Денежно- кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики. Он реализуется как постоянный кругооборот наличных денег в экономике. Объемы и скорость обращения, мотивация сделок с денежной наличностью всех участников денежного оборота отражают потребности общества в целом и отдельных его граждан. Наличный денежный оборот – это движение денег в наличной форме при продаже товаров, оказании услуг и осуществлении различных видов платежей.
Наличный денежный оборот определяется как часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Наличный денежный оборот во всех странах, независимо от уровня развития экономики, составляет меньшую часть денежного оборота, но имеет важное функциональное значение.

Содержание

1. Принципы и основы организации наличного денежного оборота………….3
2. Денежно- кредитная политика: цели, субъекты, объекты, методы и инструменты………………………………………………………………………8
Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 64.55 Кб (Скачать)

Объекты и субъекты.

Объектами кредитно-денежной политики являются спрос (кредитные  отношения) и денежная масса.

Субъектами: специализированные кредитно-финансовые институты, коммерческие банки и Центральный банк.

Главенствующее положение  в кредитно-денежной системе занимает Центральный банк, который называют «банком банков». В разных странах Центральные банки исторически выделились из массы коммерческих банков как главные эмиссионные центры, т. е. государство предоставило им исключительное право эмиссии банкнот.

Центральные банки выполняют  ряд важных функций, среди которых  следует выделить:

  • эмиссию банкнот;
  • хранение государственных золотовалютных резервов;
  • хранение резервного фонда других кредитных учреждений;
  • денежно-кредитное регулирование экономики;
  • кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;
  • проведение расчетов и переводных операций;
  • контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Коммерческие  банки представляют собой главные «нервные» центры кредитно-денежной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера. На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. В настоящее время коммерческие банки способны предложить своим клиентам до 200 видов разнообразных банковских услуг. Конституирующие операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (прием депозитов, т. е. привлечение средств клиентов) и активные (выдача кредитов, т. е. размещение средств). Прибыль банков формируется как разница между суммой процентов, получаемых ими по выданным кредитам, и суммой процентов, уплачиваемых ими по депозитам.

Кроме того, коммерческие банки  осуществляют денежные платежи и  расчеты, могут заниматься посредническими  операциями (по поручению клиента  на комиссионной основе), к которым  относятся, например, обязательства  по торговым сделкам или предоставление финансовых гарантий. Банки также  осуществляют доверительные операции (т. е. банки принимают на себя функции  доверенного лица и выполняют  в этом качестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов). В последние десятилетия важной тенденцией в развитых странах стало  дерегулирование финансовых рынков, выразившееся в смягчении или  полной отмене ограничений и запретов в области финансовой деятельности. В частности, были отменены ограничения  на территориальную экспансию банков, на предельный уровень ставок и тарифов  по различным операциям, появилась  возможность использования новых  финансовых инструментов и новых  видов обслуживания. Все это привело  к резкому усилению конкуренции  в банковском секторе экономики.

Особое место в современной  рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты, такие как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т. п. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала.        Таким образом, ведущую роль в кредитной системе занимает Центральный банк, который относительно независим, но согласует с правительством проводимую кредитно-денежную политику, является монополистом в вопросах эмиссии денег и регулирует деятельность, как коммерческих банков, так и специализированных кредитно-финансовых институтов.

Денежная масса — это  совокупность наличных и безналичных  покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство.

В структуре денежной массы  выделяется активная часть, к которой  относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего, наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле, основная часть сделок между предприятиями и организациями совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег - депозитов, которые обслуживаются такими инструментами как чеки, кредитные и депозитные карточки, чеки для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться безналичными деньгами. При оплате товара или услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Методы и инструменты  кредитно–денежной политики государствакре

Эффективность денежно-кредитной  политики в значительной мере зависит  от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования.

Цели кредитно-денежной политики достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относятся лимиты кредитования, прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам, которые наиболее часто применяются в рыночной экономике, относятся операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Операции на открытом рынке - покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в экономике страны.

Государственные ценные бумаги покупают коммерческие банки, домашние хозяйства и фирмы, поскольку  это приносит стабильный доход. Покупая  ценные бумаги, центральный банк тем  самым повышает кредитные возможности  коммерческих банков, расширяя денежное предложение. Процент за кредит начинает снижаться, что увеличивает спрос  на инвестиции и стимулирует развитие экономики. Если необходимо сократить  количество денег, то центральный банк будет продавать государственные  ценные бумаги. Этим ограничиваются кредитные  возможности коммерческих банков, сокращаются  их резервы, кредиты дорожают, уменьшается  спрос на инвестиции.

Изменение норм обязательных резервов. Норма обязательных резервов устанавливается центральным банком в процентах от величины вкладов. Обязательные банковские резервы представляют собой часть вкладов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности. Эти суммы дают вкладчикам какую-то гарантию сохранности вложенных средств. При повышении центральным банком нормы обязательных банковских резервов предложение денег сокращается, так как уменьшается сумма денег, оставшихся в распоряжении банков. Это ведет к подорожанию кредитов и сокращает возможности развития производства. Соответственно сумма денег, создаваемая коммерческими банками, уменьшается. И наоборот, уменьшение нормы резервов ведет к росту массы обращающихся денег и ускоренному развитию экономики.

Однако резервная политика редко используется для целей  текущего контроля над предложением денег, так как постоянная норма  обязательных банковских резервов служит основой для стабильности коммерческих банков и фирм и изменяется только в случаях расширения или сжатия денежной массы.

Изменение учетной  ставки. Под учетной ставкой процента (ставкой рефинансирования) понимается ставка, по которой Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка процента служит своего рода ориентиром для коммерческих банков; они, как правило, не будут предоставлять кредиты своим клиентам под более низкую ставку процента. Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, которые потом выдаются клиентам банка под более высокий процент. Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег, на инвестиционный спрос и темпы развития экономики. Если учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, что стимулирует развитие производства.

Наиболее значимым инструментом являются операции на открытом рынке. Это обуславливается несколькими  причинами. Во-первых, это самый быстрый  и легкий путь решения проблемы регулирования  кредитных средств и, следовательно, темпов развития производства. Кроме  того, здесь возможен более точный расчет – всегда четко определяется, сколько купить. Во-вторых, использование  учетной ставки затруднено, в частности, тем, что коммерческие банки в  развитой рыночной системе относительно редко пользуются кредитами центрального банка, и обычно именно потому, что  вкладывают большие деньги в покупку  государственных облигаций. Поэтому  чаще всего она выполняет информационную функцию, а не стимулирующую, и в развитых рыночных странах этим инструментом пользуются очень редко. Затруднено использование и нормы резервов. Связано это с тем, что деньги, находящиеся в резерве, не приносят процента; по сути, это мертвый капитал. Увеличение такого капитала нежелательно ни коммерческим банкам, ни обществу в целом. В связи с этим при проведении определенной денежно-кредитной политики в различных соотношениях, как правило, используют все три основных способа регулирования.

Денежно-кредитная политика, осуществляемая центральным банком и направленная на стимулирование или  замедление экономического роста, проводится посредством политики дешевых или  дорогих денег.

Политика «дешевых денег» присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и более легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций; происходит повышение совокупного спроса, что стимулирует увеличение ВНП. Главным инструментом этой политики являются: снижение нормы обязательных резервов, снижение учетной ставки процента и покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Политика «дорогих денег» сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, тормозит рост ВНП, понижает доступность кредита, тем самым, сокращая инвестиции и совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Главными инструментами этой политики являются: повышение нормы обязательны банковских резервов и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

В настоящее время, для  обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся  в его распоряжении инструменты  денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени  как бюджетные механизмы аккумулирования  дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

Процентная политика Банка  России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение  коридора процентных ставок по собственным  операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного  рынка. При этом все большее влияние  на формирование процентных ставок денежного  рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям  прямого РЕПО.

Основным фактором риска  для российского банковского  сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств  для первоклассных заемщиков  и фактическим исключением такой  возможности для других заемщиков.

Следствием влияния указанного фактора является введение российскими  банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это  ведет к снижению темпов роста  кредитных вложений в экономику  и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное  увеличение в портфелях кредитных  организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной  экспансии, так и отражающих ухудшение  экономического положения предприятий  при ужесточении условий привлечения  кредитов.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора  Банк России продолжит улучшать условия  доступа кредитных организаций  к инструментам рефинансирования, что  должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При  дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Решения по использованию  инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься  в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и  состояния финансового рынка. При  необходимости Банк России может  применять обязательные резервные  требования в качестве прямого инструмента  регулирования ликвидности банковского  сектора.

Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной  политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

Информация о работе Денежно- кредитная политика