Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:34, лекция
Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального, регионального, местного бюджетов. Составная часть - бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней в целях выравнивания доходной базы до минимально необходимого уровня.
1. Бюджетный процесс и его стадии.
2. Принципы организации и задачи бюджетного процесса.
3. Краткая характеристика цикла бюджетного процесса в России
4. Бюджетное планирование и его методы.
5. Задачи совершенствования бюджетных отношений
Бюджетный
процесс.
Литература.
Бюджетный кодекс РФ
О бюджетной
политике на ….. год. Послание Президента
//Финансы
1. Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального, регионального, местного бюджетов. Составная часть - бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней в целях выравнивания доходной базы до минимально необходимого уровня.
Содержание Б.п. определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Основные стадии и продолжительность:
Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода предоставляется льготный период - 1 мес. - заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год и льготный период составляют счетный период.
Все
стадии взаимосвязаны и
2. Принципы организации бюджетного процесса:
единство - ед. правовая база, ед. бюджет. классификация и формы бюджетной документации, необходимой для составления информации, единство денежной системы;
самостоятельность - наличие собственных доходов и права определять направления их использования
балансовый метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов, между натуральными и финансовыми показателями (соответствие) - основа устойчивости бюджета, создание эффективных пропорций в перераспределении между сферами народного хозяйства и регионами.
Участники бюджетного процесса в России: Президент РФ, органы представительной власти субъектов РФ (высшие должностные лица, главы муниципалитетов, органы по сбору налогов, финансовые органы) органы денежно-кредитного регулирования, государственного и муниципального контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, кредитные учреждения, осуществляющие операции с бюджетными средствами и иные получатели бюджетных средств.
Каждый участник бюджетного процесса обладает бюджетными полномочиями и ответственностью по обеспечению бюджетного процесса.
Бюджетные полномочия – выполнение отдельных стадий бюджетного процесса, обслуживание бюджетных счетов учреждения, смет бюджетных учреждений, составление росписи, лимитов бюджетных обязательств, предоставление бюджетных заявок и т.д.
Ответственность по обеспечению бюджетного процесса - своевременность осуществления бюджетных процедур, соблюдение нормативов финансовых затрат, эффективное использование бюджетных средств, целевое использование средств и т.д.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. В субъектах РФ для этого составляется план регулирования бюджетов, входящих в консолидированный бюджет субъектов РФ. Регулирование бюджетов осуществляется с помощью регулируемых доходов.
3. Краткая характеристика цикла бюджетного процесса
Составление
проекта бюджета -один из наиболее
важных этапов бюджетного процесса, когда
происходит решение вопросов объема бюджета,
определяется налоговая и денежная политика
на год, а так же основные направления
использования средств, методы покрытия
дефицита. Составление проекта бюджета
в целом отражает задачи экономической
политики страны и осуществляется с учетом
согласования программ с имеющимися ресурсами,
определяет приоритетов в расходовании
средств.
Работа по составлению проекта начинается задолго до начала бюджетного года (в ФРГ за 6 мес., Японии - 7 мес., Франции - 14 мес, США - 18 мес.). Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов, в США – специальным органом - Административно-бюджетным управлением при Президенте.
В России составление проекта, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета разных уровней, контроль за исполнением осуществляются на основе Закона РСФСР “ Об основах бюджетного устройства РСФСР”, Правил о порядке составления и исполнения бюджета, изд. Минфином, решениями гос. представительных органов власти. В соответствии с российским бюджетным законодательством к ведению исполнительных органов власти отнесено составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и контроль за исполнением. К ведению представительных органов отнесено рассмотрение проекта бюджета соответствующего уровня, утверждение, контроль за исполнением, утверждение отчета об исполнении.
Шагом предваряющим составление самого проекта бюджета является разработка планов -прогнозов развития территорий и целевых программ - на их основе создается сводный финансовый баланс государства (СФБ) по России в целом и по субъектом в частности (СФБ это финансовый план соц.-эк. развития страны, анализ движения стоимости общ. продукта и нац. дохода). СФБ - фин. программа в общем виде, отражает требования фин. политики. Бюджет в данном случае инструмент проведения фин. политики, конкретность. СФБ - основа для постатейной разработки расходов и расчетов доходов для различных уровней исполнительной власти, уполномоченных составлять бюджет. Структуры доходов и расходов СФБ и бюджета приближены.
Бюджетное послание Президента РФ.
Постановление Правительства о разработке проекта бюджета.
Минэкономики
разрабатывает сценарные
Подготовка директивных указаний Министерством финансов министерствам и ведомствам с предложением представить к определенной дате расчет сметы доходов и расходов. Им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. Разработанные проекты смет министерств и ведомств на основе контрольных цифр после согласования с министерством финансов закладываются в проект бюджета.
Перечень материалов, представляемых правительством в Государственную думу вместе с проектом федерального бюджета:
В процессе рассмотрения проектов бюджетов используется многочисленное количество согласительных процедур как в вертикальном, так и горизонтальном разрезах.
Утверждение бюджетов идет через бюджетные чтения (их четыре), где происходит поэтапная детализация его параметров в рамках ранее принятых предыдущих показателей.
Бюджетная инициатива - право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета.
В ряде развитых стран члены парламента лишены права вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или установлению новых налогов, если они не являются одновременно членами правительства. (США - глав. роль у членов Конгресса).
+ огранич. бюджет. прав парламента - не рассматривает бюджет как единый документ, рассм. отдел. разделы расходов и изм. ставок налогов.
Утверждается бюджет законодательным органом и подписью главы государства.
Третья стадия - исполнение бюджета : получение утвержденных доходов и осуществление на основании статей расходов в соответствии с выделенными ассигнованиями. Этот этап продолжается в течении года и назевается финансовым или бюджетным годом. Его временные границы в разных странах различны _ Япония 1 апреля-31 марта, США 1октября-30 сентября, Франция - 1 янв. з1 декабря)
Основные этапы исполнения бюджета по расходам:
Режим сокращения расходов бюджета (секвестр – см. выше) при сокращении финансирования более чем на 5%, но не более чем на 10% режим сокращения расходов бюджета вводит исполнительный орган власти, иначе вносятся изменения и дополнения в закон о бюджете.