Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:18, контрольная работа
Суть наиболее распространенной классификации рисков заключается в разделении чистыхи спекулятивных рисков.
Чистые риски - вызваны влиянием факторов, изменить или ограничить действие которых реально невозможно. Например, налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль и социальные устои и др.
Чистые и спекулятивные риски
Суть наиболее
распространенной классификации рисков
заключается в разделении
Чистые риски - вызваны влиянием факторов, изменить или ограничить действие которых реально невозможно. Например, налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль и социальные устои и др.
Спекулятивные риски - связанные как с шансом выигрыша, так и с шансом потери. Например, ложь.
Чистые
риски, в отличии от секулятивных,
имеют относительно постоянный характер
проявления. Для их оценки и анализа
активно используются методы математической
статистики и теории вероятностей.
Благодоря стабильному
Спекулятивные
же риски определяются в полной мере
управленческим решением. Как правило
они имеют неопределенный характер
проявления, а их аналитические оценки
меняются с течением времени. Чаще всего
спекулятивные риски
Чистый
и спекулятивный риск Риск это
угроза убытков. Их возмещение фиксируется
определенной денежной компенсацией,
которую суд присуждает к выплате
истцу, выигравшему процесс. Но не всякий
ущерб возмещается. Страхование
имеет дело главным образом с
чистым риском. Чистый риск это риск,
предполагающий только вероятность
убытков. Так, снежная лавина являет
собой такой вид риска, которого
никакое физическое или юридическое
лицо не способно ни предсказать, ни избежать.
Другими словами, любая катастрофа,
подобная землетрясению или пожару,
дорого обходится людям, на которых
она обрушивается, но ее отсутствие
не приводит к повышению прибылей.
Чистый риск содержит в себе лишь опасность
ущерба, без всякой возможности выигрыша.
С другой стороны, спекулятивный
риск открывает перспективу
Риск в инновационной деятельности
В отечественной
и зарубежной экономической литературе
встречаются различные
«Новшество» характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение».
«Нововведение» — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества.
«Инновация» же - это «деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм».1 Существует и другое определение: «Инновация — это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества».
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Под инновациями
в широком смысле понимается прибыльное
использование новшеств в виде новых
технологий, видов продукции и
услуг, организационно-технических
и социально-экономических
Риск является
элементом результатов
Инновационная
деятельность в большей степени,
чем другие виды деятельности, сопряжена
с риском, так как полная гарантия
благополучного результата практически
отсутствует. В крупных организациях
этот риск, однако, значительно меньше,
так как перекрывается
Риск инновационной
деятельности тем выше, чем более
локализован инновационный
В общем
виде, риск в инновационной деятельности
можно определить как вероятность
потерь, возникающих при вложении
организацией средств в производство
новых товаров и услуг, в разработку
новой техники и технологий, которые,
возможно, не найдут ожидаемого спроса
на рынке, а также при вложении
средств в разработку управленческих
инноваций, которые не принесут ожидаемого
эффекта.
Инновационный риск возникает при следующих
ситуациях:
§ при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
§ при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
§ при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товар.
В целом, риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя следующие основные виды рисков:
1. риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки;
2. риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:
§ риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта)
§ риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта)
§ риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов)
§ риск при использовании комбинированного метода финансирования проекта, т.е. организация использует одновременно несколько источников (может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников);
3. маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые, также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:
§ риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качестве и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий
§ риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.
§ риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю
§ риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками;
4. риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:
§ риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера)
§ риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций данной отрасли (в случае необходимости для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях)
§ риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами)
§ риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта
§ риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта;
5. риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;