Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:40, реферат
Существует множество определений бюджетного дефицита. Рассмотрим несколько из них. Сначала обратимся за понятием бюджет к Толковому словарю Ожегова, чтобы, исходя из него, можно было понимать определение бюджетного дефицита.
Бюджет - роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок.
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«-» - нет данных.
Эти расходы призваны смягчить дифференциацию
социальных групп, неизбежно свойственную
рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение
доступа представителей относительно
менее обеспеченных слоев населения к
получению квалификации, достойному медицинскому
обслуживанию, гарантированной минимальной
пенсии и сносному жилью не только играет
социально стабилизирующую роль, но и
обеспечивает хозяйство важнейшим фактором
производства – квалифицированной и здоровой
рабочей силой, а значит, увеличивает национальное
богатство страны.
В затратах на хозяйственные нужды обычно
выделяются бюджетные субсидии сельскому
хозяйству, которые имеют также социальную,
политическую и хозяйственную направленность.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования
могут служить расходы по государственному
долгу (например, досрочное погашение
части долга), размеры расходов на кредиты
и субсидии частным и государственным
предприятиям, сельскому хозяйству, на
создание и совершенствование объектов
инфраструктуры, на закупку вооружения
и военное строительство.
В периоды кризисов и депрессий расходы
государственного бюджета на хозяйственные
цели, как правило, растут, а во время «перегрева»
конъюнктуры – сокращаются.
Структура расходов государственного
бюджета оказывает регулирующее воздействие
на размеры спроса и капиталовложений,
а также на отраслевую и региональную
структуры экономики, национальную конкурентоспособность
на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование
экспортных кредитов и вывозимого государственного
капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют
экспорт и в долгосрочном плане улучшают
платежный баланс, открывают для экономики
страны новые зарубежные рынки, способствуют
укреплению национальной валюты, обеспечению
поставок на внутренний рынок необходимых
товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический
аспект политики бюджетных расходов.
Действенность госрегулирования экономики
с помощью бюджетных расходов зависит,
во-первых, от относительных размеров
расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых,
от структуры этих расходов; в-третьих,
от эффективности использования каждой
единицы расходуемых средств.
Главным признаком правильности проводимой
государством бюджетной (и любой другой
экономической) политики является устойчивый
экономический рост. Такой рост, однако,
может оказаться несовместимым с достижением
сбалансированности бюджета по доходам
и расходам. Обязательная сбалансированность
бюджета сводит на нет действия налога
как автоматического стабилизатора (при
спаде налоги уменьшаются, и наоборот).
Сбалансированность, напротив, означает
рост налогов в период спада (чтобы погасить
бюджетный дефицит), и снижение налогов
при подъеме (чтобы избавиться от избытка).
В результате, как спад, так и инфляционный
перегрев при подъеме только усилятся.
В этой ситуации бюджетный дефицит, если
он не ведет к росту цен, может оказаться
полезным для стимулирования экономического
роста.
Законами о федеральном бюджете России
дефицит предусматривался вплоть до 2000
года. Однако к концу десятилетия его величина
постепенно сокращалась, причем не только
в относительном, но и в абсолютном выражении.
И уже теперь госбюджет РФ сводится с профицитом.
С 2004 года картина бюджетного профицита
выглядит следующим образом (таблице 2).
Таблица 2
Профицит консолидированного бюджета
(в процентах к ВВП)
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если при составлении проекта
бюджета обнаруживается превышение
доходов над расходами, это означает,
что существует резерв для осуществления
дополнительных расходов либо для снижения
налоговой нагрузки на экономику. Поэтому
российский Бюджетный кодекс предусматривает,
что государственный и местные бюджеты
должны составляться и утверждаться без
профицита. Если плановый объем доходов
оказывается выше расходов, до окончательного
принятия закона о бюджете следует сократить
профицит в следующей последовательности;
1) уменьшить доходы от продажи государственной
или муниципальной собственности (для
федерального бюджета - от реализации
государственных запасов и резервов);
2) направить средства на дополнительное
погашение долговых обязательств;
3) увеличить расходы бюджета, в том числе
за счет передачи части доходов бюджетам
других уровней.
Если же эти меры осуществлять нецелесообразно,
необходимо снизить налоговые поступления
в бюджет, что потребует внесения изменений
в налоговое законодательство. Это, в свою
очередь, будет означать уменьшение налоговой
нагрузки на экономику, и способствовать
повышению экономической активности.
Если бюджет на очередной год принимается
с дефицитом, в законе о бюджете необходимо
предусмотреть источники его финансирования.
К ним относятся различные виды заемных
средств, которые привлекаются государством
с денежного, кредитного и финансового
рынка.
Структура источников финансирования
дефицита бюджетов различных уровней
в России определяется Бюджетным кодексом
(ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются
следующие источники финансирования дефицита
федерального бюджета:
1) внутренние источники:
- кредиты, полученные от кредитных организаций
в рублях;
- государственные займы, осуществляемые
путем выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации;
- бюджетные ссуды, полученные от других
уровней бюджетной системы;
2) внешние источники:
- государственные займы, осуществляемые
в иностранной валюте путем выпуска ценных
бумаг от имени РФ;
- кредиты в иностранной валюте, полученные
от правительств иностранных государств,
банков, фирм, международных финансовых
организаций.
Источники финансирования дефицита бюджетов
субъектов РФ также подразделяются на
внутренние и внешние. К внутренним источникам
относятся государственные займы путем
выпуска ценных бумаг от имени субъектов
РФ, бюджетные ссуды от других уровней
бюджетной системы и кредиты, полученные
от кредитных организаций;
Дефицит местных бюджетов может финансироваться
только за счет внутренних источников:
муниципальных займов и кредитов, полученных
от кредитных организаций.
По российскому законодательству, бюджетный
дефицит может финансироваться только
на долговой основе. Кредиты Центрального
банка, а также приобретение им государственных
или муниципальных долговых обязательств
при их первичном размещении не могут
быть источниками финансирования дефицита
бюджета.
Бюджетный кодекс регулирует не только
способы покрытия бюджетного дефицита,
но и устанавливает ограничения на его
объем. Так, размер дефицита федерального
бюджета не может превышать суммарный
объем бюджетных инвестиций и расходов
на обслуживание государственного долга
РФ.
Дефицит бюджета субъекта РФ не может
быть больше 5 процентов от объема его
доходов без учета финансовой помощи из
федерального бюджета. При этом доходы
бюджета должны полностью покрывать его
текущие расходы. Источники финансирования
дефицита региональных бюджетов могут
использоваться только на покрытие инвестиционных
расходов, эти средства нельзя направлять
на обслуживание и погашение долга субъектов
РФ. Ограничение на размер дефицита местного
бюджета - не более 3 процентов от объема
доходов без учета финансовой помощи из
федерального и регионального бюджетов.
Поступления из источников финансирования
дефицита также могут направляться только
на инвестиционные расходы.
Причин бюджетного дефицита много:
Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих