Денежная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 00:44, реферат

Описание работы

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

В настоящие время перед нашим государством стоит важная задача – построить слаженную рыночную экономику и четко функционирующую денежную систему. Поэтому именно стабильная денежная система приобретает такое огромное значение: необходимо обеспечить устойчивость рубля, сделать его конвертируемой валютой, свести инфляцию к минимуму.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2

1.Денежная система: понятие, типы, функции, структура…………………………………....3

1.1. Типы денежной системы. Биметаллизм и монометаллизм………………………………3

1.2. Элементы денежной структуры……………………………………………………………7

1.3. Функции денежной системы………………………………………………………………10

1.4. Понятие денежной массы и денежной базы……………………………………………...10

1.5. Законодательная основа функционирования денежной системы России……………...12

1.6. Принцип построения денежных систем………………………………………….………12

2. Особенности денежной системы РФ на современном этапе. Сравнение денежных систем США и России………………………………………………………………………….16

2.1. Анализ состояния денежной системы РФ на современном этапе……………………..16

2.2. Сравнение денежной системы США и России…………………………………………..20

3. Проблемы развития денежной системы России…………………………………………...25

3.1. Проблема конвертируемости рубля и возможный ход ее решения…………………….25

3.2. Основные направления развития денежной системы РФ на 2010-2012 гг…………….30

Список литературы……………………………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

реферат. денежная система.!.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Доля  наличных денег в структуре денежной массы на 1.01.2008 составила 27,9% и была ниже, чем на аналогичную дату годом ранее (31,0%). В 2008 году наметилась смена тенденции устойчивого повышения годовых темпов прироста срочных рублевых депозитов, основную часть которых (68'80%) формируют срочные вклады населения. На протяжении двух предшествующих лет темпы прироста этих вкладов устойчиво возрастали, увеличивая долю срочных рублевых депозитов физических лиц в структуре использования денежных доходов населения. В 2009 году темпы прироста срочных рублевых депозитов физических лиц стали замедляться и составили в целом за год 39,9% против 48,8% годом ранее. Одной из причин такой динамики стал перевод средств с рублевых на валютные вклады, что подтверждается ускорением в несколько раз в отчетном году по сравнению с 2006 годом темпов прироста депозитов населения в иностранной валюте. Одним из факторов, обусловивших этот процесс, было снижение на протяжении 2009 года ставок по рублевым депозитам сроком свыше 1 года, которые в последние годы занимали наибольший удельный вес в структуре депозитов физических лиц. Кроме того, ускорение инфляции во второй половине 2009 года, снизившее привлекательность сбережений, в определенной степени также повлияло на замедление роста рублевых вкладов физических лиц.

     В первом полугодии 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных  показателей находились под влиянием продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.

     Денежная  масса М2 за январь—июнь 2009 г. сократилась  на 2,5% (за январь—июнь 2008 г. — увеличилась на 7,3%). В годовом выражении на 1.07.2009 денежная масса М2 сократилась на 7,6%, тогда как на 1.07.2008 ее годовые темпы прироста составляли 31,2%. Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение рублевой денежной массы в реальном выражении за январь—июнь 2009 г. на 9,2% (за январь—июнь 2008 г. она сократилась на 1,3%).

     Денежная  база в широком определении за первое полугодие 2009 г. сократилась  на 11,0% (за январь—июнь 2008 г. — на 1,6%). В структуре денежной базы в широком определении доля наличных денег возросла с 78,4% на 1.01.2009 до 78,7% на 1.07.2009, средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов — с 0,5 до 1,2%, на депозитных счетах — с 2,5 до 10,2%, в облигациях Банка России — с 0,2 до 0,4% на соответствующие даты. Удельный вес средств кредитных организаций на корреспондентских счетах снизился с 18,4% на 1.01.2009 до 9,5% на 1.07.2009.

     Совокупные  банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за апрель—июнь 2009 г. возросли на 65,3%, их средний дневной объем во II квартале был равен 819,3 млрд. руб. (в I квартале — 629,3 млрд. руб.)2. При этом требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования за апрель—июнь 2009 г. сократились с 2,7 до 1,4 трлн. руб., их средний дневной объем составил более 2 трлн. руб. (в I квартале — 2,8 трлн. руб.) [8].

     В целом можно сделать вывод, что  в последние годы денежно-кредитная  политика Банка России в целом  характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствий системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности денежно- кредитной политики с состоянием финансового рынка и банковского сектора.  

2.2. Сравнение денежной  системы США и  России. 

В чём же отличие денежной системы Российской Федерации, её существенные преимущества и недостатки. Для того, чтобы это узнать, нужно проанализировать денежную систему другой страны, в данном случае с денежной системой США. Этот выбор не случаен, так как США имеет сильную рыночную экономику, которая развивалась не одну сотню лет.

     Для начала стоит отметить, что официальной  денежной единицей США является доллар. В Америке функции Центрального Банка выполняет Федеральная резервная система США (ФРС). Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней – Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным  законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

     Коммерческий  банк, обратившийся с просьбой о  приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.

       ФРС подотчетна конгрессу США, а не одной из его палат, в отличие от Центрального Банка, который подотчетен   только Государственной Думе, а не всему Федеральному Собранию. Непричастность Совета Федерации к контролю над Центральным банком РФ неоправданна, ибо означает игнорирование федеративного характера Российского государства. Соответственно кандидатуры Председателя Банка России и членов Совета директоров должны проходить утверждение не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации.

     Важной  проблемой является обеспечение достаточной меры открытости и ответственности деятельности Центрального банка. Ныне действующий закон о Центральном банке Российской Федерации предоставляет руководству ЦБ РФ чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы. В настоящее время ЦБ РФ предоставляет раз в год Государственной Думе Федерального Собрания годовой отчет, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем в законе не сказано, какое значение для деятельности ЦБ РФ может иметь негативное отношение Думы к намечаемой им политике и к представленному им отчету [7].

     Законодательство  же США предусматривает практически непрерывную открытость и подотчетность работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: “Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов”. Наше законодательство предоставляет руководству ЦБ РФ менять цели и планы по собственному усмотрению и без всякого публичного обоснования, а практика ЦБ РФ идет в этом направлении весьма далеко.

     Связующим звеном между руководством ФРС и общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС. Наше законодательство не предусматривает создания такого органа. Национальный банковский совет, предусмотренный законом о Центральном банке Российской Федерации и состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, является консультативным органом, традиционно одобряющим все решения руководства ЦБ.

     Гибкая  денежная система должна обеспечиваться соответствующей системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В США создание действенного механизма переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года. В нашей хозяйственной системе на нынешнем этапе ее эволюции налаживание переучета коммерческих векселей остается важнейшей проблемой. В законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” говорится, что “под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей”. Таким образом, переучет векселей - единственная форма рефинансирования, непосредственно названная в законе [7].

     При распределении прибыли ФРС американские законодатели исходили из того, что главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет (законодательство требует перечисления не менее 90%). Наше законодательство предусматривает перечисление в бюджет лишь 50% прибыли ЦБ РФ. На деле перечисляется значительно меньше, поскольку все расходы ЦБ РФ бесконтрольно финансируются из его доходов.

     Наше  законодательство предусматривает  возможность предоставления Центральным банком кредитов своим служащим “на личные нужды”. Американское законодательство такую возможность исключает. Кредиты физическим лицам предоставляются лишь в исключительных случаях и только в связи с их коммерческой деятельностью. Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.

     Перейдем  к законодательному регулированию  деятельности Центрального банка. В  США такое регулирование направлено на решение следующих задач:

    • контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам,
    • недопущение использования этих средств в спекулятивных и “иных ненадлежащих целях”,
    • дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков,
    • удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу,
    • преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств).

     У нас соответствующее законодательство полностью отсутствует, коммерческие банки используют привлеченные средства совершенно бесконтрольно, в том числе и для спекулятивных операций. Более того, Центральный Банк России расширяет кредитование коммерческих банков - первичных дилеров на рынке Государственных Облигаций-Облигаций Федерального Займа (ГКО-ОФЗ) перед новыми выпусками государственных облигаций, тем самым прямо финансирует их спекулятивную деятельность на фондовом рынке. В США такого рода рефинансирование полностью исключено действующим законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проблемы развития денежной системы России. 

3.1. Проблема конвертируемости рубля и возможный ход ее решения. 

Одной из основных проблем в развитии денежной системы России можно назвать  конвертируемость рубля, т.е. признание  его различными экономическими субъектами в разных странах в качестве надежного  средства расчетов и средства сбережения. Из года в год в Послании Президента звучат одни и те же слова: конвертируемость рубля, усиление роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов.

     Что же мешает рублю стать общепризнанной валютой? На это ведь и направлены действия Центрального банка России. Почему в течение многих лет Центральному банку не удается сделать рубль признанным международным средством платежа? Мешает стабилизации рубля несовершенство законодательной базы. Все законодательные функции, возложенные на Центральный банк России, сделали его государством в государстве: «Банк России наделен не только монопольным правом на денежную эмиссию, но и монопольными правами в области регулирования и надзора за банковской деятельностью» [11]. Мировой финансовый кризис только усугубил проблемы Российской экономики, зависимой от мировых валют.

Информация о работе Денежная система России