Бюджетный процесс в развитых зарубежных государствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 06:45, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Центральным звеном бюджетной системы является государственный бюджет. В связи с этим изучение бюджетной системы и бюджетного процесса, обрело в настоящее время особую актуальность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран…………4
Основные стадии (этапы) бюджетного процесса в развитых зарубежных странах………………………………………………………………………….8
Список используемой литературы…………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

моя контрольнаяяя .docx

— 30.15 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального 

образования

Тихоокеанский государственный  университет

Факультет экономики и  управления

Кафедра финансов, кредита  и бухгалтерского учета

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы и  кредит» 

Тема: «Бюджетный процесс в развитых зарубежных государствах»

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса, гр ЭСзу-02

С применением  ДОТ

Зенкова Юлия Олеговна

10041033287

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012 г.

Содержание:

                                                                                                                            стр

Введение……………………………………………………………………….3

Бюджетное устройство и бюджетная  система зарубежных стран…………4

Основные стадии (этапы) бюджетного процесса в развитых зарубежных странах………………………………………………………………………….8

Список используемой литературы…………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

      Ведущую,  определяющую роль в формировании  и  развитии экономической  структуры  любого современного  общества играет государственное  регулирование. Одним из наиболее  важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является  финансовый механизм - финансовая  система общества, главным звеном  которой является государственный  бюджет. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства,  дает политической власти реальную  возможность воздействовать на  экономику, финансировать ее структурную  перестройку, обеспечивать социальную  поддержку наименее защищенным  слоям населения.

      Бюджетная  система является частью финансовой  системы государства. По сути  – это  совокупность всех  бюджетов, действующих  на территории  страны. Центральным  звеном бюджетной  системы является государственный  бюджет. В связи с этим изучение  бюджетной системы и бюджетного  процесса,  обрело в настоящее  время особую актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран

Для выполнения своих функций  государственные  органы на всех уровнях  управления должны располагать соответствующей  финансовой базой. С этой целью в  каждой стране создается разветвленная  сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию  денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства  каждой административно-территориальной  единицы, содержания законодательной  власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных  видов бюджетов, их сбалансирования  возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация  и принципы построения бюджетной  системы, бюджетного процесса, взаимоотношения  между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных  прав) представляют собой бюджетное  устройство.         

      В разных  странах бюджетное устройство  отличается своими особенностями,  обусловленными государственным  устройством, территориально-административным  делением, уровнем развития экономики,  ее структурными чертами. Известны  две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления  — центральное и местное; в  федеративных государствах (США,  Канада, ФРГ, Швейцария и др.) —  три звена управления: центральное,  членов федерации и местное.

      Главное  место в бюджетном устройстве  занимает бюджетная система, представляющая  собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах  совокупность всех видов бюджетов  страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды.

      За  счет  собственного правительственного  бюджета финансируются общенациональные  экономические и социальные программы.  Доверительные фонды, как правило,  носят целевой характер и связаны  с деятельностью отдельных видов  производственной инфраструктуры. Среди них: содержание федеральных  автострад, аэропортов, гидроэлектростанций.  Статус этих фондов носят фонды  социального страхования, охватывающие  различные виды пенсионного обеспечения,  а также пособия по безработице.

      Государственный  бюджет Великобритании состоит  из так  называемого обычного  бюджета и  национального фонда  займов.

      Обычный  бюджет финансирует текущие затраты  на оборону, экономические и  социальные цели, субсидии местным  органам власти, выплаты процентов  по государственному долгу, взносы  в бюджет и другие фонды  ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание  королевы и королевского двора.  Из национального фонда займов  осуществляются платежи по государственному  долгу, долгосрочные кредиты на  капиталовложения государственным  предприятиям и местным органам  власти.

      Государственный  бюджет Италии состоит из двух  частей: счета текущих операций  и счета движения капиталов.  Расходы счета текущих операций  образуются в основном из выплаты  жалованья и пенсий государственным  служащим, покупки товаров и услуг,  трансфертов государственным и  частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

      Более сложной  по структуре является бюджетная   система Франции, которая заключает   в себе центральный бюджет, присоединенные  бюджеты различных государственных  организаций и специальные счета  казначейства. Ассигнования из центрального  бюджета выделяются на содержание  административных служб, на обслуживание  государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические  и социальные программы.

      Присоединенные  бюджеты финансируют организации,  не имеющие статуса юридического  лица, но осуществляющие торгово-промышленную  деятельность и обладающие финансовой  автономией. К их числу относятся  бюджеты: почты, телеграфа, телефона; национальной типографии; монетного  двора; социальных сельскохозяйственных  пособий; ордена Почетного легиона;  ордена Освобождения.

      В Японии  наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом  центрального правительства, имеется  инвестиционный бюджет, а также  57 специальных счетов. Из центрального  бюджета финансируются экономические,  социальные нужды, оборона, целевые  перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному  долгу.

      Средства  инвестиционного бюджета предназначены  для капиталовложений и займов  государственным корпорациям и  местным органам власти.

      Специальные  счета открываются для государственных  предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти  насчитывают около 7 тыс. подобных  счетов.

      Таким образом,  структура бюджетов в зарубежных  странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение  текущих доходов и расходов  государства от затрат капитального  характера.

      Построение  бюджетных систем в развитых  зарубежных странах основывается  на специальных  принципах.  Важнейшие из них: единство, полнота,  реальность и гласность.

      Принцип  единства бюджетной системы обеспечивается  единой правовой базой, использованием  единых бюджетных классификаций,  согласованными нормами бюджетного  процесса, единой социально-экономической  и налоговой политикой. Его  задачей служит установление  более эффективного контроля  за финансами со стороны правительства.  Принцип полноты означает, что  в каждом звене бюджетной системы  доходы и расходы должны отражаться  в их полном объеме. Принцип  реальности предусматривает правдивое  отражение в бюджете финансовых  операций государства, характера  расходов и доходов, соответствие  утвержденных по бюджету сумм  их исполнению. Принцип гласности  требует публикации утвержденных  бюджетов, а также отчетов об  их исполнении.

      В унитарных  государствах местные  бюджеты  своими доходами и расходами  не входят в государственный  бюджет, в федеративных государствах  — не включаются в бюджет  членов федерации, доходы и  расходы которых не входят  в федеральный бюджет.

 

 

 

 

 

Основные стадии (этапы) бюджетного процесса в развитых зарубежных странах

Составление проекта бюджета — один из важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия бюджетного дефицита, а также распределение доходов между звеньями бюджетной системы.

Работа по составлению  проекта государственного бюджета  начинается задолго до начала нового бюджетного года: в ФРГ — за шесть  месяцев, в Японии — за семь, во Франции  — за 14, в США — за 18 месяцев. Проект бюджета разрабатывается  органами исполнительной власти, как  правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом  — Службой управления и бюджета  при президенте.

В ряде стран составление  бюджета начинается с выступлений  главы исполнительной власти по проблемам  общих направлений социально-экономической  политики на предстоящий год. Например, в США президент обращается к  американскому народу с Бюджетным  посланием, в котором формируются  основные задачи финансово-денежной политики, правительственная оценка доходов  и расходов федерального бюджета  в предстоящем бюджетном году и в последующие четыре года.

При составлении проекта  бюджета ставятся следующие цели:

- активное воздействие его на повышение эффективности экономики;

- обеспечение согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими и социальными программами-прогнозами правительства;

- установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств;

- изыскание источников для покрытия дефицита бюджета.

В некоторых развитых странах (США) действует бюджетный календарь  — план распределения по времени  движения бюджетного процесса. Хотя на практике этот календарь слабо исполняется.

До начала составления  проекта бюджета министерство финансов (или специальный орган в США) направляет директивные указания руководителям  министерств и государственных  ведомств с предложением представить  к определенному сроку расчеты  смет расходов и возможных доходов. В одних странах им сообщаются общие контрольные цифры (или  рекомендации) возможных ассигнований (Франция), которые служат основой  бюджетных заявок (запросов) и смет в целом, в других — бюджетные  заявки государственные ведомства  высылают самостоятельно.

В ходе составления бюджета  происходит длительный обмен сведениями, предложениями, оценками между главой государства, министерством финансов (или специальным органом), министрами и иными главами государственных  ведомств.

Решение спорных вопросов иногда требует вмешательства главы  государства. При принятии решений  о бюджете учитываются перспективы  экономического развития, степень инфляции, уровень занятости, число пользующихся социальной поддержкой. Согласованные  бюджетные решения принимаются  с учетом данных исполненного ранее  утвержденного бюджета, включая  бюджет текущего года. Затем министерство финансов (специальный орган) начинает разрабатывать бюджетные показатели и другие бюджетные документы.

При разработке проекта бюджета  на предстоящий год, а во многих развитых странах на длительную перспективу (четыре—пять лет) используют различные  методы исчисления доходов и расходов, которые претерпели в историческом плане значительные изменения. С  расширением масштабов мобилизации  ресурсов и необходимостью наиболее эффективного их использования стали  применять сначала в США (с 1960-х  годов), а затем и в других странах  программно-целевой метод, в том  числе системный анализ, экономические  модели, электронно-вычислительную технику.

Рассмотрение и утверждение  проекта бюджета. После одобрения  высшим исполнительным органом (кабинетом  министров, канцлером в Германии, президентом в США), проект бюджета  поступает в законодательный  орган — парламент для рассмотрения и утверждения его. Как правило, проект бюджета обсуждается каждой палатой отдельно (сначала в нижней, а затем в верхней — во Франции, либо одновременно в обеих палатах  — в США, Германии). В каждой палате парламента функционируют специальные  комитеты и комиссии, которые занимаются конкретными бюджетными вопросами, часто по программам. Они детально анализируют соответствующие статьи проекта бюджета, вносят коррективы и дают заключение с объяснительной запиской.

Информация о работе Бюджетный процесс в развитых зарубежных государствах