Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:34, лекция

Описание работы

Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального, регионального, местного бюджетов. Составная часть - бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней в целях выравнивания доходной базы до минимально необходимого уровня.

Содержание

1. Бюджетный процесс и его стадии.
2. Принципы организации и задачи бюджетного процесса.
3. Краткая характеристика цикла бюджетного процесса в России
4. Бюджетное планирование и его методы.
5. Задачи совершенствования бюджетных отношений

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Бюджетный процесс. 

  1. Бюджетный процесс и его стадии.
  2. Принципы организации и задачи бюджетного процесса.
  3. Краткая характеристика цикла бюджетного процесса в России
  4. Бюджетное планирование и его методы.
  5. Задачи совершенствования бюджетных отношений
 

           Литература.

Бюджетный кодекс РФ

О бюджетной  политике на ….. год. Послание Президента //Финансы  

     1. Бюджетный процесс - регламентированная  законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального, регионального, местного  бюджетов. Составная часть - бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней в целях выравнивания доходной базы до минимально необходимого уровня.

     Содержание  Б.п. определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

     Основные  стадии и продолжительность:

    1. Составление проекта: разработка планов прогнозов развития РФ и территорий, разработка постатейно расходов, составление расчетов доходов    
    2. +рассмотрение, согласование и утверждение бюджета Федеральным собранием, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления = - около 20 месяцев   (более года).
    3. Исполнение бюджета    осуществляется исполнительными органами власти федерального уровня, субъектов РФ и местного самоуправления  (1 календарный год).
    4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение – составляется исполнительными органами власти всех уровней; отчет утверждается представительными органами власти (0,5 года).

     Для завершения исполнения бюджета кроме  бюджетного периода предоставляется  льготный период - 1 мес. - заканчиваются  операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год и льготный период составляют счетный период.

     Все стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Низкая эффективность даже на одном  из этапов бюджетного процесса может  нейтрализовать высокую эффективность  на другом этапе. Например, неправильный экономический прогноз приведет к невозможности исполнить бюджет, осуществить секвестирование доходов, приведет к бюджетному дисбалансу и росту задолженности государства. С другой стороны, своевременное полное финансирование инвестиционного проекта на полной основе может дать нулевую социальную эффективность, если окажется  на практике, что этот проект не нужен (например, строительство школы при отсутствии возможности укомплектовать учителями).

     2. Принципы организации бюджетного процесса:

     единство  - ед. правовая база, ед. бюджет. классификация и формы бюджетной документации, необходимой для составления информации, единство денежной системы;

     самостоятельность - наличие собственных доходов и права определять направления их использования

     балансовый  метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов, между натуральными и финансовыми показателями  (соответствие) - основа устойчивости бюджета,  создание эффективных пропорций в перераспределении  между сферами народного хозяйства и регионами.

     Участники бюджетного процесса в России: Президент РФ, органы представительной власти субъектов РФ (высшие должностные лица, главы муниципалитетов, органы по сбору налогов, финансовые органы) органы денежно-кредитного регулирования, государственного и муниципального контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, кредитные учреждения, осуществляющие операции с бюджетными средствами и иные получатели бюджетных средств.

     Каждый  участник бюджетного процесса обладает бюджетными полномочиями и ответственностью по обеспечению бюджетного процесса.

       Бюджетные полномочия – выполнение отдельных стадий бюджетного процесса, обслуживание бюджетных счетов учреждения, смет бюджетных учреждений, составление росписи, лимитов бюджетных обязательств, предоставление бюджетных заявок  и т.д.

     Ответственность по обеспечению бюджетного процесса  - своевременность осуществления бюджетных процедур, соблюдение нормативов финансовых затрат, эффективное использование бюджетных средств, целевое использование средств и т.д.

     Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. В субъектах РФ для этого составляется  план регулирования бюджетов, входящих в консолидированный бюджет субъектов РФ. Регулирование бюджетов осуществляется с помощью регулируемых доходов.

     2.2. Задачи бюджетного процесса ;

  1. Максимальное  выявление материальных и финансовых ресурсов
  1. Установление  расходов по целевому обеспечению
  2. Согласование бюджета с общей программой развития
  3. Контроль состояния бюджетного дефицита
  4. Усиление контроля за выполнением налоговых обязательств и др.
 

     3.  Краткая характеристика цикла бюджетного процесса

     Составление проекта бюджета -один из наиболее важных этапов бюджетного процесса, когда происходит решение вопросов объема бюджета, определяется налоговая и денежная политика на год, а так же основные направления использования средств, методы покрытия дефицита. Составление проекта бюджета в целом отражает задачи экономической политики страны и осуществляется с учетом согласования программ с имеющимися ресурсами, определяет приоритетов в расходовании средств. 

     Работа  по составлению проекта начинается задолго до начала бюджетного года (в ФРГ за 6 мес., Японии - 7 мес., Франции - 14 мес, США - 18 мес.). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов, в США – специальным органом - Административно-бюджетным управлением при Президенте.

     В России составление проекта, рассмотрение и  утверждение бюджета, исполнение бюджета разных уровней, контроль за  исполнением осуществляются на основе Закона РСФСР “ Об основах бюджетного устройства РСФСР”,  Правил о порядке составления и исполнения бюджета, изд. Минфином, решениями гос. представительных органов власти. В соответствии с российским бюджетным законодательством  к ведению исполнительных органов власти отнесено составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и контроль за  исполнением.  К ведению представительных органов отнесено рассмотрение проекта бюджета соответствующего уровня, утверждение, контроль за  исполнением, утверждение отчета об исполнении. 

     Шагом предваряющим составление самого проекта бюджета является разработка планов -прогнозов развития территорий и целевых программ - на их основе создается сводный финансовый баланс государства (СФБ) по России в целом и по субъектом в частности (СФБ это финансовый план соц.-эк. развития страны, анализ движения стоимости общ. продукта и нац. дохода). СФБ - фин. программа в общем виде, отражает требования фин. политики. Бюджет в данном случае инструмент проведения фин. политики, конкретность. СФБ - основа для постатейной разработки расходов и расчетов доходов для различных уровней исполнительной власти, уполномоченных  составлять бюджет. Структуры доходов и расходов СФБ и бюджета приближены.

     Бюджетное послание Президента РФ.

     Постановление Правительства о разработке проекта  бюджета.

     Минэкономики  разрабатывает сценарные условия  социально-экономического развития.

     Подготовка директивных указаний Министерством финансов министерствам и ведомствам с предложением представить к определенной дате расчет сметы доходов и расходов. Им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.

     Перечень  материалов, представляемых правительством в Государственную думу вместе с проектом федерального бюджета:

    • Предварительные итоги социально-экономического развития страны за истекший период текущего года
    • Прогноз социально-экономического развития страны
    • Основные направления бюджетной и налоговой политики
    • Прогноз СФБ РФ
    • Прогноз консолидированного бюджета РФ
    • Основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами Федерации
    • Федеральные целевые программы
    • Федеральная адресная инвестиционная программа
    • Программа внешних государственных заимствований и структура внешнего долга
    • Структура внутреннего долга и программа внутренних государственных заимствований
    • Программы приватизации
    • Оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета
    • и др. Порядка 16-21 документов. Аналогичные документы составляются и субъектами федерации.

     В процессе рассмотрения проектов бюджетов используется многочисленное количество согласительных процедур как в вертикальном, так и горизонтальном разрезах.

     Утверждение бюджетов идет через бюджетные чтения (их четыре), где происходит поэтапная детализация его параметров в рамках ранее принятых предыдущих показателей.

     Бюджетная инициатива - право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета.

     В ряде развитых стран члены парламента лишены права вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или установлению новых налогов, если они не являются одновременно членами правительства.  (США - глав. роль у членов Конгресса).

     + огранич. бюджет. прав парламента -  не рассматривает бюджет  как единый документ, рассм. отдел. разделы расходов и изм. ставок налогов.

     Утверждается  бюджет законодательным органом  и подписью главы государства.

     Третья  стадия - исполнение бюджета : получение утвержденных доходов и осуществление на основании статей расходов в соответствии с выделенными ассигнованиями. Этот этап продолжается в течении года и назевается финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны _ Япония 1 апреля-31 марта, США 1октября-30 сентября, Франция - 1 янв. з1 декабря)

     Основные  этапы исполнения бюджета по доходам:

  • Перечисление  и зачисление доходов на единый счет бюджета
  • Распределение регулируемых доходов
  • Возврат излишне уплаченных доходов
  • Учет и составление отчетности о доходах бюджета

     Основные  этапы исполнения бюджета по расходам:

  • Составление и утверждение бюджетной росписи
  • Доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей средств, утверждение смет расходов и доходов
  • Доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. Бюджетные обязательство -  это признанная исполняющим бюджет органом обязанность расходования средств в соответствии с законом о бюджете и  бюджетной росписью.
  • Принятие денежных обязательств
  • Подтверждение и выверка исполнения
  • Расходование средств путем списания с единого бюджетного счета
  • Учет и составление отчета о расходах бюджета

        Режим сокращения расходов бюджета (секвестр – см. выше) при  сокращении финансирования более чем  на 5%, но не более чем на 10%  режим  сокращения расходов бюджета вводит исполнительный орган власти,  иначе вносятся изменения и дополнения в закон о бюджете.

Информация о работе Бюджетный процесс