Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:34, лекция

Описание работы

Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального, регионального, местного бюджетов. Составная часть - бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней в целях выравнивания доходной базы до минимально необходимого уровня.

Содержание

1. Бюджетный процесс и его стадии.
2. Принципы организации и задачи бюджетного процесса.
3. Краткая характеристика цикла бюджетного процесса в России
4. Бюджетное планирование и его методы.
5. Задачи совершенствования бюджетных отношений

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     В случае невыполнения бюджетных обязательств может применяться блокировка расходов бюджета.

     Исполняющий бюджет орган имеет право перемещать бюджетные ассигнования меду разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов в пределах 10% бюджетных ассигнований.

     Не  допускается размещение бюджетных  средств на банковских депозитах, их передача в доверительное управление.

      Важный элемент третьей стадии кассовое исполнение бюджета - организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует банковская система кассового исполнения бюджета. Банк - главный кассир государства. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип  единства кассы -. полученные бюджетные средства поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке. С этого счета происходят все расходы государства.  В РФ казначейская система исполнения бюджета и принцип  единства кассы в данном случае означает, что все платежи из федерального бюджета осуществляются с единого (главного) счета федерального казначейства. Казначейство освобождает Центральный банк  и его систему от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Счета, опосредствующие движение средств федерального бюджета должны быть транзитными, т.е. не иметь переходящих остатков. В системе казначейства  открывается счет бюджетной единицы с последующим перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполнивших работы или оказавших услуги для бюджетных единиц, финансируемых за счет средств федерального бюджета.  

     После окончания финансового года начинается последний этап - составление отсчета об исполнении бюджета Минфином и утверждение его парламентом.

     Цикл  бюджетного процесса закончен.

       

     5. Бюджетное планирование - часть финансового планирования, суть - централизованное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе национальной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней.

     Принципы  бюджетного планирования

    • регулирование по единым правовым нормам
    • адресность и целевой характер
    • непрерывность планирования годового бюджета
    • стабильность устанавливаемых финансовых норм, налоговых ставок, смет
    • балансовый метод.

     Осуществляется  органами гос. власти и управления Бюджетное планирование включает  бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу, вопросы теории и методологии составления бюджетов.

     Бюджетный процесс - главная форма бюджетного планирования. 

     Методы бюджетного планирования

     1) метод экономического анализа  - определяет  степень выполнения  за прошлый год,  степень выполнения  за  текущий год, выявляет причины  отклонения

     2) нормативный метод - определяет  норму определенной статьи расхода.  Умножается натуральная единица на норму = общая сумма расходов

     3) экстраполяцинный метод - определяет  финансовые показатели на основе  их динамики, исходя из отчетных  данных за предыдущий период  и распространяет полученные  суммы на будущий год

     Иные  методы бюджетного планирования:

    • Программно-целевой метод
    • Системный анализ
    • Экономическое моделирование

     Надо  сказать, что в мире существует две бюджетные технологии: американская и европейская. Первая не предусматривает принятия годового закона бюджета. Текущие расходы Правительства определяются действующими законами о назначениях (это аналог наших Федеральных Целевых Программ), срок которых может быть и 10 лет, а также ежегодно принимаемыми 13 билями об ассигнованиях, касающимися устоявшихся расходов, преимущественно это расходы по социальной сфере. Таким образом, весь бюджет представляет собой годовой срез долгосрочных программ плюс устоявшиеся расходы. При этом дефицит или профицит  является предметом заботы Правительства, а не законодателей. В рамках этого процесса могут принимать программы по увеличению или сокращению  бюджетных расходов. Например, при Клинтоне была принята программа сокращения госдолга.

     Европейская бюджетная система опирается  преимущественно на доходы текущего года, прогноз которых и служит основой расходной части. Сам бюджет формируется как законченный документ. Внести изменения достаточно сложно.

     Наш бюджетный процесс, как мы видим, находится  где-то по середине. Принимаются  многие ФЦП, которые затем не финансируются, так как вводились не законом, а постановлением Правительства. Затем следует сокращение перечня ФЦП или секвестр. 

        Метод целевого управления финансов - разработка программ отдельными Министерствами и ведомствами (1973 США). Составление бюджета  с нуля - ежегодный пересмотр правительственных программ без учета уже произведенных затрат по ранее принятым программ.

        ФРГ - конъюктурно-нейтральный бюджет

        Франция - рационализация выбора бюджетных  решений

        Великобритания - программный анализ и обзор

        дставленный проект по статьям расходов и вносят коррективы. 

     6. Совершенствование бюджетных отношений. (См Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию). Основные требования к бюджетной политике:

     Реалистичность. Жесткость.

     Ответственность  за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств. Подлинная результативность бюджета, а не исполнение отдельных статей.

     В области доходов:

     Упрощение налоговой системы

     Сокращение  налоговых льгот

     Изменение структуры налогов 

     В области расходов:

     Обоснованность  и гласность

     Конкретность  параметров

     Финансирование реформ

     Упорядочивание  системы  социальных льгот населения

     Финансовый  контроль

     Сокращение  количества федеральных целевых  программ Обоснованность государственной  поддержки и ее объемов отраслям народного хозяйства 

Информация о работе Бюджетный процесс