Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть все возможные теоретические аспекты дебиторской и кредиторской задолженности, разобраться в сущности этих явлений и рассчитать основные показатели, отражающие состояние дебиторской и кредиторской задолженности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты, принятые в мировой практике относительно определения сущности и классификации дебиторской и кредиторской задолженности;
- Ознакомиться с нормативно-правовым регулированием дебиторской и кредиторской задолженности в Украине;
- Определить основные показатели, отражающее состояние дебиторской и кредиторской задолженности и произвести их расчет;
- Отразить основные формы ведения безналичного расчета Украине;
- Описать влияние дебиторской и кредиторской задолженности на формирование расчетно-кредитной и финансовой политики предприятия.
Введение…………………………………………………………………………………………………4
1. Сущность дебиторской и кредиторской задолженности………..…………………………………6
1.1 Экономическая сущность и классификация дебиторской задолженности ………………...6
1.2 Экономическая сущность и классификация кредиторской задолженности…….………….10
1.3 Нормативно-правовое регулирование дебиторской и кредиторской задолженности …….14
1.4 Резерв сомнительных долгов порядок его начисления и отражения в учете………………20
2. Дебиторская и кредиторская задолженность и финансовое состояние предприятия…………..25
2.1 Показатели, отражающее состояние дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии…………………………………………………………………………………………….25
2.2 Формы безналичных расчетов в Украине ……………………………………………………29
2.3 Влияние дебиторской и кредиторской задолженности на формирование расчетно-кредитной и финансовой политики предприятия……………………………………………………36
3. Расчет показателей, отражающих состояние дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии…………………………………………………………….…………………....................40
Заключение…………………………………………………………………………………...................44
Список использованных источников………………………………………………………………….46
Приложение А – Баланс за 2009 г……………………………………………………………………...48
Приложение Б – Отчет о финансовых результатах за 2009 г………………………………………...51
Рыночная ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям различные формы товарных и коммерческих кредитов, то есть продажу с отсрочкой платежа. Конечно, компания увеличивает свои объемы реализации, но при этом и растут объемы сомнительных долгов.
Следовательно, необходимо реально оценить все преимущества и потери, учесть позиции конкурентов и выбрать наиболее гибкую политику в этом вопросе.
Вот
почему одной из задач современного
финансового работника
Кредитная политика - это решение о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить платежный кредит за отгруженную продукцию в соответствии с заключенным договором поставки.
Выделяют следующие типы кредитной политики.
1. Консервативный (жесткий) направлен на минимизацию кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа являются: существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска и минимизация сроков предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности. Компания, применяющая политику такого типа является весьма ликвидной, но может произойти сужение круга потенциальных покупателей, уменьшение объема продаж.
2. Умеренный - характеризует типичные условия осуществления кредитной политики в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Политика такого типа является наиболее целесообразной и экономически эффективной.
3.
Агрессивный (мягкий) тип приоритетной
целью кредитной политики
Механизмом реализации политики такого типа являются: распространение кредита на более рискованные группы покупателей; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. Такая политика полезна для расширения круга покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собой большие экономические риски, снижает ликвидность компании.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия; потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Основные цели кредитной политики:
1.
Повышение
2.
Увеличение объемов продаж при
уменьшении дебиторской
Определение суммы возможных финансовых средств инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту.
Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
где
Идз- необходимая сумма финансовых
средств инвестируемых в
ОРк- планируемый объем реализации в кредит;
Кс/ц-
коэффициент соотношения
ППК- средний период предоставления кредита покупателям в днях;
ПР-
средний период просрочки платежа
по предоставленному кредиту. [9]
Согласно концепции управления затратами на прибыль предприятия возможно влиять путем изменения объема и структуры обязательств предприятия. Данная зависимость называется эффектом финансового рычага. Как правило, эффективность привлечения заемного капитала определяется посредством оценки эффекта финансового рычага.
Эффект финансового рычага – приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Эффект
финансового рычага возникает из-за
расхождения между
Методика
определения эффективности
1) определение рентабельности всего капитала (заемного и собственного);
2) нахождение плеча финансового рычага:
где
ПФР – плечо финансового
ЗС – заемные средства;
СС – собственные средства.
Возрастание плеча финансового рычага, с одной стороны, увеличивает величину эффекта финансового рычага, с другой стороны, - при большом плече (ПФР > 2) возрастает риск кредитора, могущий привести к увеличению им ставки процента по кредитам, что снизит значение дифференциала. Таким образом, плечо рычага нужно регулировать в зависимости от величины среднего процента по кредитам;
3) определение дифференциала:
где Д – дифференциал;
СНП – ставка налога на прибыль;
ЭР
– экономическая
СРСП– средняя расчетная ставка процента по кредитам.
Следует заметить, что риск кредитора выражен именно величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск, и наоборот. Значение дифференциала не должно быть отрицательным. Отрицательное значение дифференциала означает, что предприятие несет убытки от использования заемных средств;
4) определение эффекта финансового рычага:
где ЭФР - эффект финансового рычага.
Если новое заимствование приносит увеличение ЭФР, то оно выгодно;
5) нахождение рентабельности собственных средств и доли эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств:
где РСС – рентабельность собственных средств.
где ДЭФР – доля эффекта финансового рычага в рентабельности собственных средств.
В
зарубежной практике золотой серединой
считается величина ДЭФР, равная 0,25
– 0,35, которая позволяет
6) расчет отношения экономической рентабельности собственных средств к средней ставке процента. Чем больше эта величина, тем лучше. С приближением этой величины к единице величина дифференциала стремится к нулю, что означает падение эффективности использования заемных средств.
В зависимости от того, куда будут инвестироваться заемные средства, возможно изменение структуры себестоимости продукции. Например, вложение заемных средств в развитие основных производственных фондов будет сопровождаться ростом постоянных издержек, что в свою очередь скажется на прибыли предприятия. Найти оптимальное соотношение между вложениями в основной и оборотный капитал довольно трудно. [23]
Таким
образом, кредитная политика предприятия
предполагает в себе выработку таких правил
и стандартов работы с дебиторской задолженностью
покупателей, которые одновременно позволили
бы активизировать процесс продаж, и в
то же время обеспечили экономическую
стабильность компании. А эффект финансового
рычага позволяет увеличить рентабельность
активов за счет привлечения заемных средств,
несмотря на платность последних.
3 РАСЧЕТ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОТРАЖАЮЩИХ
Для расчета основных показателей дебиторской и кредиторской задолженности будут использованы данные ООО «Фарма», занимающегося розничной торговлей товарами фармацевтического и медицинского назначения.
Для
начала, сжато рассмотрим структуру
баланса предприятия по форме
№1 на 31 декабря 2009 года (см. Приложение
А) и более детально представим статьи,
отражающее состояние дебиторской и кредиторской
задолженности. Тем самым отразим качественные
показатели дебиторской и кредиторской
задолженности.
Таблица 3.1 – Структура актива баланса предприятия (тыс. грн.)
Актив | начало периода | конец периода |
I. Необоротные активы | 443,87 | 672,64 |
II. Оборотные активы, в том числе: | 1169,6 | 1069,6 |
Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги | 15,13 | 0 |
Дебиторская задолженности по счетам: | ||
с бюджетом | 7,31 | 0,48 |
по выданным авансам | 2,04 | 7,52 |
Другая текущая дебиторская задолженность | 14,45 | 40,96 |
III. РБП | 7,99 | 6,4 |
Баланс | 1621,46 | 1748,64 |
По данным баланса весь объем дебиторской задолженности складывается из текущей дебиторской задолженности, которая представлена:
- дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом и по выданным авансам;
Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженность на предприятии