Денежная система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики и создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – является одной из основных задач экономической реформы в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
1 История развития банковской системы Германии………………………6
2 Современное состояние банковской системы Германии……………….12
2.1 Центральный банк Германии……………………………………….......12
2.2 Наблюдательные и контролирующие органы…………………………18
2.3 Структура германских банков…………………………………………..21
2.4 Услуги, предоставляемые немецкими банками………………………..32
3 Сравнение банковских систем России и Германии……………………...40
4 Расчет основных нормативов деятельности коммерческого банка…….43
Заключение…………………………………………………………………...47
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

kursovaya_dkb_moya.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………5

1 История развития банковской системы Германии………………………6

2 Современное состояние банковской  системы Германии……………….12

2.1 Центральный банк Германии……………………………………….......12

2.2 Наблюдательные и контролирующие органы…………………………18

2.3 Структура германских банков…………………………………………..21

2.4 Услуги, предоставляемые немецкими  банками………………………..32

3 Сравнение банковских систем  России и Германии……………………...40

4 Расчет основных нормативов деятельности коммерческого банка…….43

Заключение…………………………………………………………………...47

Список использованных источников……………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики и создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – является одной из основных задач экономической реформы в России.

Примером успешного  решения указанных задач может  служить двухступенчатая структура  банковской системы Германии, при  которой четко разграничены функции  Центрального банка и функции коммерческих банков. Опыт Германии в развитии банковской системы может быть полезен для построения банковской системы новой России. 

Объектом исследования в данной курсовой работе является банковская система Германии.

Предметом исследования выступает анализ структуры и механизма деятельности банковской системы Германии и изучение возможностей применения данных структур и механизмов.

Основными целями написания  работы являются:

1. изучение истории развития банковских отношений и формирования текущей банковской системы Германии;

2. анализ механизма деятельности современной банковской системы Германии;

3. сравнение банковских система России и Германии и выявление возможностей применения зарубежного опыта совершенствовании современной банковской системы РФ.

 

1 История развития банковской системы Германии

 

До 70х годов XIX века Германия не имела единой денежной и кредитной  системы. В то время в стране существовало 7 различных монетарных систем, которые, за исключением бременской (золотой  талер), основывались на серебряном монометаллизме (в Северной Германии господствовал серебряный талер, а в Южной — серебряный гульден). Золотые монеты — фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты — обращались с переменным курсом по отношению к серебру. Все это дополнялось бумажными деньгами 21 немецкого государства и банкнотами 33 эмиссионных банков. На денежном рынке доминирующее положение занимали частные банкиры. В результате политического объединения Германии к началу 70х годов XIX века в основном сложилась единая денежная и кредитная система. Германия, первая из стран европейского континента, перешла к золотому монометаллизму, в основу которого легла золотая марка.

14 марта 1875 года был  создан центральный эмиссионный  банк — Рейхсбанк как совершенно  обособленное от имперского фиска юридическое лицо с заданием регулировать в империи денежное обращение, облегчать выравнивание платежей и заботиться о целесообразном использовании свободных капиталов. После первой мировой войны действовали уже только 4 частных эмиссионных банка, роль которых была весьма незначительна, а с 1935 года эти банки потеряли право эмиссии банкнот.

 После окончания  второй мировой войны формирование  структуры Бундесбанка (центрального  банка Германии) происходило под  влиянием разделения государства  на оккупационные зоны. Фактически двухступенчатая система центрального банка (Банк немецких земель и Центральные банки земель) была переходной формой организационной структуры центрального банка Германии. В статье 88 Конституции ФРГ, вступившей в действие в 1949 году, предусматривалась необходимость создания единого центрального банка, деятельность которого регулировалась бы нормами западногерманского законодательства, а не оккупационных властей. Полностью реализовать эту статью Конституции удалось только в 1957 году, когда был принят специальный закон о Федеральном немецком банке (Бундесбанке). В результате двухступенчатая система центрального банка была упразднена путем слияния Центральных банков с Банком немецких земель. Центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в землях; при этом наименование Центральных банков земель было сохранено. Вместе с тем следует отметить, что созданию Бундесбанка предшествовали, начиная с 1952 года многочисленные дебаты между сторонниками централизованной и децентрализованной эмиссионной системы. Поэтому в законе 1957 года принцип децентрализации не был ликвидирован полностью — земельные головные конторы сохранили некоторую организационную самостоятельность.

 Основной задачей  деятельности Бундесбанка является  регулирование денежной массы  в обращении и кредитование  экономики с целью сохранения  стабильности национальной валюты. Он осуществляет единую денежно-кредитную политику.

 Руководящими органами  Бундесбанка являются: Центральный банковский совет и Совет директоров. Центральный банковский совет, высший орган Бундесбанка, возглавляется президентом Бундесбанка. Кроме него в Совет входят: вице-президент Бундесбанка (заместитель председателя Совета), 9 президентов ландесцентральбанков (Центральных банков земель) и другие члены Совета.

 Решения на Центральном  банковском совете, собираемом раз  в две недели, принимаются простым  большинством. Совет издает директивы,  касающиеся руководства и управления  банком, разграничивает области компетенции других органов банка, если это не предписано самим Законом о Федеральном банке. До 1999 года (времени передачи функций Европейскому центральному банку) Совет определял денежно-кредитную и валютную политику Бундесбанка.

1 января 1999 года Бундесбанк передал свои полномочия в денежно-кредитной сфере Европейскому центральному банку. С этого момента Бундесбанк, как и другие эмиссионные банки стран ЕС, отошел на второй план в Европейской системе центральных банков и подчиняется указаниям и директивам Европейского центрального банка, к которому перешли полномочия по принятию решений в области денежно-кредитной и валютной политики. Бундесбанк потерял право на проведение самостоятельной учетной и кредитной политики, политики на открытом рынке и политики минимального резервирования. Управление этими инструментами передано совету ЕЦБ, в который вошел и президент Бундесбанка. Эта потеря власти особенно болезненна, поскольку Бундесбанк является не только главным проводником денежной политики в Германии, но и фактически ведущим Центробанком ЕС. Задачей Бундесбанка стала реализация решений ЕЦБ в Германии.

 Несмотря на серьезные  изменения, после 1998 года Бундесбанк  сохранил свою правовую самостоятельность,  а также внутреннюю структуру.  Центральный совет Бундесбанка, многие полномочия которого перешли к ЕЦБ, продолжает действовать в качестве консультативного органа для согласования позиций представителей Бундесбанка в ЕЦБ. Более того, согласно изменениям, внесенным бундестагом Германии в Закон о Бундесбанке, с 1999 года Бундесбанк должен поддерживать общеэкономическую политику правительства только в том случае, если она согласуется с первостепенными задачами ЕСЦБ.

Сотрудники Бундесбанка  по своему правовому статусу являются государственными служащими. Каждый земельный банк проводит набор сотрудников самостоятельно. Существует два пути поступления на работу в Бундесбанк: с предварительной стажировкой или без нее. Без стажировки при наличии вакансий принимаются либо технический персонал, либо высококвалифицированные специалисты, например в области статистики, информатики или операций с производными фин. инструментами.

 Обязательным условием  для карьерного роста государственного  чиновника (а это очень престижная  категория служащих в Германии) является двухлетняя стажировка. Стажеры должны иметь высшее экономическое или юридическое образование. Предпочтение отдается кандидатам, имеющим подготовку в сфере торговли или банковской деятельности. Ежегодно на работу в Бундесбанк принимаются всего около 30 стажеров. В ходе стажировки они изучают общеэкономические и банковские дисциплины, а также вопросы управления предприятием. Предусмотрены два учебных курса общей длительностью в шесть недель, заочное и практическое обучение. В конце двухлетнего срока кандидаты на поступление в Бундесбанк сдают заключительные экзамены, состоящие из домашней работы, двух письменных и трех устных тестов. В ходе экзаменов проверяются профессиональный уровень кандидатов, их аналитические способности, подготовка в сфере менеджмента и работы с персоналом. Знание английского языка обязательно для всех поступающих на работу в Бундесбанк. Стажеры получают от 35000 до 45000 немецких марок в год, после их зачисления в банк (сначала на испытательный срок) зарплата возрастает до 83000 марок в год. Начальная зарплата в коммерческих банках составляет от 62000 до 70000 марок в год.

В 1992—1996 годах Бундесбанк организовал более 500 учебных мероприятий, в которых приняли участие  около 4500 сотрудников иностранных  ЦБ. Было проведено 94 семинара (2500 участников) за рубежом, 60 семинаров (800 участников) и 353 стажировки (1100 участников) в Германии. Эксперты Бундесбанка выезжали для консультирования 306 проектов в банках-партнерах. 85% всех мероприятий приходится на страны с переходной экономикой, остальные — на развивающиеся страны. Если в первой половине 90х годов помощь в основном оказывалась странам Центральной и Восточной Европы, то сейчас она смещается на восток с включением государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии.

 Помимо центрального банка (Дойче Бундесбанка) банковская система Германии представлена следующими видами банковских учреждений:

- универсальные коммерческие банки;

- сберегательные банки;

 - кооперативные центральные банки;

 - кредитные кооперативы;

- банки специального назначения (государственные ипотечные банки);

- почтовые, коммунальные банки;

- иные специализированные банки.

4000 самостоятельных кредитных  учреждений Германии имеют почти  45000 филиалов. Таким образом, при  численности населения около  80 млн. человек на каждые 1600 человек приходится по одному отделению банка.

1 января 1998 года вступило  в силу новое положение о  подготовке банковских служащих  в Германии. Оно разрабатывалось  в течение 10 лет при участии  трёх объединений банковской  отрасли (частных, государственных и коммерческих банков), профсоюзов, различных министерств и ведомств. Согласно принятой в Германии дуальной системе профессионального образования, обучение идёт параллельно в профессиональной школе и на рабочем месте в кредитном институте по утверждённому государством единому учебному плану. Из общего трёхлетнего срока на теоретические курсы отведено около одной трети учебных часов. За процесс обучения отвечает кредитный институт, который заключает договор об обучении как с учеником, так и с профессиональной школой.

Исходя из вышеизложенного  следует, что банковская система  Германии является одной из наиболее развитых в мире. Этому способствовали следующие факторы:

- наличие традиций банковского дела, уходящих в века;

- эволюционный путь развития и совершенствования банковского дела в стране;

- благоприятная экономическая ситуация в стране после второй мировой войны;

- соответствующий менталитет населения, традиционно ориентированного на тезаврацию;

- высокий образовательный уровень населения, обеспечивающий способность эффективно использовать возможности, предоставляемые банками;

- удачный выбор модели управления центральным банком Германии (Бундесбанком), имеющим очень высокую степень независимости и заслуженный авторитет как в финансово-промышленных кругах, так и среди населения (при этом прибыль Бундесбанка не остается в распоряжении банка, а принадлежит государству и перечисляется в бюджет);

- большая привлекательность для населения работы в качестве банковского служащего, что позволяет поддерживать высокий уровень квалификации банковских служащих и управленческого персонала и способствует выдвижению банков в число передовых институтов финансового сектора;

- традиционно сильная конкуренция между финансовыми институтами, обеспечиваемая перенасыщенностью банковского сектора;

- органичная интеграция германской банковской системы в мировую финансовую систему.

2 Современное  состояние банковской системы Германии

2.1 Центральный банк Германии

 

Федеральный банк (Bundesbank, Центральный банк Федеративной Республики Германии) состоит из центрального управления во Франкфурте-на-Майне, девяти центральных банков земель в качестве главных управлений и 182 отделений, которые Федеральный банк имеет в наиболее крупных населенных пунктах. Численность персонала в системе Федерального банка — около 18 000 человек. Компетенция и задачи Федерального банка определены специальным Законом о Федеральном банке от 26 июля 1957 года (Bundesbankgesetz, Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Октябрь 1995 года.)

Немецкий Федеральный  банк — федеральное юридическое  лицо публичного права. Основной капитал  банка, полностью принадлежащий  Федерации как носителю суверенитета валюты, составляет 290 млн. немецких марок. Однако прав, которые нарушали бы независимость Федерального банка. Федерация не имеет.

Как и все центральные  банки других стран. Немецкий Федеральный  банк регулирует с помощью валютно-денежных полномочий, данных ему законом, денежный оборот и кредитное обеспечение  экономики с целью сохранения стабильности валюты, а также заботится о банковском исполнении системы расчетов в стране и с заграницей. В своем распоряжении он имеет целый ряд валютно-политических инструментов, применяемых банком самостоятельно, без вмешательства других ведомств.

В органы управления Федеральным банком входят Совет Центральных банков, Совет директоров и Правления Центральных банков земель .

Информация о работе Денежная система Германии