Центральный эмиссионный банк. Его функции и денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………..3

Эволюция ЦБ………………………………………………………………..4
Деятельность ЦБ…………………………………………………..………13
Денежно-кредитная политика ЦБ……………………………………….20
ЦБ Российской Федерации………………………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35
СПИКОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

Центральный банк.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

      Деятельность  Бундесбанка регулируется публичным  правом. Его уставный капитал принадлежит федеральному правительству Германии, которому перечисляется получаемая Банком прибыль.

      Сложившаяся система Бундесбанка весьма эффективна не только в отношении денежно-кредитного регулирования, но и в плане организационной структуры банка. Руководящими органами Банка являются:

  • Совет центральных банков (расположенный в Бонне); является высшим органом Бундесбанка; в его состав входят президент Бундесбанка (председатель Совета), вице-президент (заместитель председателя Совета), члены Совета директоров и президенты ландсцентральбанков.
  • Совет директоров (расположенный во Франкфурте-на-Майне); в его состав входят президент Бундесбанка, вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка.
  • Правление центральных банков земель, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка.

      С 1 ноября 1992 г. в соответствии с изменениями  внесенными в Закон о Бундесбанке  от 1992 г., организационная структура Немецкого федерального банка была изменена. Количество центральных банков земель было уменьшено с 11 (по количеству федеральных земель) до 9. Закон о Бундесбанке позволяет ландсцентральбанкам осуществлять операции с местными органами власти, а также с кредитными учреждениями их регионов.

      Руководство ландсцентральбанками осуществляется правлением, в состав которого входят президент, а в более крупных  центральных банках земель – и  один член правления. Вице-президенты и члены правления ландсцентральбанков назначаются на должности президентом Бундесбанка по предложению Совета центральных банков. Однако в этом Совете, в заседаниях которого они могут принимать, они не имеют права голоса.

      При ландсцентральбанках созданы также  советы, состоящие из представителей банковской системы страны. Советы выполняют функции совещательного органа.

      Немецкий  федеральный банк является единым банком, располагающим разветвленной сетью территориальных филиалов, обладающих определенной самостоятельностью.

      Банк  Франции был основан в 1800 г. по инициативе Наполеона I и первоначально cуществовал, как частное акционерное общество. Постепенно он начал выполнять эмиссионную функцию центрального банка, а в 1948 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. В 1936 году был принят новый Закон об Уставе банка Франции. В соответствии с ним банк Франции разрабатывает и проводит денежную политику в целях обеспечения стабильности цен и выполняет свою миссию в рамках общей экономической политики правительства.

      Для современной функциональной структуры банка Франции характерна централизация административной власти в руках управляющего. Управляющий осуществляет руководство банком Франции, определяет общие направления деятельности всех его подразделений. Ему предоставлено право назначать служащих на все должности в банке, за исключением директора филиала банка – его кандидатуру он может лишь предложить, а назначает на эту должность министр экономики и финансов Франции. Функции заместителей управляющего банком четко разграничены: один из них отвечает за вопросы денежной политики, другой – за административные вопросы.

      Управляет банком Франции Генеральный совет. Организационная структура банка  Франции представлена центральными подразделениями в Париже и разветвленной сетью филиалов расположенных по всей стране. Выполнение банком Франции всех своих функций способствует повышению степени независимости центрального банка.

      Банк  д'Италия ¾ центральный банк Итальянской республики. Банк д'Италия был образован в 1893 году в результате слияния трех крупных банков: банка Националь Репьо д'Италия, банка Национале Тоскана и банка Тоскана ди Кредито пер ле индустрие э иль коммерчио д'Италия. Первоначально банк д'Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания центральный банк Италии является эмиссионным банком; с 1926 года Банк д'Италия является монополистом.. На него были возложены контрольные функции; права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время.

        Капитал банка составляет 300 млн.  лир; он представляет 300 тыс. акций, каждая по 1000 лир; акции должны быть оплачены полностью. Акции в капитале Банка д'Италия являются именными и могут принадлежать лишь:

      1) сберегательным кассам;

      2) кредитным учреждениям публичного  права и национальным банкам;

      3) страховым обществам;

      4) страховым учреждениям.

       Центральный Банк России

      Создание  Центральный Банк России происходило  в условиях вступления России в капитализм и было первой из “великих реформ”, проведенных в стране императором  Александром II.

      Государственный банк Российской Империи являлся банком краткосрочного коммерческого кредита. Он был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет.

      В деятельности Государственного банка  Российской империи можно выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. Госбанк ежегодно вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности - в 1901 году. На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд.

      С начала 80-х годов XIX века Госбанк  готовил денежную реформу, которая  началась в 1895 г. и закончилась в 1898 г. введением в России золотого монометаллизма. В ходе этой же реформы Госбанк получил эмиссионное право.

      С принятием в 1894 г. нового устава начался  второй период в деятельности Госбанка. Накануне первой мировой войны Госбанк  стал одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас. Госбанк осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и через коммерческие банки принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли.

      Во  время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена в основном на ее финансирование.). История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого  момента началась история Государственного банка советского типа.

      Народный  банк РСФСР

      25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики  захватили здание Государственного  банка в Петрограде. Утром 14(27) декабря были захвачены Петроградские  коммерческие банки, а вечером  того же дня ВЦИК принял  Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным банком. Через месяц он стал называться Народным банком Российской Республики, еще позднее Народным банком РСФСР.

        Народный банк функционировал  на основании устава 1894 г. Однако  реально его деятельность регулировалась  Декретами и Постановлениями  СНК, ВЦИК и ВСНХ и приказами  по Наркомфину. Основной задачей  банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой. Народный банк противоречил идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен в Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

      Государственный банк СССР

      Согласно  Положению о Государственном  банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения. Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченности их и экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями.

        В 1923 г. Государственный банк  РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

      В результате проведенной в 1925 г. реформы  кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение  денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

      Во  второй половине 20-х годов функции  и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

      В июне 1927 г. на Госбанк была возложена  обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами. В области кредитной политики Госбанк стал монопольным.

      В январе 1931 г. была введена акцептная  форма безналичных расчетов через  Госбанк..

      В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий  на собственные и заемные и  определены основные принципы краткосрочного банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с процессом производства и обращения товаров.

      В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

      В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению  новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля над расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

       C 1960 г. Госбанк начал составлять  планы кредитования долгосрочных  вложений.

      В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной  реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные  с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием  капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

      В июле 1987 г. была очередная реорганизация  кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

      2 декабря 1990 г. Верховным Советом  РСФСР был принят Закон о  Центральном банке РСФСР (Банке  России), согласно которому Банк  России являлся юридическим лицом,  главным банком РСФСР и был  подотчетен Верховному Совету  РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

      В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений и организаций, все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР .

      Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

      В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране была создана  широкая сеть коммерческих банков, была изменена система счетов, создана  сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация.

Информация о работе Центральный эмиссионный банк. Его функции и денежно-кредитная политика