании используются следующие его виды. Бизнес-планирование план создания нового предприятия, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.
Инвестиционное проектирование - планы капитальных вложений долговременного характера, направляемых на создание новых производственных мощностей.
Технологическое планирование разработка норм но расходованию сырья, материалов, топлива, энергии, допустимых потерь и отходов, составление рецептур, карт технологического процесса и проведение контроля за выполнением. Оно направлено на снижение потерь, возвратных отходов, брака.
2. Принципы планирования в условиях рыночной экономики
В рыночных условиях для планирования деятельности предприятия используются следующие основные Принципы:
государственною регулирования, когда планирование должно учитывать специфические потребности общества, отраженные в государственном заказе:
соответствия объемов производства спросу потребителей (производиться должно только то, что пользуется спросом покупателей);
систематического изучения спроса потребителей на продукцию;
мобильности планы производства должны быстро реагировать на изменения спроса и корректироваться в соответствии с ними;
конкурентоспособности - планирование должно предусматривать выпуск продукции, соответствующей ГОСТам, техническим условиям, стандартам мирового уровня, и ассортимента, пользующейся повышенным спросом потребителей;
самостоятельности планирование должно осуществляться каждым предприятием исходя из наличия производственных мощностей, материально-технических ресурсов, государственного заказа и уровня обеспечения работников материальными благами:
непрерывности предприятие должно систематически принимать решения по всем аспектам разработки и управления производством и обеспечивать непрерывность производства:
взаимоувязки производственных возможностей и материально-технических ресурсов, когда планирование предусматривает приведение объемов производства в соответствие с имеющимися материально-техническими ресурсами;
обязательности сбыта продукции - при планировании должен учитываться выпуск той продукции, которая в установленные сроки будет реализована;
комплексного использования сырья - планирование предусматривает безотходную углубленную переработку сырья.
Названные принципы не считаются исчерпывающими и несомненными. Они могут дифференцироваться и интегрироваться, но тем не менее являются основными при организации производства.
3. План развития предприятия
Годовой план, разрабатываемый на предприятиях, называется планом развития предприятия. Он состоит из следующих основных разделов: план производства и реализации продукции; план маркетинга (включает план материально-технического обеспечения); план технического развития; план повышения экономической эффективности производства; план капитальных вложений и капитального строительства; план по труду и его стимулированию; план по издержкам производства; финансовый план; план социального развития; план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
План производства и реализации продукции ведущий раздел плана развития предприятия. От количества и ассортимента выпускаемой продукции зависят все основные показатели работы предприятия. На основе производственной программы планируется количество и стоимость сырья, материалов, топлива и электроэнергии, потребляемых на технологические цели. рассчитываются численность работников промышленно-производственного персонала, фонд оплаты труда, себестоимость продукции. От объема реализации произведенной продукции зависит величина прибыли, получаемой предприятием.
Показатели плана производства и реализации продукции - темпы роста производства товарной продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатель ее качества.
Исходные данные
для составления плана
результаты изучения спроса потребителя на продукцию;
договоры с поставщиками сырьевых и материальных ресурсов и покупателями;
данные о сырьевых ресурсах с учетом их качества;
наличие производственных мощностей с учетом их ввода и выбытия;
утвержденные нормы и нормативы;
режим работы предприятия;
мероприятия по
повышению эффективности
обеспечение трудовыми ресурсами;
определение остатков готовой продукции на складе и реализованной, но неоплаченной на начало и конец планируемого года;
цены на материально-технические ресурсы и готовую продукцию.
Неотъемлемой
частью плана производства и реализации
продукции в натуральном
В планах выпуска
продукции предусматривается
Стоимостными показателями производственной программы считаются товарная продукция, реализуемая продукция, объем продаж.
Объем товарной продукции в плане включает стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации на сторону, направляемой в капитальное строительство и непромышленным хозяйствам своего предприятия. полуфабрикатов своей выработки, а также продукции вспомогательных производств, предназначенных к реализации на сторону; стоимость тары, которая должна быть изготовлена данным предприятием для его собственных нужд; стоимость услуг и работ промышленного характера, которые должны быть выполнены по заказам со стороны.
Реализованной считается оплаченная заказчиком продукция, деньги и которую поступили на расчетный счет предприятия-поставщика.
Показатель реализованной продукции используется для оценки выполнения обязательств но поставкам продукции в ассортименте но заключенным договорам и для расчета прибыли от ее реализации.
Одним из оценочных
показателей, характеризующих деятельность
предприятий, служит оборот (товарооборот)
или объем продаж. Он определяет
стоимость товаров и услуг, реализованных
потребителям. Для оперативного бухгалтерского
учета, нужд текущего планирования этот
показатель определяется в текущих ценах.
Для определения динамики изменения объема
продаж, в целях игнорирования инфляционных
процессов, он измеряется в неизменных
ценах.