Центральный Банк Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения. Для Центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя Центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада, предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост.

Содержание

Сущность и функции Центрального банка РФ………………………..…......

1.1 Основы деятельности Центрального банка России …..……….....……...

1.2 Функции Центрального банка РФ..……………………...…….…...…...

1.3 Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению к кредитным организациям…………………………………………….……...…

2 Анализ денежно-кредитной политики Центрального банка РФ…………

2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования……………………………………………………...….................

2.2 Процентная политика Центрального банка РФ………………………...

2.3 Рефинансирование кредитно-банковских институтов…………….……

2.4 Проведение валютной политики…………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЦБ РФ.doc

— 124.00 Кб (Скачать)
y">7) назначить  временную администрацию по управлению  кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

8) отозвать  лицензию на осуществление банковских  операций.

      Для достижения поставленных перед Банком России целей и задач он вправе осуществлять с российскими и  иностранными кредитными организациями  такие операции:

  • предоставлять кредиты на срок не более года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
  • покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
  • покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  • покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и  иные ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года,
  • покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями.

    2  Денежно – кредитная  политика Центрального  банка РФ.

    2.1 Основные задачи, цели, методы и  формы денежно-кредитного  регулирования.

 

      Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое ЦБ, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

      В зависимости от конкретных целей  денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов. Оба эти направления денежно-кредитной политики реализуются с помощью специфических методов.

      По  характеру параметров, устанавливаемых  в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно – стоимости банковских кредитов.

      По  срокам воздействия инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на долгосрочные и краткосрочные  в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей  денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным, относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

      Основными инструментами денежно-кредитного регулирования: установление минимальных  резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование  официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничение и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает центральный банк на том ил ином этапе экономического развития.  

      Оно нацелено на достижение стабильного  экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. Денежно-кредитной  политики более быстрая и гибкая по сравнению с фискальной, обладает слабой зависимостью от политического  давления, но в то же время она лишь косвенно влияет на коммерческие банки.    
 
 

    1. Процентная  политика Центрального банка РФ.

    Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным  средствам центральных банков, которые  предоставляются под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная ставка – это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

      Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

      Посредством манипуляций с официальной учетной  ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны небанковских кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии.

      Как правило, в законах о центральном  банке предусмотрена лишь сама возможность  установления нижних и верхних границ официальной учетной ставки и  не указаны конкретные количественные ограничения. В связи с этим центральный банк полностью автономен в своих действиях и может исходить из сложившейся на данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной сфере. Как следует из практики центральных банков зарубежных стран, официальная учетная ставка может колебаться в пределах – от 5 до 15%.

     Изменение процентной ставки центрального банка  особенно активно используется в  условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. 

    • Политика  резервных требований.
     

          Это механизм регулирования общей ликвидности  банковской системы. Одним из наиболее активно применяемых центральным  банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные  требования в отношении обязательств коммерческих банков.

          Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. Повышение норм обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах ЦБ РФ и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение норм банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.

          Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном  порядке.

          Большое значение в практике применения резервных  требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане.

            Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды – до одного дня – способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой.

          Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает двух недель.  
     

        Политика  установления минимальных резервных  требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования  в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

      • 2.3 Рефинансирование  кредитно-банковских  институтов.
       

            Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным банком использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральные банки постепенно превратились в кредиторов последней инстанции и стали выполнять функции банка банков. Кредитно-банковские институты, испытывающие временные финансовые затруднения, получили возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств и в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощенных резервов. Однако доступ к этим кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.

            Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты (в отдельных  странах – и небанковские кредитные  учреждения). Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платежеспособности.

            Кредиты рефинансирования, предоставляемые Центральным банком, различаются в зависимости от:

      • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
      • сроков использования (краткосрочные – на 1 или несколько дней и среднесрочные – на 3-4 месяца);
      • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральными банками через аукционы);
      • целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).

            Учетные кредиты.

            Учетные (дисконтные) карты – это ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под учет векселей. Иными словами, учетные кредиты выдаются центральным банком посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

            Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д. К переучету в центральных банках допускаются только векселя, имеющие поручительство гарантов, финансовое положение которых отвечает предъявляемым требованиям.

            В зависимости от имеющихся у центрального банка задач в области денежно-кредитной политики уровень учетных лимитов либо понижается, либо повышается. При повышении уровня лимита расширяется объем учетных кредитов. В условиях ограниченной ликвидности банки стремятся расширить использование учетных кредитов как менее дорогостоящих по сравнению с ломбардными кредитами.

            Повышая уровень лимита, центральные банки  стремятся выровнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или  увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежной массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а интерпретируется как «техническое» регулирование банковской ликвидности.

            Как правило, на все виды векселей, учитываемые  в центральном банке, распространяются единые учетные ставки. Однако в  некоторых странах допускаются  отклонения от данной практики.

            Краткосрочные (корректирующие, сроком на 1 или несколько  дней) и среднесрочные кредиты  (на 3-4 месяца).

            Наибольший  удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования имеют краткосрочные  кредиты, зачастую однодневные, которые  центральные банки предоставляют  лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать кредиты на межбанковском рынке, тем самым вынуждая их приспосабливаться к экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к регулярным кредитам центрального банка.

            Особое  место в практике центральных  банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.

            Кредиты более длительного срока пользования  выдаются центральными банками кредитным учреждениям, которые не имеют прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие долгосрочного характера своих активов.

            В случае использования сезонных кредитов центрального банка потенциальный  заемщик обязан представить доказательства сезонного характера потребности  в кредитах. При этом часть своих  сезонных потребностей он должен покрыть  за счет собственных ресурсов.

            К учреждениям, широко использующим сезонные кредиты центрального банка, относятся  банки, специализирующиеся на кредитовании прежде всего сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки  предоставления сезонных кредитов могут  исчисляться несколькими месяцами.

            Кредиты более длительного срока использования  выдаются кредитным институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных обстоятельств. Удовлетворение запросов на кредит в этом случае будет зависеть от возможности исправить сложившееся положение, реальности возврата ссуды в установленный срок, размера возможного ущерба вследствие банкротства данного учреждения.

            Этими видами кредита пользуются кредитные  учреждения, испытывающие проблемы с  ликвидностью продолжительного характера, которые возникают вследствие ухудшения состояния денежного рынка. К ним относятся кредитные институты, в структуре активов которых преобладают долгосрочные требования и которые испытывают трудности с ликвидностью в периоды повышения процентных ставок на рынках краткосрочных кредитов.

        • 2.4 Проведение валютной  политики.
         

              Центральный банк в большинстве стран является проводником государственной валютной политики. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.

              В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

        • регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);
        • управление официальными валютными резервами;
        • валютное регулирование и контроль;
        • международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

            Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции  в той или иной степени практически  все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

              На  различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией  в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых организациях. 
         
         
         
         
         
         
         
         

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

             Основные  функции Центрального банка РФ –  эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной  политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства.

             Анализ  изменений, происшедших в последние  десятилетия в целях, формах и  методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить ряд общих тенденций.

             Денежно-кредитная  политика, первоначально предназначенная  на конъюнктурное регулирование, имеющая  множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, Центральный банк   изменил методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.

             Банк  России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган  государственного управления специальной  компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

             Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

             Административные  функции можно условно разделить  на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

             В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

             Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе  составляют основу деятельности Банка  России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

             Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный  банк Российской Федерации, в то время  как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ  РФ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер. 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

        1.  Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации

         (Банке России)» от 27 июня 2002 года.

        1. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999 - 169с.
        2. Жуков Е.Ф.  Деньги, кредит, банки. - 2 изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 600с.
        3. Коробова  Г.Г.  Банковское дело. - М.: Юристъ, 2002. – 751с.
        4. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 464с.
        5. Порамарчук А. А. Законодательство о банках и банковской деятельности. – М.:  Законность, 2000.  №1. – 16с.
        6. Сенчагов В.К., Архипова А.И. Финансы, денежное обращение и кредит. -  М.: Проспект, 1999. – 496с.
        7. Свиридова О.Ю. Деньги, кредит, банки. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448с.
        8. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги, кредит, банки.- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.

Информация о работе Центральный Банк Российской Федерации